Генеральный продюсер "Матч ТВ" Тина Канделаки на презентации канала 29 октября 2015 года. Фото предоставлено пресс-службой телеканала «Матч ТВ»
1 ноября общенациональному спортивному канала «Матч ТВ» исполнился год. Обозреватель «НГ-Антракт» Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с генеральным продюсером и заместителем генерального директора редакции спортивного холдинга «Газпром-медиа» Тиной КАНДЕЛАКИ.
– Тина, знаешь, о чем я думала по дороге на встречу с тобой? Что никакая другая дива за 20 лет пребывания в столице столько не науспевала в телевидении, бизнесе и личной жизни, и это отнюдь не комплиментарный заход.
– Уже на 21-й год перевалило… Ты-то понимаешь, в чем дело, – в отличие от многих знаешь меня давно и подробно. Люди видят красивую картинку и представляют клише, а тут вдруг… «Как, она столько работает?! Зачем?» Меня так удивляла эта реакция, когда я пришла на «Матч ТВ»! Я всю жизнь работала столько, сколько никому не снилось, и будучи ведущей, и будучи продюсером, и в бизнесе. Никогда не считалась со временем, если надо было что-то сделать…
– Помню-помню, звонила мне в полночь со службы, а разъяренная мама туда звонила тебе.
– Раньше мама меня ждала – теперь уже перестала, ложится спать. Раньше дети меня ждали – перестали, ложатся спать. Смирились все.
– Неужели и кошка не ждет?
– «Человек» иногда выходит, кошка у нас семье проходит за человека. Так вот, человек по имени Бразилия присматривает за всеми нами (смеется), иногда глубокой ночью встречает умным взглядом, в котором один вопрос: «А оно того стоит?» Я ей молча отвечаю: «Стоит» – и валюсь спать.
Работы, правда, очень много. Когда я утром встаю и понимаю, что за окном опять темно, мысли о солнце и море возникают неконтролируемо. Но я их быстро в себе удушаю и начинаю радоваться слякоти. Ей же тоже кто-то должен радоваться. А вообще-то я иначе не могу – не вкалывая. Но чтобы мочь и дальше качественно вкалывать, все-таки как-то это все нужно правильно делать, с головой и мозгом.
– Когда это ты что-то делала без головы и мозга?
– Слушай, если мы с возрастом не меняемся, не становимся мудрее и не учимся правильно расставлять приоритеты – то тогда и взрослеть не стоит. Я больше стала фокусироваться на том, что важно, и меньше фокусироваться на том, что не важно. Какие-то вещи ставлю в приоритет и занимаюсь ими на регулярной основе ежедневно. Иногда неохота, тошно, лень – но все равно встаешь, идешь и делаешь.
– Ты по-прежнему в 7 утра спускаешься в спортзал и занимаешься два часа?
– Хуже. Я не спускаюсь – я еду в спортзал, который поменяла. Чтобы быть там в 7.30, встаю в 6.30. Вот сегодня потренировалась и поехала к Сереге Доренко на эфир, потом встретилась с нашей продюсерской командой, потом встретилась с тобой, потом буду выступать на РИФе (Российская интерактивная неделя, главное выставочно-конференционное событие отечественной отрасли высоких технологий. – «НГ-Антракт»), после РИФа у меня рабочая встреча для обсуждения деталей сценария по нашему уникальному боксерскому реалити «Бой в большом городе» – и так далее.
– Про «и так далее» поясняю: повезешь дочку на бал дебютанток Tatler-2016 в Колонный зал. А о чем был разговор у Сереги Доренко?
– У нас с ним одна и та же аудитория: мужчины возраста 25–59 лет. Несмотря на то, что Серега не очень любит спорт и не очень в нем разбирается, как сам говорит, его аудитория – абсолютно и моя аудитория (он, кстати, тоже герой моей аудитории), мне важно к ней приходить и отвечать на ее вопросы. Люди не очень понимают специфику спортивного телевидения в России. Еще важно, чтобы наши зрители понимали, что мы их слышим и решения принимаются с учетом их мнений. Мы же для них делаем канал!
– О какой именно специфике ты говоришь?
