Модель Коко Роша представила свадебное платье дизайна Жан-Поля Готье.
Коллекции высокой моды (haute couture) сезона весна/лето 2017 года клиенты ждали с придыханием, а редакторы моды на скорость строчили заметки о показах. Что же это за зверь такой haute couture и почему вокруг него так много шумихи?
Высокая мода от кутюр всегда подразумевает что-то особенное, сшитое вручную талантливыми мастерами, часто со сложной отделкой – вышивкой, инкрустацией и т.д. Речь идет об уникальных единичных образцах, которые воспроизводятся клиентам (около 4 тыс. во всем мире) по сверхдорогой стоимости. Например, Guardian так описала цены на кутюр: «Платье может стоить как Rolls-Royce, а блузка по цене сравняется с квартирой в Мадриде».
Роскошные платья, строгие костюмы, цветочный принт, платья, расшитые прозрачными кристаллами, летящие силуэты, много бархата, кружева, шелка, органзы, плоды фантазии Жан-Поля Готье и Джона Гальяно в качестве креативного директора Maison Margiela и эксперименты Пьерпаоло Пиччоли. Неделя высокой моды не задает тренда, она показывает, на что способны дизайнеры и швеи, если им предоставить свободу.
Номинантки на премию «Оскар-2017» актрисы Николь Кидман и Изабель Юппер оказались в первом ряду показа Giorgio Armani Prive не ради любопытства: церемония вручения премии состоится уже через месяц – 26 февраля, а значит, пора выбирать наряд. Оранжевый представлен в самом широком спектре оттенков – от пастельно-желтого до насыщенной охры, а благородные материалы – кожа, шелк и органза – передают тонкие нюансы цвета. Искрящийся оранжевый в сочетании с беспроигрышным черным, платья-колонны, идеальные брючные костюмы, струящиеся шифоновые туники. Словом, безупречный женственный наряд, гармонирующий со статуэткой, стоит выбирать именно здесь.
Ливанец Зухаир Мурад хорошо заработал на невестах из семей российских олигархов в прошлом году и имеет все шансы повторить успех в этом. Фейерверки вдохновили новую коллекцию Zuhair Murad haute couture. Этот сложный для экспериментов и интерпретации источник вдохновения проявился во всех возможных вариациях: в виде принта, ярких фейерверков, взлетающих вверх на плечах полупрозрачной блузки, и в виде вышивки красными и белыми кристаллами на платьях. Весит такой наряд в среднем 20 кг. Поэтому подвенечный наряд Zuhair Murad именно выплывал на подиум: быстро двигаться в платье с такой пышной юбкой модель физически не могла.
Наша соотечественница Ульяна Сергеенко представила в Париже по-настоящему магическое шоу: модели двигались по арене цирка Le Cirque d'Hiver, а саму драматическую коллекцию оттенял красный занавес. Немного мрачная атмосфера показа усиливалась и подходящим саундтреком. Показ открывала модель Наталья Водянова в черном платье-бюстье. Вдохновение Ulyana Sergeenko – волшебство, магия, сила женщины и русский фольклор. Образы оказались для весеннего сезона весьма неожиданными: темные цвета (ультрамарин и кобальт, хвойный и пунцовый), тяжелые ткани, закрытые силуэты и даже пальто. Кроме того, Ulyana Sergeenko сосредоточилась на сложном, по-настоящему кутюрном крое – платья-бюстье со сложными драпировками и лифом в виде тюльпанов заслуживают отдельного упоминания. По традиции дизайнер использовала в коллекции вологодское кружево.
Эли Сааб – один из немногих дизайнеров на Неделе моды в Париже, которому удается создать стопроцентную атмосферу настоящего haute couture – рафинированность, красота, роскошь, фантазия. Но в то же время он создает реальные платья для реальных женщин – весь первый ряд его показа был занят клиентками со всего мира. Коллекцию оценивали Пас Вега, Петра Немцова, Ольга Куриленко и другие знаменитости, не раз признававшиеся в любви к нарядам ливанского дизайнера. Бренд Elie Saab продолжает модную экспансию Ближнего Востока в Европу. Его новая коллекция, названная «Рождение света», замешена на восточных мотивах и шике старого Голливуда. В ней все, что заслужило платьям Elie Saab статус объекта желания миллионов девушек во всем мире: женственный силуэт, разрезы до бедра, прозрачные ткани с россыпями камней и кокетливые перья марабу, роскошная отделка и изысканные дорогие материалы. По традиции львиную долю коллекции составили наряды из прозрачного шифона с отделкой кружевом, пайетками и металлизированными нитями. Богатая отделка золотом, декорирование вышивкой, камнями и бисером отвлекают внимание от практически «голых» платьев – и в этом весь Elie Saab, создающий откровенные, но при этом удивительно целомудренные платья.
Новая кутюрная коллекция Viktor&Rolf, представленная на Неделе моды в Париже, носит название «Бульвар разбитых грез». Идея в том, что модельеры «собрали» новые платья из кусочков одежды из старых коллекций, заглянув в далекое прошлое (даже до 40-х годов). Своей кутюрной коллекцией Виктор Хорстинг и Рольф Снорен продолжают темы, начатые еще в прошлом сезоне, – деконструкция и абстракция. Тюлевые оборки, отрезы принтованной ткани, кружева и шелка складываются в платья, юбки, блузки и брюки. Здесь речь идет не только о кутюре и беспрецедентном исполнении (обратите внимание на золотую окантовку, соединяющую или разделяющую разные по текстуре части) – Виктор и Рольф заявляют о важности социальной ответственности и утилизации вещей. «Не покупайте того, что не будете носить, а что не носите – преобразуйте в нечто новое и необычное!» – можно сказать, что девиз кутюрной линии бренда звучит сегодня именно так.
