Разворот записной книжки режиссера. Фото с сайта www.lacma.org
Может ли выставка про кино быть интересной? Еще как может! Особенно, если это выставка режиссера Гильермо Дель Торо. Мастер хорроров и фэнтези не стал мелочиться и представлять только пару костюмных эскизов и оригинальные сценарии с отпечатками кружки кофе на титульном листе. Мексиканский кинорежиссер решил пригласить к себе домой всех желающих, а заодно, как добродушный хозяин, немного попугать.
Окружной музей искусств Лос-Анджелеса (LACMA) с радостью принял в своих стенах «Дом с монстрами», или «Холодный дом» (Bleak House), как его называет сам Гильермо Дель Торо. Кстати, открытие посетили коллеги по киноцеху Рон Перлман, Алехандро Гонсалес Иньярриту, Джеймс Кэмерон, Джон Фавро.
Платья главных героинь фильма
«Багровый пик». Фото со страницы музея в Instagram |
Стоит несколько слов сказать о самом режиссере. Гильермо Дель Торо родился 9 октября 1964 года в Гвадалахаре, и, несмотря на то что воспитывался он бабушкой, которая была ультраконсервативной католичкой, Гильермо стал известным режиссером фильмов в мистическом и фэнтезийном жанре. В послужном списке Гильермо Дель Торо множество кинонаград и две номинации на премию «Оскар». Стилистика его работ весьма узнаваема, а множество образов стали каноничными и повлияли на визуальный ряд других фильмов.
Именно Дель Торо воплотил в жизнь адского героя «Хеллбоя» из комиксов Макса Миньолы – красного черта, борющегося с Григорием Распутиным и периодически подпиливающего себе отрастающие рога. Дель Торо показал полный ужаса и страха путь в «Лабиринт фавна» и создал невероятно красивую готическую историю «Багровый Пик» с Томом Хиддлстоном в главной роли. Правда, сам режиссер как-то обмолвился, что, дескать, «Багровый пик» на самом деле – фильм о любви. Те, кто кино видел, могут сказать только одно: не дай бог встретить такую любовь.
Гильермо Дель Торо в окружении
дружественных монстров. Фото Reuters |
На выставке призрак поместья «Багровый пик» витает повсюду – викторианские костюмы главных героев из фильма привлекают на выставку не только фанатов ужасов, но и людей, изучающих моду. Бархатное синее и атластное красное платья, которые носила Джессика Честейн, и окровавленное белое одеяние Мии Васиковской расположены в окружении картин с заброшенными особняками и странными предметами мебели.
В одном интервью режиссер объяснил свою привязанность к жанру хоррора: «Реальный мир настолько для меня страшен, что я нахожу утешение в монстрах. И стараюсь высказаться через них. Монстры и хоррор – моя религия! Не то чтобы я этого очень хотел. Я считаю себя человеком начитанным.
Экспонаты выставки не пугают
поклонников Гильермо Дель Торо. Фото со страницы музея в Instagram |
И все же я выбрал именно это направление, потому что реальный мир вызывает во мне и восхищение, и ужас. Мы живем в удивительное, но одновременно и ужасное время. Поэтому не ждите от меня, что я буду снимать «Анну Каренину». А вот «Мастера и Маргариту» – это другое дело!»
Выставка «Гильермо Дель Торо: дома с монстрами» стала местом паломничества для всех любителей искусства и настоящего кино. Потому что Дель Торо является одним из немногих режиссеров, который не любит злоупотреблять работой с компьютерной графикой. Все его монстры создаются в студии из латекса и становятся костюмами, которые надевают настоящие актеры, как это было с Роном Перлманом, исполнившим роль Хеллбоя. На выставке собраны предметы из настоящего дома Гильермо: его детально проработанные рисунки в записных книжках, фотографии со съемок, костюмы и кинореквизит, в том числе фигуры монстров. В общем, 9 тыс. книг, 50 тыс. журналов и комиксов, 580 оригинальных произведений искусства и тысячи игрушек и коллекционных предметов. Например, на выставке показывают шкаф, наполненный экземплярами будто из Кунсткамеры, маски инфицированных из сериала «Штамм», а у входа посетителей встречает скульптура Ангела смерти из «Хеллбоя II». За ней следует целая армия Франкенштейнов – самым прекрасным из них Дель Торо считает героя Бориса Карлоффа из черно-белого кино 1931 года. Карлофф тут в большом количестве: есть маска его героя, вот он уже в полноценном виде кокетничает со своей невестой, а в другом уголке восседает на стуле и держит фарфоровую чашечку, изящно отставив мизинец.
У входа посетителей встречает
скульптура Ангела смерти из фильма «Хеллбой II». Фото Райана Саммерса |
Наверное, пришло время задаться вопросом: как же семье режиссера живется в таком доме? На самом деле, «Холодный дом» (название позаимствовано из Диккенса) используется Гильермо Дель Торо как студия для работы вместе со своей командой. «Сегодня утром я проснулся в комнате Диккенса. Это комната, посвященная писателю, там вся мебель принадлежала когда-то Диккенсу и его эре, и книги в этой комнате тоже того времени. Затем я вышел в коридор Носферату через секретную дверь, открывающуюся с помощью картины на стене, и попал к себе на кухню», – рассказывает о своем обычном дне мексиканский режиссер.
Дель Торо важно создать для команды условия, которые бы «расширяли воображение», вдохновляли и давали новые идеи. Этому должны способствовать все многочисленные экспонаты в доме – от зародышей детей в формалине и старых книг с легендами и рассказами до статуй современного искусства и вырезок из журналов.
Еще стоит отметить инсталляцию «Городской свет», состоящую из 200 чугунных уличных фонарей, загорающихся каждый вечер. Эта композиция расположена у входа со стороны Wilshire Boulevard, и она часто становится частью романтических сцен из кинофильмов или же фотосесий.
В «городе Ангелов» выставка продлится до 27 ноября, а потом отправится в путешествие и будет представлена в Миннеаполисе и Нью-Йорке, Торонто, Мехико, в Европе ужасы Дель Торо осмелятся принять Барселона и Париж.