Лауреаты «Белого слона»: оператор Александр Симонов, режиссер Андрей Кончаловский, актер Борис Каморзин.
В этом году «Белый слон» (церемония вручения премий гильдии киноведов и кинокритиков) случился в канун старого Нового года; то была 19-я по счету церемония. Признаться честно, хожу на нее год за годом без особого удовольствия – львиную долю времени господа кинокритики забирают под себя, любимых. На вручение каждой номинации на сцену выходят по два «вручанта» – и два немаленьких монолога залу обеспечены, а номинаций тех может быть и 15, и 20; церемония награждения, которая не движется, а топчется. Да и выглядит все это как-то безвкусно-местечково...
В этот раз в левом углу сцены выдавали нечто джазовое трубач и клавишник, правый угол украшал красивый куст искусственных цветов, а столик с приготовленными белыми слоновьими статуэтками интриговал затесавшейся к ним черной балериной (литье? ковка?). В зале соседями обнаружились лица значительные – лучший сценарист из ныне живущих Арабов, замечательный режиссер Миндадзе, известный писатель Евгений Попов; впереди маячила спина в елочку самого Кончаловского. И с началом опоздали всего ничего, минут на 20. Я несколько взбодрилась, решив, что «Слон» все же «поднимается».
Алексей Красовский, чей фильм «Коллектор» назван лучшим дебютом года. |
Ведущими церемонии оказались Алиса Гребенщикова и неизменный Давид Шнейдеров (с нумерологическим разбором цифр 1 и 9 и залихватскими восклицаниями вроде «Когда все уходят на «Батальоны» и «Викинги», мы…»); почти сразу был пущен ролик. Так всегда делается на кинопремиях – обычно это капустник или ролик, посвященный ушедшим за год кинематографистам. В этот раз я долго не могла врубиться, что есть предложенная кинонарезка: эпизод с Ситорой Алиевой, эпизод с Виктором Матизеном, Любовью Аркус, Леонидом Павлючиком… Наконец до меня дошло: это эпизоды, в которых когда-либо снялись критики, начиная с 50-х годов прошлого века. То есть это было бы даже изящно, остановись авторы на трех-четырех подобных эпизодах, но они, увы, не остановились, и все это скрупулезно (никого не пропустить!) шло на экране минут 40…
Вот что это, отсутствие вкуса, чувства меры, глубинные комплексы – «мы тоже могём»?.. Вроде собрались по другому поводу – может, сперва бы вручение, а потом внутрицеховое самолюбование для желающих?
Лучшим документальным фильмом был назван фильм Веры Кричевской и Михаила Фишмана «Слишком свободный человек», посвященный Борису Немцову, – свидетельство хорошего вкуса, как и признание «Событием года» двух фильмов режиссера-документалиста Виталия Манского. А дальше… «Лучшая операторская работа», номинанты Брюно Дельбоннель «Франкофония»), Владислав Опельянц («Ученик»), Александр Симонов («Рай»), который и становится лауреатом. Ничего не могу сказать, «Рай» снят очень качественно (а, кстати, «Ученик» – обычно), но возможно ли по определению обойти обладателя четырех «Оскаров», двух «Сезаров», скольких-то призов Британской академии (и даже «Ники» – за «Фауст» Сокурова)?.. Это просто другая весовая категория. Или вот «Лучшая женская роль второго плана», номинантки Юлия Ауг («Ученик»), Вера Воронкова («Рай»), Светлана Брагарник («Ученик»). Выходит Леонид Павлючик и рассказывает о том, что в этом году гильдией сделан безукоризненный выбор: отобраны поистине лучшие картины – «а не те блокбастеры, которые привечаются другими премиями». И о том, что претендентки – из тех актрис, которые могут про себя сказать: «Я гримируюсь изнутри».
Сценарист Юрий Арабов (справа) получил награду из рук писателя Евгения Попова. |
Прекрасное определение! У меня и сомнения не было, что лауреатом «Белого слона» в третий раз станет Ауг, эту актрису называют едва ли не великой, она на голову выше и партнеров, и фильма «Ученик» (нет, маленькое сомнение было: у Воронковой очень сложная роль в «Рае», с которой она справилась блистательно)… Но лауреатом становится Брагарник. Опять – разные весовые категории! То же самое и с номинацией «Лучшая мужская роль» – из претендентов Анатолий Бойко («Вся наша надежда»), Тимофей Трибунцев («Монах и бес»), Константин Хабенский («Коллектор») побеждает Трибунцев. В «Коллекторе» 75 минут на экране – один актер, практически говорящая голова, а от экрана – не оторваться, и лауреат – не Хабенский?.. Из каких соображений такое голосование – те уже наполучали призов, эти нет, всем сестрам по серьгам, свой–чужой?..
По мере раздачи призов зал все больше редел – и все громче нарастал гудеж из буфета, пардон, бара. Тем временем выяснилось предназначение черной фигурки балерины – за внеконкурсный документальный фильм о пребывании Рудольфа Нуриева в Турции в каких-то годах прошлого века. А еще подоспело награждение в самых важных номинациях. Здесь сердце успокоилось признанием картины Алексея Красовского «Коллектор» лучшим дебютом года, признанием «Рая» лучшим фильмом года и признанием Андрея Кончаловского лучшим режиссером года. Андрей Сергеевич, конечно, был доволен, но хмурился, говорил о том, как важно нащупывать свой путь в темноте, и что не понимает, почему все так возбудились из-за вхождения «Рая» в шорт-лист «Оскара» («Премия американской киноакадемии – не самая достойная премия в мире»). О том, что люди пытаются забыть Холокост, а это чревато тем, что подобные события могут в любой момент повториться.
Затесавшаяся к слоникам балерина. Фото автора |
Когда все закончилось, продирался Кончаловский из зала к вешалке, как, прости господи, какой-нибудь Стас Михайлов – люди с фотокамерами его чуть не раздавили. И что же на следующий день написал русскоязычный Facebook – с подачи одного из «кинокритических» устроителей?.. Нет, не поздравления и не восхищения грандиозной картиной «Рай» – околокиношная тусовка принялась изгаляться на тему: гляньте, явился на вручение в трениках и галошах! То-то я всегда удивлялась безвкусице этой церемонии – люди, которые ее проводят, не отличают широких бархатных штанов от треников, модных дорогих гамаш – от галош! Которым не понять про (как кто-то написал в комментах) «обычный итальянский стиль взрослого мужчины, свободного в средствах. Носит то, что модно и удобно». Понятно, тут же подтянулись тролли с напоминанием о происхождении и папе-гимноносце, а также с обвинениями в сотрудничестве с КГБ…
Ответ на вопрос, хорошо ли быть талантливым и выдающимся на Руси. Горько.