0
2531
Газета Люди и положения Интернет-версия

09.12.2016 00:01:00

Хельга Рабл-Штадлер: «Мы не являемся оперным музеем»

Тэги: интервью, фестиваль, опера


Хельга Рабл-Штадлер руководит Зальцбургским фестивалем более 20 лет.	Фото © Doris Wild and Team
Хельга Рабл-Штадлер
руководит Зальцбургским
фестивалем более 20 лет.
Фото © Doris Wild and Team

В московской резиденции посольства Австрии президент Зальцбургского фестиваля Хельга Рабл-Штадлер и новый интендант Маркус Хинтерхойзер рассказали собравшимся журналистам о летней программе фестиваля.  О российских оперных певцах, публике, которая приезжает в Зальцбург, и важности социальных сетей с Хельгой РАБЛ-ШТАДЛЕР поговорила ответственный редактор «НГ-антракта» Любовь ПУЛИКОВА.


Я заметила, что когда в поисковике Google набираешь «Зальцбург», первое, что выходит в результатах, – не сам город, а Зальцбургский фестиваль. 

В прошлом году фестиваль посетили 263 тысячи человек. Как вам удалось сделать его настолько популярным? 

– Это не я. Тут вместе играет несколько факторов. Зальцбургский фестиваль создавался во время Первой мировой войны и тем самым стал неким проектом объединения людей. Посыл, который связан с созданием Зальцбургского фестиваля, в том, чтобы творить мир, он особо важен сегодня, в то время как национализм набирает новые силы в России, США, странах Европы. Наша большая задача – продвигать эту идею фестиваля. И второй момент, который делает фестиваль, как сейчас принято говорить, мировым брендом, – это качество. Создатели фестиваля заявляют: «Мы хотим показать оперу и театр, и из этих двух областей только самое лучшее». И это очень важно. Наш успех состоится тогда, когда лучшие с нами. И среди этих лучших – очень много россиян, например, Григорий Соколов и Анна Нетребко.

А как вы относитесь к режиссерским оперным постановкам, когда, к примеру, действие оперы переносится в другое время и даже сюжет интерпретируется иначе?..

– Я думаю, и это очень важно, что мы – не оперный музей. У нас лучшие режиссеры мира имеют шанс воплотить свое видение оперы и свою интерпретацию. Мы это как раз поддерживаем.

Вы более 20 лет руководите Зальцбургским фестивалем. Ваш зритель изменился?

– Я думаю, что публика стала более интернациональной. К нам приезжают люди из 74 стран, из них 35 – это неевропейские страны. Я бы сказала, если говорить о предпочтении гостей, то они стали больше любить авантюры, больше стали ходить на то, что кажется необычным, неожиданным. 

Особенность Зальцбургского фестиваля в том, что люди туда специально едут, они хотят быть там, это им действительно нужно. В то время как в больших городах, метрополиях зрители часто идут на оперное представление, потому что так принято, так хочет один из супругов. А в Зальцбург они приезжают, зная, что там они получат что-то необычное, новый импульс.

По вашим ощущениям, публика стала моложе или же опера остается прерогативой более старшего поколения?

– Возрастной состав постепенно меняется. У нас отведено 6 тысяч билетов по очень низкой цене, чтобы как раз молодежь могла посетить фестиваль. Существуют молодежные детские лагеря, которые организуются под эгидой фестиваля. Есть тема детской оперы. И эта тема считается перспективной, потому что сегодня в домах, в школах все меньше говорится о музыке, поэтому эту задачу берут на себя культурные институты – Зальцбургский фестиваль в том числе. 

Сейчас очень популярно, чтобы любое мероприятие было отражено в соцсетях. Отслеживаете ли вы эти публикации про фестиваль? Как вы считаете, это способствует популяризации фестиваля?

– Я сама не являюсь пользователем сетей. Для Зальцбургского фестиваля Facebook очень важен, этот инструмент как раз создан для более молодого поколения. Сейчас мы как раз работаем над нашими постами в Facebook. Кстати, очень многие наши художники, артисты пользуются этой социальной сетью.

В Зальцбурге ставятся постановки Вагнера или же это привилегия фестиваля в Байроте?

– Байротский и Зальцбургский фестивали были первыми, кто представил Рихарда Вагнера. В последнее время разделение идет таким образом, что Зальцбург не ставит Вагнера в то время, когда он идет в Байроте.  

В 2013 году, в юбилей Вагнера, мы делали постановку его оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры». В будущем Зальцбургский фестиваль планирует снова обратиться к Вагнеру, но при этом мы не видим никакой конкуренции с Байротом. Это просто уважением друг к другу. 

Есть ли какой-то артист, которого вы мечтали бы пригласить на Зальцбургский фестиваль, но никак не получается, не складывается?

– Я бы об этом никогда не рассказала СМИ (смеется). Но вот недавно сбылась одна такая мечта: Марис Янсонс, который выступал всегда с концертами, но никогда не дирижировал оперу. Наконец-то сейчас он приехал к нам на постановку «Леди Макбет» Джузеппе Верди. 

А Йонас Кауфманн в ближайшее время у вас просматривается?

– О, это – взаимная любовь. Зальцбургский фестиваль любит Йонаса Кауфмана, и Йонас Кауфман любит Зальцбургский фестиваль. Поэтому он уже пел у нас в «Фиделио» Бетховена и «Доне Карлосе» Верди, и, конечно, мы рассматриваем его кандидатуру. 

Естественно, у нас очень большие планы с Анной Нетребко. В 2017-м она споет у нас свою первую «Аиду». 

По вашей инициативе создано общество «Российские друзья фестиваля». Расскажите об этом обществе, чем оно занимается? 

– С предпринимателем Дмитрием Аксеновым (президент общества «Российские друзья Зальцбургского фестиваля». – «НГ-антракт») мы познакомились в Вене. Он хочет поддерживать то, что видит на фестивале, и с удовольствием поддерживать новые идеи. Когда ему рассказали, что предполагается усиление внимания к российским зрителям, он обещал взяться за дело и найти спонсоров, тех, кто будет поддерживать Зальцбургский фестиваль именно в России. 

Какой из прошедших фестивалей вам запомнился больше всего – чем-то комическим или трагическим?

– Вот с фестивалем какого-то такого случая нет… Зато я с удовольствием вспоминаю, что Анна Нетребко празднование по случаю помолвки с Юсифом Эйвазовым провела в Зальцбурге в одном из старейших ресторанов Европы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1521
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3431
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2510
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2025

Другие новости