Нью-йоркская Tanya Bonakdar Gallery выставила в Мадриде изящные ажурные конструкции Томаса Сарацено.
Если нельзя обогнать календарь, то можно попробовать сменить географию и чуть-чуть опередить весну, переместившись из московской нулевой температуры в мадридские +15 градусов. Пусть и по работе. Проходившая с 22 по 26 февраля ярмарка ARCOmadrid – событие в этом городе всячески поддерживаемое, начиная с того, что почетным президентом мероприятия, организованного IFEMA, является король Испании Филипп VI. С королевой Летисией они приезжают на ярмарку, дороги ради этого не перекрывают, но охрана с автоматами на подступах к выставочному комплексу Feria de Madrid выставлена. И хотя эти гигантские экспозиционные павильоны расположены практически за городом – в получасе езды от центра столицы, – в самом Мадриде развешаны афиши ярмарки, а на разных его площадках проходят связанные с ней некоммерческие выставки, в том числе и в Музее Тиссен-Борнемиса. В 2017-м в ARCOmadrid участвовало 200 галерей из 27 стран, разумеется, с преимущественным испанским представительством, однако из 200 галерей 66,5% – иностранные, в том числе, к примеру, «тяжеловесы» галерейного дела: лондонская Lisson Gallery, парижская Denise Rene или вернувшаяся сюда после участия в 2009-м цюрихская Hauser & Wirth (она выставляла, в частности, объект Филлиды Барлоу, которая представит Великобританию на 57-й Венецианской биеннале, – и галерея продала свою работу этой художницы за 50 тыс. фунтов). Однако в целом из иностранных участников 40% – из Латинской Америки. Неудивительно, учитывая, что спецгость нынешнего ярмарочного выпуска – Аргентина. По итогам ярмарки фонд ARCO купил в свою коллекцию, хранящуюся в центре искусств CA2M (в 2015-м Московский музей современного искусства принимал у себя выставку произведений из этой институции), 10 работ общей стоимостью, впрочем, довольно небольшой – 146 тыс. евро. ARCO – ярмарка среднего ценового диапазона.
Аргентина и другие
В дополнение к общей программе у ARCO имеются отдельные кураторские секции: «Открытие» для молодых галерей, а еще нововведение этого года – раздел «Диалоги», где каждая галерея представляет по два художника, и «Платформа Аргентина» (Argentina Plataforma / ARCO). Кроме того, ярмарка намерена постепенно наращивать вес не только на испанской арене, но и расширяется в соседнюю Португалию, где в мае второй раз пройдет ARCOlisboa. Причем если в Мадриде ярмарочная программа разворачивается вдали от центра города, то в Лиссабоне, как обещают организаторы, мероприятие хотя будет и не таким масштабным, зато в исторической части столицы. Вот разные стратегии, работающие в том числе на развитие туризма, о котором в России, к слову, сейчас много твердят чиновники.
«Дерево-мозг» знаменитого провокатора Яна Фабра можно приобрести за 79 тыс. евро. Фото автора |
Российских галерей в этом году в Мадриде нет (напомним, по случаю перекрестного Года Россия–Испания ARCO уделила особое внимание РФ в 2011-м – см. «НГ» от 25.02.11). Но барселонская галерея Senda предлагает фотоработу молодого московского художника Олега Доу. «Чебурашка-2. Спецвыпуск» оценен в 2,5 тыс. евро (плюс НДС). Вообще в преддверии ярмарки на ее сайте эта галерея выкладывала фотографию модной нашей группы AES+F из их проекта Inverso Mundus, но в итоге в галерее «НГ» пояснили, что привозили их работы в прошлый раз и сейчас уже не стали. Впрочем, Доу тоже работает в стилистике глянца.
Аргентинская арт-сцена, за исключением некоторых мировых знаменитостей, – скорее пока terra incognita. Но такие знаменитости здесь были, например, в секции «Диалоги», где 12 галерей выстроились сквозной «первой линией» при входе в оба ярмарочных павильона. Бразильская Nara Roesler (Сан-Пауло) решила совместить работы известного кинетиста Хулио ле Парка и Эдуардо Наварро. Недавно Ле Парк был почетным гостем прошедшей в Брюсселе престижной ярмарки BRAFA (см. «НГ» от 27.01.17), а в Мадриде его представили оп-артовскими работами, и – отдельно от стенда, в длинном коридоре между павильонами – кинетической «Белой сферой», шаром из маленьких плексигласовых пластинок, которая, вращаясь, отбрасывает на пол нежные блики. За Наварро представительствовал интерактивный объект «Седьмое окно», напоминавший диковинный тренажер: зрителю предстоит стать на колени на коврик для йоги меж двух деревянных конструкций и узреть собственную физиономию в зеркалах, подвешенных тут же под разными углами. На этом месте вспомнилась повальная страсть к селфи – думается, это вполне достойная декорация, хотя при мне таких снимков не сделали.