– Давай по порядку. Таких моделей бесплатного общедоступного спортивного телевидения, как у нас, в мире нет. Где в мире тебе бесплатно покажут центральные матчи английской Премьер-лиги или Лиги чемпионов? В Англии, например, в лучшем случае только один матч в туре можешь смотреть бесплатно, а за остальные придется платить. Почему так, я тебе объясню. Внутренний спорт в большинстве стран Западной Европы и Северной Америки очень развит, турниры по внутреннему спорту очень популярны, стоимость прав на их показ очень высока – соответственно это большой бизнес, где никто ничего никому бесплатно не показывает. В Америке, если говорить о платном ТВ, есть канал для гольфа, у него 300 тысяч подписчиков, это релевантная аудитория – миллионеры и миллиардеры, потому что бедные в гольф не играют. Владельцам больше и не надо подписчиков, знай наращивай выручку и прибыль каждый год.
Что делаем мы? Мы понимаем, что у нас по большому счету, кроме футбола, бокса и боев, биатлона, хоккея и «Формулы 1», нет пока высокого зрительского интереса к другим видам спорта, мы его как раз только формируем под федеральный телевизионный охват. Целевая аудитория (мужчины 25–59), которая смотрела спорт на «России-2», есть и у «Матч ТВ». Радует то, что мы ее расширили за счет увеличения самой «несмотрящей» телевизор возрастной группы – молодых мужчин 18–24 лет, которые раньше спорт по телевизору почти не смотрели. Если в цифрах, то по итогам первого года вещания доля молодых зрителей телеканала в возрасте от 18 до 24 лет выросла на 35%, при этом мужская аудитория зрителей этого возраста выросла на 56%. Теперь надо четко понять, как наших лояльных зрителей удержать, а примкнувшую молодежь закреплять на нашем канале. Мы начали с модели 50 на 50: 50% трансляций и 50% спортивного контента, модель сработала в этом году, потому что были Чемпионат Европы по футболу и Олимпиада. В следующем году их нет, следовательно, количество часов, отведенных высокорейтинговому спорту, автоматически становится меньше. Значит, будем увеличивать долю контента, близкого к спорту, – например, тематического кино, программ, аналитики.
Среди брутальных мужчин. Фото предоставлено пресс-службой телеканала «Матч ТВ» |
Кинопоказ – каркас любого канала, он дает возможность формировать слот и продавать понятную рекламодателям модель. Спорт же волатилен (volatility (англ.) – изменчивость. – «НГ-Антракт») и непредсказуем. Мы смотрим спорт по-своему. Если бы в России так смотрели баскетбол и рэгби, как смотрят баскетбол и рэгби в Америке, если бы у нас так смотрели гандбол, как смотрят гандбол в Европе, – ситуация была бы значительно легче. Я уверена, что нужно время и воля, что ситуацию со спортом в стране можно и необходимо менять. Например, для формирования спортивного интереса нужно внимательнее отнестись к урокам физкультуры в школе – в том числе и через них прививать любовь к спорту и желанию болеть за свою команду. Надо развивать межшкольные соревнования и юношеский спорт.
– За создание и запуск телеканала «Матч ТВ» вашей команде был вручен специальный приз ТЭФИ-2016. Как думаешь, это авансом или ваши усилия действительно оценили?
– Думаю, в России просто очень мало появляется новых общенациональных каналов. Сколько на своей памяти ты можешь вспомнить?
– Несколько лет назад ненадолго появился Пятый канал с Роднянским и Никоновой, потом Общественное телевидение с Лысенко…
– Давай я спрошу иначе: наблюдала ли ты когда, чтобы появился новый канал и о нем так много говорили?
– …причем среди топ-менеджеров которого – дамы. Ты всегда любила спорт, а Наташа Билан (экс-глава канала «Домашний», креативный директор «Матч ТВ»), мне казалось, от него далека.
– Для того, чтобы сделать спортивный канал, надо быть профессиональным телевизионным продюсером. Не надо разбираться в рисунке футбольного матча, чтобы понять, что нужно сделать хорошую предматчевую и постматчевую аналитику, что нужно уговорить Курбана Бердыева на интервью, что за боем Ковалева надо охотиться. Надо понимать, что такое качественное грамотное продюсирование: тебе приносят идею, а ты понимаешь, что она воплощаема и может стать интересной твоей целевой аудитории тоже. Это большое удовольствие и большое счастье, когда проекты реализуются и имеют коммерческий успех.
