Пресс-конференция с Андреем Кончаловским и Юлией Высоцкой после показа фильма «Рай». Фото РИА Новости
Честно, удивляют люди, которые декларируют свою нелюбовь и неинтерес к российскому кино. Каждый раз надеюсь, что подразумевается определенный сорт оного, кино как зрелище и развлечение из разряда «Звездные войны», вампирские саги и прочая дребедень, потребляемая под поп корн. Но если говорить о кино как искусстве – российское кино просто трещит по швам от количества и качества подобного продукта. Только за эту осень я увидела столько интересных и достойных лент! «Ее звали Муму» Владимира Мирзоева, «Ученик» Кирилла Серебренникова, «Ледокол» Николая Хомерики, «Дама пик» Павла Лунгина, «Петербург. Только по любви» (семь новелл, снятых семью женщинами-режиссерами), «Зоология» Ивана Твердовского, «Коллектор» Алексея Красовского.
«Ее звали Муму» – фильм необычный, хлесткий, с убойной иронией. Какой-то пульсирующий и поглощающий тебя, а по большому счету – страшный. И без прокатной истории фильм. «Ученик» Кирилла Серебренникова, безусловно, захватывает и держит до самого конца, но вызывает массу вопросов. Кажется картиной прямо богоборческой – до появления ближе к концу только что убиенного героя в виде ангела. Сделано добротно и качественно, но это ощущение сконструированности (и общее ощущение, как и всегда от лент Серебренникова) – сделано с «холодным носом»... Зато выше всяких похвал – работа актрисы Юлии Ауг. Фильм «Ледокол», на взгляд человека, помнящего 1985 год (время, когда происходит действие), – не фальшивит, вполне себе воссоздает реалии того времени, справляется с задачей яркой зрелищности, сочетая ее с морально-нравственным посылом и по совокупности этих пунктов напоминая прекрасные «72 метра» Владимира Хотиненко (само собой, фильмы еще объединяет служба на море).
Картина «Дама пик» с потрясающе сыгранной – стогранной и, наверное, лучшей ролью Ксении Раппопорт. Хороши задумка со спектаклем в спектакле и осуществление этого (кстати, впервые увидела такие уместные – и классные декорации к осовремененной классике!). «Петербург. Только по любви» – семь новелл о прекрасном городе (три из которых очаровывают, одна отвращает, а еще три в общем принимаются); лучшая, на мой взгляд, новелла в альманахе, «Девочки», снята Анной Пармас. «Зоология» – фильм тяжелый, заставляющий чувствовать и думать в вертикали, опять же близка авторская позиция: как же всё – и все вокруг по преимуществу отвратительны!
Актер Константин Хабенский – один
в кадре на протяжении всего фильма. Кадр из фильма «Коллектор» |
И, наконец, до недавнего времени самое сильное впечатление – от фильма «Коллектор» Алексея Красовского. За 75 минут экранного времени – один актер в кадре и никакого действия, только монологи в телефон, а от экрана невозможно оторваться! Ментальный событийный ряд, ментальные повороты сюжета – каково?! Единство времени и места, нагнетание обстановки напоминает классическую древнегреческую трагедию; на самом деле это напряженная психологическая драма, заставляющая крепко задуматься об основополагающем: ответственности, совести, предательстве, чести… Сценарий хорош, тонок и психологичен, тема для населения, подсаженного на кредиты, актуальна, а уж игра Константина Хабенского – и говорить нечего.
Но вот на прошлой неделе я посмотрела «Рай» Андрея Кончаловского, и это уже не про сильное, а про сильнейшее впечатление. Пресс-показ в «Россия сегодня» – и минут через 20 от начала просмотра мы все пропали. Непривычный квадрат экрана фильм не широкоформатный, не цветной и даже не черно-белый, – коричневато-белый, что ли… Непривычные для кино «говорящие головы» – сперва не понимаешь, что это за монологи героев крупным планом (а между ними идет кино как кино с повествованием о жизни каждого героя, об общих жизненных пересечениях), на допросе, что ли? Но почему тогда они такие исповедальные, эти монологи?.. Когда ближе к концу фильма голос за кадром позовет героиню Юлии Высоцкой, понимаешь, что это за монологи и перед кем…
Офицер СС Хельмут в исполнении
немецкого актера Кристиана Клаусса. Кадр из фильма «Рай» |
«Рай» даже не российское – общечеловеческое кино: в нем действуют немцы, французы, евреи, русские, соответственно и играют те, те и те; особенно хорош француз Филипп Дюкен, который настолько органичен и убедителен, что я прям вот не могу себя убедить до сих пор, что это актер, а не живой человек! Фильм строится вокруг переплетения судеб главных персонажей во время Второй мировой войны: русской аристократки-эмигрантки, участницы французского Сопротивления Ольги (Юлия Высоцкая), француза-коллаборациониста Жюля (Филипп Дюкен) и аристократа, высокопоставленного офицера СС Хельмута (Кристиан Клаусс). На самом деле фильм про высочайшие категории: самопожертвование, любовь, добро, зло. А еще Кончаловскому удалось снять камерно о холокосте – в начале фильма Ольга арестована за то, что помогла убежать от немцев двум прятавшимся еврейским пацанам, в конце фильма она вызывается пойти в газовую камеру вместо капо-еврейки, которой с большей степенью вероятности удастся спасти и сохранить этих двоих пацанов (и той удается – может, лучшие кадры, когда, освобожденная из лагеря, она идет с небольшим чемоданчиком в руке, а за ней бегут мальчишки). Капо не понять высокого порыва аристократки, которую она-то гнобила в бараке как могла, но глубина происходящего чувствуется и ею. Фильм о том, что лучшие представители человечества – аристократы, будь то русская княгиня или немецкий фон какой-то. Последнего не назвать отрицательным персонажем – отлично показано, как его захватывают идеи национал-социализма, но вскоре и нахлынувшее отрезвление. Он готовился бежать вместе с Ольгой в Швейцарию и дальше, за океан, но она сделала другой выбор…
После показа на сцену поднялись Андрей Кончаловский с Юлией Высоцкой. Вопросов к ним был мильон, Кончаловский через раз не слышал, Высоцкая ему повторяла… Глубок, оригинален, философичен, вертикален, слушать его можно, как соловья, часами. Почти национальный пророк. А почитать злобные комменты в Facebook, ему посвященные! Где еще столько ненависти к отечественным умницам, талантам и национальным достояниям, как не на русском Facebook! (И столько восхищения фальшивыми героями вроде военной летчицы Савченко, замечу в скобках.) Что мы за народ?
Вопрос из зала: «Вы верите в рай и загробную жизнь?»
Ответ Кончаловского: «Я не могу ответить прямо. Иногда верю, иногда нет. Могу сказать о себе словами Капицы: «православный буддист». Я думаю, рай может быть при жизни – если гармония есть внутри».