Речь держит режиссер Иван Снежкин. Фото пресс-службы организаторов
Мастерская Джаника Файзиева во ВГИКе представила цикл короткометражных фильмов под общим названием «Свой голос» (строчка взята из Бродского). Дело было в новом корпусе ВГИКа – обзавидуешься: просторно-полустеклянный, дающий ощущение подмостков, что ли... И выставка старинных костюмов из мятой оберточной бумаги (!), и рисунки по стенам, и славное трехъярусное кафе…
И киноконцертный зал, кажется, впервые задействованный по предназначению (по крайней мере этим Файзиев объяснил некие неполадки с задержкой начала показа).
Публика собралась разновозрастная и солидная – передо мной сидел руководитель АТВ Анатолий Малкин, рядом – продюсеры Александр Акопов и Александр Цекало, а где-то позади, вместе со студентами, – руководитель телеканала «Культура» Сергей Шумаков. Сам мастер много слов говорить не стал, сделав упор на то, что премьера учебная, но данные ленты вполне ощущаются началами полноформатных фильмов, а также пояснил наличие горшочка с банзаем в своих руках (перед каждой лентой на сцену будет выходить съемочная группа, и горшочек, как знамя, будет переходить из одних режиссерских рук в другие: каждый режиссер, держа его, будет произносить короткую ознакомительную речь. А что, достойно и со вкусом).
Первая лента под названием «Абонент недоступен» (режиссер Сергей Арутюнян) оказалась тизером к полнометражному фильму и обнаружила некоторые нестыковки-допущения (герой после странного телефонного звонка жены, бросив все, мчится домой и не застает ее. С чего бы в квартире тут же появиться следственной бригаде, если у нас заявление на пропажу человека берут не ранее чем через пять–семь дней?.. Фильм-то вроде реалистичный).
Режиссер Мартьян Малкин заявил ленту «Помоги мне уйти» и сообщил, что посвящает ее своей бабушке; понравился достоверностью и органичностью актер, исполняющий главную роль. Далее был показан еще один тизер – работа режиссера Дмитрия Рагозина «Пиковая дама». Вот тут я пас: только что посмотрела «Даму пик» Павла Лунгина и, пребывая под сильнейшим впечатлением, отвергаю все прочие схожие словосочетания и киносмотрения. Окружающим тем не менее лента явно пришлась.
Далее с некоторым изумлением я обнаружила на экране превосходную игру Сергея Шакурова, Владимира Ильина и блондинистого юноши лет пяти («Три товарища», режиссер Иван Снежкин), а также почувствовала нечто знакомое в сюжете – как оказалось, снятом по рассказу Леонида Пантелеева «Честное слово». Разумеется, в обновленно-осовремененной версии, где важную роль играет мобильный телефон. Следующая лента, «Моргмэн», тоже принадлежала «перу» Ивана Снежкина, ее жанр творец обозначил как производное от «арт-хаус» и «мейнстрим», а именно – арт-стрим. И после просмотра стало понятно, кто есть лидер в мастерской Файзиева.
Джаник Файзиев со своими учениками. Фото пресс-службы организаторов |
…На сцене появилась девушка (режиссер Екатерина Краснер) и представила ленту «Двойник» – качественно, иронично, хорошая актриса в главной роли. «Мой первый гонорар» (режиссер Григорий Васильев) – с чего бы это «по мотивам произведений Бабеля»? Господа, ну сколько можно примазываться, ну какой Бабель в освещении суровых буден современности! Замечателен подбор актрисы – Полина Ауг (дочь Юлии Ауг) обладает очень неординарной внешностью: вначале в розовом парике она смотрится в прямом смысле слова фантастично, а в конце с косичками (или хвостиками?) вполне себе может сойти за девушку с Конотопа. Конечно, чушь собачья – преобразование проститутки в простушку, но режиссер так молод и неопытен, что, видно, верит в подобные сказки (честно сказать, и мне хочется в них верить!). Кроме запоминающейся Полины в студенческой работе отметился Игорь Угольников.
И наконец, последняя лента под названием «Мать моя женщина» с Екатериной Гусевой из звездного состава и двумя юными красотулями мужского и женского полу. Режиссером оказалась Анастасия Сафронова, та самая девушка в зале, которая чрезвычайно раздражала глубоким декольте вкупе с плоскими тапочками, – однако и слушать ее было интересно, и фильм ее иначе как профессиональной работой не назовешь.
...Ну и бог с ним, с коротким метром, – вот что приятно удивило и даже, я бы сказала, изумило: очень интересные ребята. Все раскрепощенные, все рассуждающие, все штучные – прямо откуда только взялись?.. Вот она, наглядная связь учитель–ученик, каков он – таковы они. Джаник Файзиев помимо заметной профессиональной деятельности, – один из немногих искренних и приятных людей в кинематографическом сообществе.