– В Instagram есть снимок, где вы с Билан в день годовщины канала сидите в кабинете среди моря цветов – почему-то в пальто.
– Решили так встречать старость!
– Знаешь, я наблюдала за ней на «Домашнем» и точно знаю, что работать с Билан – это класс: она и суперпрофи, и порядочный человек, чего вообще-то в природе по нынешним временам не бывает.
– Мы с ней многое прошли вместе со времен канала СТС. Все началось с того, что продакшн, который тогда со мной как с ведущей работал, не мог со мной справиться. Я была в те времена нетерпимой, и ее пригласили в качестве моего усмирителя. Я со многими продюсерами работала – с ней работать одно удовольствие, мы во многом совпадаем: работа первична для нас, мы трудоголики. Я всегда стараюсь работать и дружить с людьми, которые талантливее меня, – тогда я могу меняться и расти. А когда ты окружаешь себя теми, кто априори слабее, – ничто не стимулирует рост, и ты деградируешь. Для меня невозможно остановиться и быть довольной собой – только развиваться и двигаться вперед! Это еще одно общее наше качество с Наташей Билан – искренне радуемся победе, но в следующий момент она перестает быть главным. Завоевал? Отлично, проехали, идем дальше.
– Сейчас время непрофессионалов, явно же вы с этим сталкивались?
– Сталкивались, и что? Я тоже когда-то была непрофессионалом. Люди делятся на тех, которые хотят меняться, и тех, которые не хотят.
Когда мы с Билан пришли на канал, то поняли, что у нас нет телевизионных звезд – условно говоря, своих «спортивных» андреев малаховых. Стали искать. На Евро пригласили в парижскую студию тренеров и спортсменов: Малофеев, Писарев, Широков, Булыкин, Валера Карпин. Вот посмотри, Валера Карпин – ну, не красавец? Абсолютный же селебрити. Спорт до нас так не «упаковывали», а он нуждается в упаковке – спорт должен быть красивым, спорт должен быть сексуальным, спорт должен быть притягательным. Вот еще пример, находка и, надеюсь, будущая звезда – Жека Савин, бывший футболист.
– Да это метросексуал какой-то!
– А вот он рядом с абсолютной телезвездой Андреем Малаховым, и не проигрывает ему.
– Мне больше нравится тот, который справа.
– Заметь, это ты сказала, Андрей с тобой разберется после! Надеюсь, ты оставишь этот кусок в нашем интервью.
– Скажи, а с Василием Уткиным вы по-прежнему не в отношениях?
– Василий Уткин – один из самых талантливых людей в спортивном телевидении, чего не оспорит никто. С Василием мы делали хороший проект «Рио ждет», где он замечательно рассказывал об ожидавшем всех Рио-де-Жанейро.
– Что-то мне говорит, что ваша «пауза» – еще не финал и всяко может повернуться.
– Телевидение прекрасно, дорогие друзья, ожиданием. Ждите!
– Летом до вас с Уткиным докопались пранкеры – это тебе как? Если можешь, конечно, из соображений корпоративной этики прокомментировать.
– Я спокойно к этому отношусь. Люди, выбравшие публичную профессию, должны быть готовы к тому, что любая информация что ни на есть личного характера может стать достоянием общественности.
– А тебе не кажется, что посаженные в кадр телефонные хулиганы, чья деятельность построена на лжи и анонимности, – это чересчур?
– Все придумали до нас. Я еще не в том возрасте, чтобы, как бабушка на скамеечке, осуждать и требовать: «Ах, закройте, ах, уберите!» Закроют здесь – появится в Интернете, так какая разница. Сегодня сложно что-то запретить – мир стал прозрачным. Если на новость есть спрос, есть и потребление. То, что уровень новостей, интересных публике, становится все более низкой пробы, – не телевидение в этом виновато. Изменение уровня образования, привычка к потреблению быстрого контента – фаст-фуда, условно говоря, – приметы времени. Формирует ли ТВ тренды, формирует ли ТВ вкусы? Для этого был создан канал «Культура» – для обладателей изысканного вкуса. Но их же, таких зрителей, не стало больше после появления «Культуры»? Разве все перешли на «Культуру» и перестали смотреть ток-шоу Андрея Малахова? Нет, рейтинги «Пусть говорят» высоки и стабильны, как Биг-Бен.
