0
3789
Газета Люди и положения Интернет-версия

27.01.2017 00:05:00

Ярмарка искусства в Брюсселе как путешествие по эпохам и стилям

Тэги: ярмарка, искусство, брюссель


ярмарка, искусство, брюссель Phoenix Ancient Art специализируется на античном искусстве. Фото Любови Пуликовой

В Брюсселе с 21 по 29 января проходит одна из самых старых и важных в Старом Свете ярмарок искусства Brussels Art Fair (BRAFA). В 2017 году ярмарке исполняется 62 года, однако, находясь на седьмом десятке, BRAFA чувствует себя очень хорошо – уже к вечеру воскресенья, 22 января, посещаемость составила 20 тыс. человек!

132 галереи из 16 стран предлагают искусство всех стран и континентов – от древнеегипетских реликвий до работ ныне здравствующих художников и скульпторов. Российские галереи в BRAFA участия не принимают, однако русское искусство здесь имеется. 

На BRAFA можно отыскать интересные вещи за тысячи, за сотни тысяч евро, а можно сразу приготовиться к цене в несколько миллионов евро. Предметы искусства проходят обязательный строгий отбор и экспертизу специальной комиссии – все сомнительное и вызывающее вопросы стараются сразу исключить. Возможно, благодаря такому отбору пространство галерей не перегружено предметами искусства. Глаз не мечется по стенду, стараясь охватить все и боясь пропустить что-то важное, как это часто происходит на Российском антикварном салоне в ЦДХ. 

Каждому предмету на BRAFA уделено особое внимание – как будто режиссер дает возможность актеру показать себя на сцене, не позволяя при этом затеряться среди других коллег по цеху. Большинство галерей стремятся попадать в когда-то заявленные ими темы и временные рамки, но все чаще встречается интересное соседство, к примеру, средневековой скульптуры и картины модерниста.

Умение органично сочетать древнее и современное – одна из особенностей Brussels Art Fair. Здесь нет тематического деления, и, выходя из одной галереи, совершаешь мгновенное путешествие во времени – от комиксов с котом Филиппа Гелюка мгновенно попадаешь в эпоху XVIII века с венецианскими зеркалами, изящной золоченой мебелью и мраморными бюстами. 

В особую атмосферу BRAFA хорошо вписался пионер кинетического искусства аргентинец Хулио Ле Парк. В этом году он стал почетным гостем BRAFA -  его разноцветные сферы  встречали посетителей при входе на ярмарку и оживляли аллеи со стендами. 

Мало где так любят и действительно ценят комиксы, как на BRAFA. В Бельгии (как и в других франкофонных странах) комиксы официально называют девятым искусством. Оригинальные работы могут запросто стоить миллионы. Так, в 2015 году обложку комикса «Загадочная звезда» 1942 года про приключения Тинтина авторства Эрже продали здесь за 2,5 млн евро. Интерес к Жоржу Реми (настоящее имя Эрже) и сегодня остается стабильным. Главная работа на стенде Belgian Fine Comic Strip Gallery – его рекламный лист «Chicoree Pacha/Pacha Chicorei» (тушь, гуашь, бумага), оцененный в 600 тыс. евро. Цены на другие работы в галерее начинаются от 20 тыс. евро. 

По популярности, но пока что не по стоимости с Эрже может посоперничать хорошо упитанный и саркастичный кот, придуманный карикатуристом Филиппом Гелюком. В 1983 году в газете Soir была впервые напечатана серия комиксов о похождениях важного кота в костюме и галстуке, быстро завоевавшая успех у читателей. Кот (le сhat) стал важной фигурой в бельгийско-французской культуре, а картины с его изображением продаются у галереи Huberty Breyne по цене от 1 тыс. до 20 тыс. евро.

Колониальное прошлое Бельгии присутствует на ярмарке в виде африканских скульптур и масок. В этом году, как никогда, много было галерей, занимающихся tribal art (к нему относят примитивное искусство Африки, Океании и Индонезии, а также древности доколумбовой Америки и буддийской Азии).

Коллекционеры и дизайнеры любят эти вещи за особый лаконизм и способность идеально вписываться почти в любой интерьер. Стоимость предметов неуклонно растет, так что маски для инициации начала XX века (Конго) стоят у Pierre Dartevelle по 30 тыс. евро, а напоминающий инопланетянина полинезийский бог Тики – 120 тыс. евро. Удивительную по исполнению глиняную статую девушки из племени тотонак (Мексика, штат Веракрус, VII–X век) показывает брюссельская Deletaille Gallery. Изваяние почти в метр высотой оценивается в 2,5 млн евро.

Галерея Mermoz специализируется на доколумбовых цивилизациях Центральной и Южной Америки. Скульптура «Орел» культуры теотиуакана (V–VIII век) стоит от 500 тыс. до 1 млн евро, а маски – 100–200 тыс. евро. 

Деревянная фигурка «Материнство» из Ашанти (регион республики Гана) оценена нынешним владельцем Бернаром де Грюнне (Bernard de Grunne – Tribal Fine Arts) в 200 тыс. евро, а маска тайного общества МВО народности Игбо (Нигерия), имитирующая целое сооружение из волос, можно купить в галерее Serge Schoffel – Art Premier за 75 тыс. евро. 