А нью-йоркская Tanya Bonakdar Gallery устроила более удачное соседство изящных объемных ажурных конструкций давно полюбившегося публике Томаса Сарацено с геометричными, с помощью графитовых напылений выполненными структурами Аналии Сабан, которые на этот раз уже как картины заключены в рамы.
Из многих – не только аргентинских – стендов в длинных ярмарочных рядах-«проспектах» экспозиционно выделялась Barro Arte Contemporaneo из Буэнос-Айреса. Группа Mondongo выстроила павильон в виде деревянного дома, чьи окна открываются то в небольшую реплику версальской Зеркальной галереи (в дни ярмарки, как сказали в галерее «НГ», здесь проходили перформансы на тему социально-экономической критики – с кусками пирога с флагами разных стран), то в крепость, а то в оконце застыли, вероятно, после поединка, два манекена – и на одного из них «выплывает» откуда-то огромная черная рука. В импровизированном дворе этого дома Никола Костантино, видимо, воздавая честь Прадо с его самой большой коллекцией работ Босха, «сыграла» в современный «Сад земных наслаждений». В ее вариациях на тему Босха фонтан – источник жизни – воссоздан на 3D-принтере, и его причудливые формы обрели объем (он стоит 40 тыс. долл.), а на фотографиях (10–18 тыс. долл.) художница развернула мизансцены из этого самого сада наслаждений.
От Пикассо и Дали до Яна Фабра и Ай Вэйвэя
Причудливые зеленые человечки на стенде галереи Forsblom. |
Модернистов на ARCO не всегда четко отделяют от современников, и некоторые привезли произведения Пикассо, Жоана Миро и кинетические работы Александра Колдера. Что, естественно, не отменяло ставки других галерей на властвующих в арт-мире современников – Ай Вэйвэя, Аниша Капура, Яна Фабра или Марины Абрамович. Не все галереи раскрывают цены на работы журналистам, но в основном рассказывают охотно.
Здесь, что неудивительно, было довольно много работ Пикассо и Миро. Скажем, мадридская Leandro Navarro в числе внушительной подборки модернистов предлагала небольшой холст Пикассо 1919 года «Бокал, табак и игральная карта» за 750 тыс. евро (включая НДС), рисунок с сидящей обнаженной – за 175 тыс. евро. Тут были и Миро, и Колдер – с неизменно завораживающим кинетическим объектом, где на тонких проволочках плавно вращаются цветные «лопасти». А еще был колдеровский крохотный проволочный человечек с болтом на причинном месте (80 тыс. евро). На этом стенде мне единственный раз на ярмарке попались работы Сальвадора Дали. И здесь же была, например, типичная бронзовая абстрактная композиция Жана Арпа – но ее продали в первый час работы ярмарки. Парижская Denise Rene два полотна пионера оп-арта Виктора Вазарели оценивала в 280 тыс. евро и в 75 тыс. евро.
Современные классики на ярмарке тоже есть. Lisson Gallery привезла «Раскрашенные вазы» Ай Вэйвэя. Напомним, художник в свое время сделал перформанс «Роняя вазу династии Хань», таким образом, как он говорил СМИ, желая «пересмотреть отношение к искусству и к прошлому», однако на его выставке 2014-го в Майами другой художник – Максимо Каминеро – разбил уже вэйвэевскую вазу (тогда оцененную в 1 млн долл.). В Lisson же выставлено вогнутое «Зеркало. От розового до органического зеленого и черного» Аниша Капура, переворачивающее вверх тормашками все, что попадает в его «поле зрения» (525 тыс. фунтов). Довольно натуралистичное, несмотря на ветви с листвой, «Древо мозга» (или «Дерево-мозг», вероятно, случайно напомнившее символ монархической власти – державу) Яна Фабра Deweer Gallery (Отегем, Бельгия) выставляет за 79 тыс. евро (включая налоги). Его же панно «Верные поглотители» с грызущими скелет псами и вообще всяческими напоминаниями о суете сует, выложенное из переливающихся зеленых крыльев жуков-златок, оценено 200 тыс. евро. И рядом на столе лежит каталог эрмитажной выставки Фабра, вызвавшей скандальное бурление общественности, часть которой ее даже не видела. На ярмарке несколько раз встречались произведения умершей в 2010-м Луиз Буржуа, а в Studio Trisorio из Неаполя был механический объект Ребекки Хорн с сидящей на камне бабочкой (150 тыс. евро без учета НДС).