Участницы флагманской программы – реалити «Бой в большом городе». |
– Я обратила внимание, что по сравнению с былыми временами ты мало стала писать в сетях.
– Когда этим заниматься? Но пост про годовщину в эфире, которая была 1 ноября, конечно, написала.
– Похоже, ноябрь – особый месяц в твоей жизни. Родилась в ноябре, канал запустила в ноябре, ТЭФИ как лучшему интервьюеру дали тоже в ноябре!
– Не могу сказать, что скучаю в остальные месяцы года, но ноябрь я и впрямь умею проживать ярко! Я много читаю и очень много смотрю – мне безумно интересно следить, как меняется мировая сериальная индустрия. (Смотрю сериалы на английском, ночью.) Все крупные американские сценаристы ушли в сериалы – знаешь почему? Когда становится понятно, что на каком-то продукте можно заработать, а конечная его стоимость – не такая уж конечная, вполне может еще возрасти, – поверь мне, классные профессионалы подтянутся всегда.
У нас тоже есть замечательные сериалы, у американцев просто рынок старше и больше. Я поклонница «Карточного домика» и «Скандала» – в ожидании следующих сезонов с упоением смотрела американскую президентскую кампанию как самый захватывающий сериал и замечательное шоу.
– Слушай, а откуда берутся все эти слухи – что вы с Наташей Билан якобы уходите с «Матча»?
– А откуда берутся слухи, что я должна стать вице-премьером?
– Да, помню, по слухам, ты должна была стать вице-премьером в Грузии.
– Не, последний раз – в России. Несмотря на то, что я давно перестала быть телеведущей, люди считают меня селебрити. Если пишешь статью с моим именем в заголовке – это одна кликабельность, если пишешь статью без моего имени в заголовке – это другая кликабельность. «Канделаки уходит с «Матч ТВ» – кликаем, «Канделаки будет вице-премьером» – кликаем, «Канделаки вроде бы беременна» – кликаем. На самом деле я благодарна людям за их внимание и любовь – можно купить очень многие вещи, но зрительский интерес на протяжении многих лет точно не продается. Мы приехали в Сочи на съемки финального эпизода «Инспектор ЗОЖ», – ты не представляешь реакции людей: у них разглаживаются лица, они улыбаются, им становится радостно от того, что они меня видят. Меня даже дети узнают! Сама удивляюсь, откуда они-то меня знают. Я считаю это одной из самых больших побед в моей жизни. Моя задача – сохранить к себе это отношение и эту симпатию.
– Вопрос, который волнует многих болельщиков: когда уже «Матч ТВ» купит права на испанскую Лигу?
– Финансовые ожидания испанской Лиги несколько завышены. Рынок спортивных прав очень плотный, все сделки сильно взаимозависимы. Мы стремимся организовывать рынок, избегать переплат и вообще жить в бизнес-логике. Позиция канала едина для всего рынка. Могу заверить: переговоры ведутся.
– Подытожь про «Матч ТВ».
– Мы сделали самую масштабную программу о спорте «Инспектор ЗОЖ». Мы первыми сняли фильмы о Федоре Емельяненко, Алине Кабаевой, Леониде Слуцком, Денисе Лебедеве, мы первыми стали делать спортивное реалити-шоу, чего не было нигде. «Бой в большом городе» – большая победа команды, мы его продали уже! Чтобы на четвертом эпизоде появился спонсор, да на канале, созданном с нуля! Мы первыми предприняли попытку создать телемуви – Федор Бондарчук снял для нас 10 телемувиков, и мы их частично покажем в этом сезоне.
Прошел год, а мне по-прежнему интересно, прошел год, и я понимаю, что глобально мы все сделали правильно. Первый год был годом экспериментов по форматам и поиску «телевизионной» интонации, теперь канал переходит во второй год, закрепляя и развивая победы года первого. За три года можно выстроить большую историю, которая может стать толчком для возвращения любви к спорту в нашей стране.