Phoenix Ancient Art специализируется на античном искусстве. Фото Любови Пуликовой
В Брюсселе с 21 по 29 января проходит одна из самых старых и важных в Старом Свете ярмарок искусства Brussels Art Fair (BRAFA). В 2017 году ярмарке исполняется 62 года, однако, находясь на седьмом десятке, BRAFA чувствует себя очень хорошо – уже к вечеру воскресенья, 22 января, посещаемость составила 20 тыс. человек!
132 галереи из 16 стран предлагают искусство всех стран и континентов – от древнеегипетских реликвий до работ ныне здравствующих художников и скульпторов. Российские галереи в BRAFA участия не принимают, однако русское искусство здесь имеется.
На BRAFA можно отыскать интересные вещи за тысячи, за сотни тысяч евро, а можно сразу приготовиться к цене в несколько миллионов евро. Предметы искусства проходят обязательный строгий отбор и экспертизу специальной комиссии – все сомнительное и вызывающее вопросы стараются сразу исключить. Возможно, благодаря такому отбору пространство галерей не перегружено предметами искусства. Глаз не мечется по стенду, стараясь охватить все и боясь пропустить что-то важное, как это часто происходит на Российском антикварном салоне в ЦДХ.
Каждому предмету на BRAFA уделено особое внимание – как будто режиссер дает возможность актеру показать себя на сцене, не позволяя при этом затеряться среди других коллег по цеху. Большинство галерей стремятся попадать в когда-то заявленные ими темы и временные рамки, но все чаще встречается интересное соседство, к примеру, средневековой скульптуры и картины модерниста.
Умение органично сочетать древнее и современное – одна из особенностей Brussels Art Fair. Здесь нет тематического деления, и, выходя из одной галереи, совершаешь мгновенное путешествие во времени – от комиксов с котом Филиппа Гелюка мгновенно попадаешь в эпоху XVIII века с венецианскими зеркалами, изящной золоченой мебелью и мраморными бюстами.
В особую атмосферу BRAFA хорошо вписался пионер кинетического искусства аргентинец Хулио Ле Парк. В этом году он стал почетным гостем BRAFA - его разноцветные сферы встречали посетителей при входе на ярмарку и оживляли аллеи со стендами.
Мало где так любят и действительно ценят комиксы, как на BRAFA. В Бельгии (как и в других франкофонных странах) комиксы официально называют девятым искусством. Оригинальные работы могут запросто стоить миллионы. Так, в 2015 году обложку комикса «Загадочная звезда» 1942 года про приключения Тинтина авторства Эрже продали здесь за 2,5 млн евро. Интерес к Жоржу Реми (настоящее имя Эрже) и сегодня остается стабильным. Главная работа на стенде Belgian Fine Comic Strip Gallery – его рекламный лист «Chicoree Pacha/Pacha Chicorei» (тушь, гуашь, бумага), оцененный в 600 тыс. евро. Цены на другие работы в галерее начинаются от 20 тыс. евро.
По популярности, но пока что не по стоимости с Эрже может посоперничать хорошо упитанный и саркастичный кот, придуманный карикатуристом Филиппом Гелюком. В 1983 году в газете Soir была впервые напечатана серия комиксов о похождениях важного кота в костюме и галстуке, быстро завоевавшая успех у читателей. Кот (le сhat) стал важной фигурой в бельгийско-французской культуре, а картины с его изображением продаются у галереи Huberty Breyne по цене от 1 тыс. до 20 тыс. евро.
Колониальное прошлое Бельгии присутствует на ярмарке в виде африканских скульптур и масок. В этом году, как никогда, много было галерей, занимающихся tribal art (к нему относят примитивное искусство Африки, Океании и Индонезии, а также древности доколумбовой Америки и буддийской Азии).
Коллекционеры и дизайнеры любят эти вещи за особый лаконизм и способность идеально вписываться почти в любой интерьер. Стоимость предметов неуклонно растет, так что маски для инициации начала XX века (Конго) стоят у Pierre Dartevelle по 30 тыс. евро, а напоминающий инопланетянина полинезийский бог Тики – 120 тыс. евро. Удивительную по исполнению глиняную статую девушки из племени тотонак (Мексика, штат Веракрус, VII–X век) показывает брюссельская Deletaille Gallery. Изваяние почти в метр высотой оценивается в 2,5 млн евро.
Галерея Mermoz специализируется на доколумбовых цивилизациях Центральной и Южной Америки. Скульптура «Орел» культуры теотиуакана (V–VIII век) стоит от 500 тыс. до 1 млн евро, а маски – 100–200 тыс. евро.
Деревянная фигурка «Материнство» из Ашанти (регион республики Гана) оценена нынешним владельцем Бернаром де Грюнне (Bernard de Grunne – Tribal Fine Arts) в 200 тыс. евро, а маска тайного общества МВО народности Игбо (Нигерия), имитирующая целое сооружение из волос, можно купить в галерее Serge Schoffel – Art Premier за 75 тыс. евро.
На аукционах работы Жан-Мишеля Баскиа, вдохновленные примитивами, уходят к коллекционерам почти за 60 млн евро. В Брюсселе же галерея Boon планирует продать схематично нарисованную на листке бумаги битву двух гениев «Тесла против Эдисона» за 350 тыс. евро.