На аукционах работы Жан-Мишеля Баскиа, вдохновленные примитивами, уходят к коллекционерам почти за 60 млн евро. В Брюсселе же галерея Boon планирует продать схематично нарисованную на листке бумаги битву двух гениев «Тесла против Эдисона» за 350 тыс. евро.

Современник Баскиа – Энди Уорхол представлен оригинальными рисунками. Владельцы парижской Galeriedes Moderns специализируются на единичных, нетиражных произведениях художника поп-арта. За смешного «Кота в тюрбане» просят 48 тыс. евро, а в 95 тыс. евро оценен графический портрет Джейми Вайта.

Интересно, что античное искусство уступает по цене не только tribal art, но и классицизму XVIII века. Мраморная греческая головка IV века до н.э. у Phoenix Ancient Art стоит 13 тыс. евро, а копия по оригиналу Антонио Кановы «Голова Медузы горгоны» у итальянцев в Il Quadrifoglio купить можно за 100 тыс. евро.

Похожая ситуация и с картинами старых мастеров. Конечно, хорошо поторговавшись, вы сможете заполучить дешевле 1 млн евро «Крестьянский танец» Питера Брейгеля-младшего у Galerie Florencede Voldere, зато тонко прописанный цветочный натюрморт Гаспара Питера Вербрюггена стоит 55 тыс. евро, натюрморт Жака де Клаува-старшего 115 тыс. евро, а портрет молодого человека работы Уильяма Кея оценен скоромно – в 45 тыс. евро (всё у Floris van Wanroij Fine Art).

В цене и почете в Брюсселе знаковые бельгийские сюрреалисты. Произведение Рене Магритта «Ноктюрн» продается за 625 тыс. евро (галерея Stern Pissarro). В картине, написанной в 1923 году, еще до начала сюрреалистического периода, соединились тенденции кубизма и ар-деко, оттого она и не напоминает «классические» произведения Магритта. 

На стенде президента BRAFA – Harold t'Kintde Roodenbeke Gallery работы Поля Дельво. Загадочная, как и все творчество Дельво, картина «Сады Александрии» стоит 850 тыс. евро, а графичная «Обнаженная с красным занавесом» 250 тыс. евро.

Ювелирных украшений на ярмарке не так много, но они заслуживают внимания. Галерея Epoque Fine Jewels специализируется на украшениях в стиле ар-нуво и ар-деко, хотя и от более поздних вещей здесь не отказываются. Брошь «Райская птица» от Cartier датируется 1950-ми годами, но строгость форм и лаконичность делают ее похожей на ювелирные произведения 1920–1930-х годов. На драгоценную птичку ушло 11 карат бриллиантов и 20 карат сапфиров, так что поймать ее можно за 350 тыс. евро. 

В качестве highlights ярмарки (главные, топовые вещи) экспертным советом BRAFA была отмечена уникальная цепочка с подвесками в стиле ар-нуво по эскизу Альфонса Мухи (625 тыс. евро). Созданная ювелиром Жоржем Фуке около 1900 года цепочка состоит из 11 разных секций, включающих жемчужные нити, подвески с геометрическим рисунком и драгоценными камнями (рубины, сапфиры и изумруды). 

Известный мастер ар-нуво, французский ювелир и дизайнер Рене Лалик, представлен у Epoque Fine Jewels изящной «Подвеской с ласточками». За золотые женские профили с развивающимися волосами в окружении синих эмалевых ласточек просят 220 тыс. евро.

На BRAFA можно отыскать и русское искусство. Дороже всех – Марк Шагал. Его поздние живописные полотна («Невеста и жених в цирке» и «Новобрачные»), висящие друг напротив друга в галерее Boulakia, оценены в 3,2 млн евро каждое, а «Букет на голубом фоне» на стенде Stern Pissarro стоит 520 тыс. евро. Графика Шагала оценена дешевле. У той же галереи Stern Pissarro его «Соломон» – эскиз для литографий цикла «Библейское послание» – продается за 160 тыс. евро, а монохромная «Песнь песней» – за 138 тыс. евро.  

За очень строгую, геометрическую работу Василия Кандинского (тушь, акварель) «Dunke Seiten» 1931 года в галерее Boulakia просят 350 тыс. евро.

Галерея Brenske из Мюнхена специализируется на иконах XVI–XIX веков (русские и греческие) в ценовом диапазоне от 1 тыс. евро. Две русские иконы XVI века – «Огненное вознесение Ильи Пророка» и «Спас Ярое Око» (Московская школа) – стоят около 100 тыс. евро каждая.

Мраморный бюст графа Николая Демидова (1773–1828), созданный итальянским скульптором Адамо Тадолини, обнаружен у галереи Desmet. Специальная оговорка владельцев «в районе 35 тыс. евро» означает, что торг уместен. Промышленник Демидов с 1815 года был посланником при дворе великого герцога Тосканского во Флоренции. За свою благотворительную деятельность он удостоился во Флоренции, на площади piazza Nicola Demidoff названной в его честь.

Галерея Clara Scremini выставила работу Марии Кошенковой из Санкт-Петербурга – одной из самых молодых участниц BRAFA. Ее стеклянные объекты, среди которых «Овальная петля», были оценены в 6 тыс. евро и успешно продались еще до официального открытия ярмарки 21 января.

Брюссель


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1472
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3371
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2461
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1978

Другие новости