Жан-Поль Готье, заручившись поддержкой звездных подруг, сидевших в первом ряду шоу – Катрин Денев и Пас Вега, – закатил на подиуме настоящую феерию, завершил которую последний выход модели, спустившейся из-под потолка на веревочных качелях. Jean Paul Gaultier переключился с создания нескольких коллекций в год исключительно на haute couture, и работа превратилась для него в чистое творчество – таких зрелищных и жизнерадостных показов, как французский enfant terrible от моды в Париже, не делает больше никто. Начав показ с условно строгих брючных костюмов, дизайнер переключился на яркие образы в стиле 1980-х, а под конец продемонстрировал блок вечерних платьев – от кричащих версий с натуралистичным цветочным фотопринтом до ультрасексуальных прозрачных нарядов из шифона, ламе и кожи с перфорацией.
Коллекция Giambattista Valli – пышные платья, ампир, скрупулезные вышивки, кружево, вечерние силуэты. От мастера бальных платьев Джамбаттисты Валли не ждешь ироничного отношения к моде, в его коллекциях всегда все серьезно и драматично: километры шлейфов, тяжелые украшения, вышивка, как в нарядах Ренессанса. Но в весенне-летнее кутюрное шоу он все же смог включить необычный нюанс – первые платья из атласного шелка выглядели так, будто их только что достали из шкафа и длительное там пребывание отпечаталось на этих вещах неприглядными складками.
Показ Chanel проходил в Гран-Пале, на этот раз декорированном зеркальными ширмами, плиткой и стойками с букетами белоснежных калл, между которыми пробирались к своим местам в первом ряду Инес де ля Фрессанж, G-Dragon, Элли Бамбер и другие знаменитые друзья бренда. В его коллекции прослеживаются два стиля: 50-х и 80-х годов прошлого столетия. Первый – это твидовые костюмы в весенней палитре, второй – отделка из перьев и объемные плечи. Показ открыли неизменные твидовые костюмы конфетных оттенков с талией, акцентированной широкими ремнями из металлизированной кожи, чередующиеся на подиуме с твидовыми платьями длины миди. Во второй части шоу к пастельной палитре добавился преобладающий серебряный цвет – дизайнер щедро украсил роскошные вечерние и коктейльные платья пайетками и жемчугом. Наряды отличает тюльпановидный крой, но также объем создают оборки и другие конструкции из ткани. Закрыла показ новая муза Карла Лагерфельда Лили-Роуз Депп. Дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради представила пышное пастельно-розовое платье с юбкой и рукавами, собранными из десятков оборок.
Пока рекламные лица Dior во главе с беременной Натали Портман и Шарлиз Терон шли «маршем миллионов разгневанных женщин» в футболках с лозунгом «We should all be feminists!» («Нам всем следует быть феминистами»), Мария Грация Кьюри не покидала рабочего места – готовила свою первую коллекцию haute couture для французского дома. В традиционном месте проведения показов Dior – Музее Родена собралось несколько десятков знаменитых поклонников, друзей и послов бренда: Диана Крюгер, Ева Герцигова, Рами Малек, ASAP Rocky, Оливия Палермо и наши соотечественницы Мирослава Дума, Елена Перминова, Екатерина Мухина, Наталья Гольденберг. Гороскопы, астрология, суеверия и талисманы – об этом пошла речь в коллекции, представленной в декорациях магического леса, полного деревьев, украшенных лентами и картами Таро. Обитательницами этого леса, отстроенного в Музее Родена, стали модели в нарядах, дополненных полупрозрачными масками животных и невесомыми ободками из длинных перьев. Сами вещи из деликатного кружева, бархата, ламе и шифона транслировали мистическую тематику посредством любимого приема Кьюри – вышивки с изображениями в стилистике карт Таро. Модели блуждали по причудливым ходам лабиринта, напоминая сказочных или мистических существ: лесные нимфы и феи, предсказательницы судеб, готические колдуньи. А вечерние платья коллекции насыщенных (черный, белый, красный) и пастельных (сиреневый, голубой, розовый, бежевый) тонов ассоциируются со сменой то ли сезонов, то ли жизненных циклов.
Итальянский дизайн-дуэт Dolce&Gabbana, который не входит в Парижский синдикат высокой моды, взял за правило выбирать место для своего шоу, которое раскрывает главные источники вдохновения коллекции. Показав в 2016 году поклонникам бренда, за что жизнерадостные итальянцы обожают Неаполь, Сицилию и Портофино, дизайнеры снова вернулись в Милан, в святая святых модной столицы страны – «лабораторию» знаменитого Teatro alla Scala. Среди фантасмагорического нагромождения декораций под аккомпанемент фортепиано по огромной aдили в кутюрных творениях итальянского дуэта. Доведенная до абсурда роскошь, которую двум итальянцам удается так ловко превратить из откровенного китча в объект желания женщин по всему миру, была с помпой показана для клиентов дома. Роскошная отделка – золото, пайетки, вышивка, бархат, массивные аксессуары – новая интерпретация узнаваемого стиля Dolce&Gabbana.