Если изменить направление поиска и двинуться в сторону акционизма и перформанса, то картины венского акциониста Германа Нитча, будто сильно забрызганные кровью, у нью-йоркской галереи Marc Straus варьировались в цене от 33 тыс. до 100 тыс. евро. Фотография «бабушки перформанса» Марины Абрамович из серии «Кухня. Посвящение Св. Терезе» на стенде венской Krinzinger стоила 79 тыс. евро (с налогами), а женевская Art Bartschi & Cie фото Абрамович «Портрет с агнцем (белый)» из серии «Возвращаясь к простоте» предлагает за 70 тыс. евро (плюс НДС).
Галерея из Аргентины представила созданный на 3D-принтере фонтан с картины Босха «Сад земных наслаждений». Фото автора |
Говорить о тенденциях на коллективных смотрах ярмарочного формата – дело довольно затруднительное, да и не самое объективное. Но если совсем уж обобщить и спрямить углы, пожалуй, с одной стороны, можно сказать об абстрактном (в том числе и с геометрическими вариациями) искусстве, причем не только почившего классика Лючио Фонтана, но и современников. Но, с другой стороны, будто в противовес, здесь очевидно увлечение искусством фигуративным, часто намеренно привлекательным и даже развлекательным. В этой нише окажутся и скульптурные головы играющего с эффектами оптических искажений испанца Жауме Пленса, и многочисленные, намеренно грубо высеченные из дерева обыкновенные, как из толпы выхваченные, люди немецкого скульптора Стефана Балкенхола. Причем его оставшаяся без рук, словно античная статуя, но в остальном абсолютно современная обнаженная больше человеческого роста оценена дешевле (у Deweer Gallery – за 124 тыс. евро, включая НДС), чем одетый мужчина (его Senda продает за 175 тыс. евро без НДС). Среди заигрывающих с масс-культурой авторов на ARCO есть и Эрвин Вурм с бронзовыми огурцами и «Плохими мыслями» (у лиссабонской Cristina Guerra Contemporary Art), и, к примеру, финский художник Ким Симонссон. На второй день работы ярмарки со стенда Forsblom (Хельсинки) исчезли два из четырех его причудливых зеленых человечков, вероятно, обретя нового владельца.
Дорогу молодым
То, что в ярмарочной секции «Открытие» шанс показать себя на международном смотре дан 18 галереям не старше семи лет, отрадно. Здесь открывшаяся в 2011-м парижская галерея Samy Abraham в ярмарочной суете привлекла внимание статичным, медитативным перформансом (правда, в разговоре с «НГ» в галерее подчеркнули, что это – именно tableau vivant, «живая картина») Аделаиды Ферьё. Молодая художница в длинном, как на старинных картинах, плаще, что спускался драпировками почти скульптурной формы, стояла перед снующими мимо посетителями: на какое время остановить, заставить застыть мгновение, зависело только от нее. И часов она в прямом смысле слова не наблюдала.
Параллельно
и перпендикулярно ARCO
ARCO делает ставку не только на расширение в соседнюю Португалию, но и на сотрудничество с арт-институциями Мадрида, в том числе с музеями. Точечные, как сейчас принято говорить, «интервенции» ярмарка в рамках аргентинской платформы осуществила в Музей Тиссен-Борнемиса (на небольшой выставке «За рубежом: Фонтана, Куитка, Сибер и Тесси» объединены картины трех аргентинцев и перуанца Тесси, при этом, скажем, произведения и Фонтаны, и Гильермо Куитки есть и на самой ярмарке) и еще на нескольких городских площадках, включая культурный центр Tabacalera, Музей Серральбо, расположенный в особняке маркиза Серральбо, и Национальную библиотеку Испании.
Одновременно в городе проходят формально с ярмаркой не связанные, но «цепляющиеся» за нее в смысле латиноамериканского акцента ARCO тематически проекты «Отправная точка: Коллекция Исабель и Агустина Коппель в Мехико» и «Следующая станция. Перуанские художники из коллекции Хохшильд». Первая экспозиция открыта в выставочном пространстве одного из крупных испанских банков, и здесь интересна ставка на объединение южноамериканских художников с такими знаменитостями, как Гэри Хилл, Брюс Науман или Синди Шерман. Второй же проект в выставочном пространстве Sala Alcala 31 впервые демонстрирует Европе собранное Эдуардо и Марианой Хохшильд перуанское искусство последних 30 лет.
А когда наступает пресыщение современным искусством, отправляешься в Прадо, и тех, кто в Москве устал и от минкультовских наказов о повышении посещаемости музеев, и от длинных очередей и заканчивающихся билетов на привозные выставки-хиты, этот музей удивит уже на входе. По вечерам вход туда свободный. И очередь, огибая газоны с пальмами, растягивается на сотни метров.
Мадрид–Москва