Современник Баскиа – Энди Уорхол представлен оригинальными рисунками. Владельцы парижской Galeriedes Moderns специализируются на единичных, нетиражных произведениях художника поп-арта. За смешного «Кота в тюрбане» просят 48 тыс. евро, а в 95 тыс. евро оценен графический портрет Джейми Вайта.
Интересно, что античное искусство уступает по цене не только tribal art, но и классицизму XVIII века. Мраморная греческая головка IV века до н.э. у Phoenix Ancient Art стоит 13 тыс. евро, а копия по оригиналу Антонио Кановы «Голова Медузы горгоны» у итальянцев в Il Quadrifoglio купить можно за 100 тыс. евро.
Похожая ситуация и с картинами старых мастеров. Конечно, хорошо поторговавшись, вы сможете заполучить дешевле 1 млн евро «Крестьянский танец» Питера Брейгеля-младшего у Galerie Florencede Voldere, зато тонко прописанный цветочный натюрморт Гаспара Питера Вербрюггена стоит 55 тыс. евро, натюрморт Жака де Клаува-старшего 115 тыс. евро, а портрет молодого человека работы Уильяма Кея оценен скоромно – в 45 тыс. евро (всё у Floris van Wanroij Fine Art).
В цене и почете в Брюсселе знаковые бельгийские сюрреалисты. Произведение Рене Магритта «Ноктюрн» продается за 625 тыс. евро (галерея Stern Pissarro). В картине, написанной в 1923 году, еще до начала сюрреалистического периода, соединились тенденции кубизма и ар-деко, оттого она и не напоминает «классические» произведения Магритта.
На стенде президента BRAFA – Harold t'Kintde Roodenbeke Gallery работы Поля Дельво. Загадочная, как и все творчество Дельво, картина «Сады Александрии» стоит 850 тыс. евро, а графичная «Обнаженная с красным занавесом» 250 тыс. евро.
Ювелирных украшений на ярмарке не так много, но они заслуживают внимания. Галерея Epoque Fine Jewels специализируется на украшениях в стиле ар-нуво и ар-деко, хотя и от более поздних вещей здесь не отказываются. Брошь «Райская птица» от Cartier датируется 1950-ми годами, но строгость форм и лаконичность делают ее похожей на ювелирные произведения 1920–1930-х годов. На драгоценную птичку ушло 11 карат бриллиантов и 20 карат сапфиров, так что поймать ее можно за 350 тыс. евро.
В качестве highlights ярмарки (главные, топовые вещи) экспертным советом BRAFA была отмечена уникальная цепочка с подвесками в стиле ар-нуво по эскизу Альфонса Мухи (625 тыс. евро). Созданная ювелиром Жоржем Фуке около 1900 года цепочка состоит из 11 разных секций, включающих жемчужные нити, подвески с геометрическим рисунком и драгоценными камнями (рубины, сапфиры и изумруды).
Известный мастер ар-нуво, французский ювелир и дизайнер Рене Лалик, представлен у Epoque Fine Jewels изящной «Подвеской с ласточками». За золотые женские профили с развивающимися волосами в окружении синих эмалевых ласточек просят 220 тыс. евро.
На BRAFA можно отыскать и русское искусство. Дороже всех – Марк Шагал. Его поздние живописные полотна («Невеста и жених в цирке» и «Новобрачные»), висящие друг напротив друга в галерее Boulakia, оценены в 3,2 млн евро каждое, а «Букет на голубом фоне» на стенде Stern Pissarro стоит 520 тыс. евро. Графика Шагала оценена дешевле. У той же галереи Stern Pissarro его «Соломон» – эскиз для литографий цикла «Библейское послание» – продается за 160 тыс. евро, а монохромная «Песнь песней» – за 138 тыс. евро.
За очень строгую, геометрическую работу Василия Кандинского (тушь, акварель) «Dunke Seiten» 1931 года в галерее Boulakia просят 350 тыс. евро.
Галерея Brenske из Мюнхена специализируется на иконах XVI–XIX веков (русские и греческие) в ценовом диапазоне от 1 тыс. евро. Две русские иконы XVI века – «Огненное вознесение Ильи Пророка» и «Спас Ярое Око» (Московская школа) – стоят около 100 тыс. евро каждая.
Мраморный бюст графа Николая Демидова (1773–1828), созданный итальянским скульптором Адамо Тадолини, обнаружен у галереи Desmet. Специальная оговорка владельцев «в районе 35 тыс. евро» означает, что торг уместен. Промышленник Демидов с 1815 года был посланником при дворе великого герцога Тосканского во Флоренции. За свою благотворительную деятельность он удостоился во Флоренции, на площади piazza Nicola Demidoff названной в его честь.
Галерея Clara Scremini выставила работу Марии Кошенковой из Санкт-Петербурга – одной из самых молодых участниц BRAFA. Ее стеклянные объекты, среди которых «Овальная петля», были оценены в 6 тыс. евро и успешно продались еще до официального открытия ярмарки 21 января.
Брюссель