Выходящая из консерватории публика бросала прощальный взгляд на афишу. Фото Елены Рыковцевой
…В сентябре пришло письмо, заставившее меня широко распахнуть глаза. «Только два вечера, 25 и 26 ноября, в Большом зале Московской консерватории уникальное мероприятие: впервые в этих стенах покажут черно-белый фильм в сопровождении симфонического оркестра. За пультом известный голландский дирижер Эрнст ван Тил, за роялем композитор музыки к фильму и обладатель премии «Оскар» Людовик Бурс».
Оскароносный «Артист» Мишеля Хазанавичюса («Став обладателем премии «Оскар» в пяти номинациях: «Лучшая музыка», «Лучший фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль», «Лучший дизайн костюмов», получив ветвь Каннского кинофестиваля, удостоившись семи премий BAFTA и трех статуэток «Золотой Глобус», он по праву считается феноменом современного мирового кинематографа») в сопровождении Московского симфонического оркестра под управлением Павла Когана!
Я люблю фильм «Артист» и смотрела его много раз, я люблю дирижера Павла Когана и хожу на его концерты – я явно полюблю и этих двоих интернациональных ребят; хочу! О чем немедленно и написала в обратном письме. На что организаторы справедливо заметили, что на дворе – сентябрь, событие ожидается в конце ноября и – «давайте, вернемся к этому разговору ближе к сроку».
О’кей, я смирна, как овца перед закланием, но пребываю настороже. И за пару недель до события пишу по знакомому адресу – мол, так и так, не пора ли, ведь всего два концерта и все такое прочее. Ответа нет неделю - похоже, есть вероятность, и не будет. Я активизируюсь – через третьи руки выхожу-таки на организаторов. Которые уже не так любезны, как в сентябре («Уточните подробности пострепортажа – рубрика, количество знаков, примеры подобных релизов в вашем издании. Очень большое количество желающих аккредитоваться на мероприятие»).
Я несколько офигеваю – почему я должна доказывать свою состоятельность? Организаторы, видимо, не знают, что «Независимая газета» – солидное издание. Пойти, однако, очень хочется – и я не только отправляю ссылки на репортажи, но даже указываю предполагаемую дату публикации. А также приписываю пару строк про +1 (так делается, если идет второй человек от издания, например фотограф. Которым в этот раз должна была стать приехавшая из Сиэтла подруга – а что, «Никон» ей в руки и вперед).
Видимо, репортажи какое-то впечатление произвели, и я получила обнадеживающий ответ: «Завтра мы сообщим вам информацию, где можно забрать билеты». Не сообщили, зато прислали приглашение на пресс-конференцию в «России сегодня» с радующим глаз перечислением действующих лиц:
– Людовик Бурс, композитор, обладатель премий «Золотой глобус» и «Оскар», автор музыки к фильму «Артист», Франция;
– Эрнст Ван Тил, дирижер, Нидерланды;
– Оливье Гийом, советник по сотрудничеству и культуре посольства Франции в России, директор Французского института в России, Франция;
– Сурен Тер-Овсепян, продюсер, организатор, Россия;
– Виталий Катков, проректор по концертной деятельности Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, Россия;
– Анастасия Мазур, заместитель художественного руководителя МГАСО Павла Когана, Россия.
И припиской – дескать, участники пресс-конференции расскажут о впервые представляемом в России уникальном мультимедийном проекте, истории его создания и ответят на вопросы аудитории.
Я обрадовалась – люблю прямой контакт и персональные вопросы–ответы; радовалась недолго, поскольку накануне пресс-конференцию внезапно отменили. Я опять занервничала, и через третьи руки (в письмах выходные данные организаторов отсутствовали)… на этот раз поступила информация, что в субботу в четыре дня состоится пресс-показ киноконцерта – и я возрадовалась опять: так даже лучше, не люблю смотреть что-либо вместе с публикой, да и с билетами в подобном варианте без проблем. Но в день пресс-показа, в момент, когда я уже, можно сказать, красила ресницы, сообщили, что пресс-показ тоже отменяется («У нас произошла чрезвычайная ситуация. Вынуждены отменить пресс-показ. Рады вас видеть сегодня в 20.00 в Большом зале Консерватории. По факту для вас только поменялись временные рамки»).
В некотором ошалении я настрочила ответ: «ОК. Единственно – билеты с местами? Знаете, в моем возрасте, да с американской гостьей... Куда надо подойти, к администратору?» («Я буду вас встречать. Мой контактный номер…»)
Нас никто не встретил.
По контактному номеру отвечал какой-то злобный мужик.
Столик с четырьмя, что ли, прелестницами, мы обнаружили за входными рамками практически в фойе. Мне был торжественно вручен черный конверт, из которого я, не отходя от кассы, извлекла черное же приглашение на одно лицо. Когда я указала на это, мне было предложено посетить раздевалку, после чего вернуться к столику. «Мы точно идем на концерт?» – глядя на все на это, спросила моя американка.
Точно, и шли мы на него долго – штук 10 узких лестничных пролетов вверх (привет артрозу коленей!), потому что нас отправили во второй амфитеатр. Где ощущения студенческого далека нахлынули с нездешней силой – ты под самой крышей, на жесткой лавке (привет грыже поясницы!), плечом к плечу с согражданами: тип слева беспрерывно сморкался, девушка справа требовала выключить фотовспышку, а гости города сзади подробнейшим образом комментировали детали и сюжет фильма.
Но то, что было на сцене, стоило всех испытанных неудобств. Дирижер перед началом – или то был композитор, в такую даль не различить, произнес маленькую шутливую речь типа можете танцевать тут и радоваться кто во что горазд. Или, напротив, кидать в меня тухлыми яйцами, хотя я предпочитаю, чтобы это была икра – яйца рыбьи. (В конце, когда зал оборвет руки в овациях, он высоко-высоко подпрыгнет вверх, после чего отдельно сыграют трубы, отдельно скрипки, а виолончели покрутятся вокруг своей оси.)
Концерт оказался просто феерическим. Когда воздействуют сразу два фактора: прелестное кино и игра замечательного симфонического оркестра – испытываешь двойной восторг. Где-то в середине процесса я с благоговейным ужасом представила, что вот этот напряг в лучшем смысле слова и это мастерство попадать музыкой точно в кадр, по задумке организаторов предполагалось осуществить за вечер дважды… Невозможно! Высоколобая публика – нам встретился руководитель АТВ Анатолий Малкин, актер и телеведущий Леонид Каневский, коллега со «Свободы» Елена Рыковцева – расходилась с растроганными и просветленными лицами. Моя американка – ну как, американка, москвичка, не так давно перебравшаяся на ПМЖ в Штаты, сказала дрогнувшим голосом, что Сиэтл, конечно, прекрасный город, но там всего два, кажется, театра и ничего подобного даже близко…
Ну да, ну да. Я вот только думаю, что в Сиэтле невозможна подобная организация значимого мероприятия. Мне так кажется. А здесь непрофессионализм в чести.