Костя Улльман в Центре документального кино.
Фото Веры Цветковой |
На днях в прокат вышел фильм Марка Ротемунда «Не/смотря ни на что» (оригинальное название Mein Blind Date mit dem Leben), в котором главную роль сыграл молодой немецкий актер с русским именем. Обозреватель «НГ-антракт» Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с Костей УЛЛЬМАНОМ.
– Костя, откуда столь экзотическое для немца имя?
– От папы-актера, он поклонник Чехова – меня назвали так в честь Константина Треплева из «Чайки».
– Вот это да, тот случай, когда имя обязывает! Гёте-институт осенью организовал Фестиваль немецкого кино, я была на показе другого фильма Ротемунда с тобой в главной роли – «Фанатки на завтрак не остаются» и видела, как тебя встречали. А каковы твои впечатления от общения с публикой после показа?
– Самые приятные. Оказалось, что люди уже видели фильм, который вышел семь лет назад, но пришли посмотреть его еще раз. Более того, выяснилось, что многие девушки и выросли на нем – я ведь сыграл там рок-звезду, которая влюбляется в простую девушку: привлекательный сюжет…
– Да, тогда в ЦДК собралась молодежная аудитория, и что меня поразило – все как один задавали вопросы на превосходном немецком!
– Меня тоже удивило такое знание языка. И очень тронуло то, как много благодарности и уважения ко мне было выказано публикой.
– Ты тогда сказал, что как актер тяготеешь к драме.
– Я начал свою карьеру с драмы. Отец привел меня в свое актерское агентство ребенком, и уже в 11 лет я стал сниматься, причем не в детских фильмах, а во взрослых драматических. Так что чувствую себя как дома, когда надо сыграть какого-нибудь надломленного и запутавшегося персонажа. В последние годы играю много комедийных ролей, это нечто совсем другое, но тоже по-своему доставляет удовольствие. Я думаю, самый лучший жанр – смешанный.
– Премьера « Не/смотря ни на что» – как раз образец такого микса. Ты, кстати, как бы ее определил – комедийная мелодрама? Ироническая драма?
– Скорее как синтез комедии и драмы. Фильм очень эмоциональный, он очень сильно трогает. При этом заставляет, отталкиваясь от судьбы героя, задумываться о каких-то глобальных вопросах, а при этом хохочешь. В Германии он взорвал прокат (у нас премьера состоялась раньше, в январе). Я смотрел его вместе со своей семьей – много было хохота, но были и слезы. Когда выходишь из зала после такого кино, ты полон светлых чувств.
– Ну да, надежды, веры в человеческие силы… Фильм очень добрый и, я бы сказала, не по-современному позитивный. Расскажи о нем вкратце.
Герою Улльмана приходится запоминать бутылки на ощупь. Кадр из фильма «Не/смотря ни на что» |
– Это духоподъемная история молодого человека, который мечтает о стажировке в старейшем отеле Мюнхена. Накануне окончания школы у него резко падает зрение – до 5% видимости, но он предпринимает невероятные усилия, чтобы это скрыть... Сюжет основан на реальных событиях, первооснова – книга, написанная прототипом моего героя, которого звать Салья Кахавате (Saliya Kahawatte). Я знаю, что сейчас ведутся переговоры о возможности перевести и выпустить его книгу в России.
– Ты читал книгу или только сценарий?
– Сперва я увидел сюжет по ТВ. Обычно я медленно читаю сценарии, а тут просто проглотил его – настолько меня тронула история. Более того, в ту же ночь я скачал и прочитал электронную книгу Сальи – очень хотелось узнать подробности, понять, насколько правдив сценарий, нет ли там придумок-преувеличений. Нет, но в книге, конечно, подробнее и полнее все описано. В эту историю сложно поверить – кажется неправдоподобным, что человек в столь незавидной ситуации все смог! Тем не менее сильное желание, воля, целеустремленность плюс помощь друзей творят чудеса.
– Ты знаком с автором книги, прототипом твоего героя?
– Да, конечно. Мы оба живем в Гамбурге, что дало мне возможность в процессе подготовки к съемкам общаться с ним ежедневно два месяца подряд, я задавал очень много вопросов о его прошлом, и это помогло мне выстроить роль.
– Отличный профессиональный подход!
– Актерская профессия – это невероятный шанс по возможности вжиться в чужую жизнь, узнать другие профессии или начать их узнавать… Во время подготовки к фильму я, так же как и мой герой, прошел практику в ресторане пятизвездочного отеля, чтобы точно понять, с чем сталкиваешься, когда там работаешь. И с каждым днем практики мне все невероятнее представлялась эта история – тем не менее она на самом деле произошла в жизни.
Рок-звезда с возлюбленной простушкой (актриса Анна Фишер). Кадр из фильма «Фанатки на завтрак не остаются». 2010 |
– Салья Кахавате приезжал на московскую премьеру – внешне вы не очень похожи.
– У него потемнее кожа, чем у меня, но общее у нас есть. У него родители из Шри-Ланки, у меня – дедушка из Шри-Ланки!
– Да уж, прямо скажем, внешне и ты не ариец – скорее красавчик из индийского кино!
– Что для немецкого актера неплохо – выделяюсь среди прочих коллег. Как-то я сыграл немецкого солдата Первой мировой – правда, фильм был японский, наверное, они думали, что все немцы выглядят как я.
– Ты много чего сыграл, у тебя ведь по три-четыре фильма в год выходят? Помню, в триллере Тиля Швайгера «Ангел-хранитель» сыграл вместе со Швайгером, а в «Блудном сыне» и вообще актуальное – молодого немца, принявшего ислам и подозреваемого в терроризме. Как, кстати, тебе нашествие братьев-мусульман в Германию – не считаешь, что мультикультурная политика в Европе провалилась?
– Я убежден, что политика мультикультурализма должна сработать. Ее противники немногочисленны, нельзя давать им платформу – место в медиа, например, что, к сожалению, происходит. Мы живем на одной планете, и если ты видишь только свою страну и думаешь только о своей стране – это очень ограниченный подход. В 60-х годах прошлого века в Германию приехало много турок, они великолепно здесь интегрировались и помогали выстраивать страну. К сожалению, есть идиоты, которые хотят, чтобы в Германию не переезжали иностранцы на постоянное место жительства.
– Этих идиотов можно понять: когда за год в небольшую страну въезжает миллион агрессивных чужаков с другим культурным кодом, а вернее, с бескультурным…
– Если другая культура не приносит вред, пусть сохраняет свою самобытность. То, что делает ИГ (запрещена в России. - "НГ"), я тоже нахожу ужасным, с этим, безусловно, надо бороться, но ведь это не относится к абсолютно всем мусульманам, не так ли?
– А вот скажи, ты, когда соглашаешься на роль, руководствуешься только актерским интересом или тебя может остановить нечто идеологическое? Режиссер Стоун снял героический фильм о Сноудене, которого в Америке многие считают предателем. Я спросила снявшегося там Николаса Кейджа, когда он был в Москве: чем он руководствовался, согласившись работать в этой ленте? Кейдж честно ответил, что личной дружбой с режиссером.
Сейчас на съемках в Южной Африке, или с гепардом в живой природе. Фото со страницы Кости Улльмана в Faсebook |
– Подача «Сноуден – герой» – всего лишь субъективный взгляд, всей правды не знает никто, кроме самого Сноудена, и при другом подходе можно было снять фильм «Сноуден – предатель». Я не стал бы руководствоваться только этим – дружбой с режиссером; сам проект должен убеждать, у тебя должно сложиться собственное мнение о проекте. Сценарий и роль должны быть интересны, но я должен и на 100% поддерживать то, что мне предлагают. Как лично я выбираю роль? В ней должен быть вызов. Больше всего мне нравится находить и открывать в себе нечто такое, о наличии чего я и не предполагал. Узнавать себя заново – ух ты, я, оказывается, это могу! Была у меня, кстати, роль мечты – Маугли, но, боюсь, поезд ушел – если бы я сейчас стал бегать в оранжевых трусах по джунглям, это бы выглядело точно несимпатично.
– Какое у тебя образование – киношное или театральное?
– Скорее театрально-балетное. Когда мне было шесть лет, мама сказала, что я получу два киндер-сюрприза, если поступлю в балетную школу. Мама была балериной в английском Королевском балете (Royal Ballet), вследствие чего мы с сестрой занимались в балетной школе Ноймайера. Но мне это дело казалось тупым и неинтересным: в подростковом возрасте тебе не кажется, что балет – это что-то классное, и я его бросил. Хотя очень много для себя вынес из балета. Что касается театрального образования, я учился в Высшей школе театра и музыки и тоже бросил ее ради главной роли в кино – больше хотелось быть перед камерой, чем перед зрительным залом. И сейчас я больше склоняюсь к кино, где чувствую себя в своей тарелке, но очень радуюсь, когда раз в два-три года приглашают на роль в театр. Это настолько две разные профессии! Камера ловит каждый момент и полутон, а в театре надо играть с некоторым нажимом, условно говоря, плюсовать, чтоб дошло до всех зрителей – и в партере, и на балконе, и в ложе. Там сложнее оставаться естественным… Зато зритель я очень благодарный, очень люблю ходить в театр!