Новые разработки можно было опробовать прямо на стендах.
В британской столице закончился первый после брекзита и 14-й по счету Лондонский фестиваль дизайна (LDF). В семи районах города прошло более 400 больших и малых выставок, премьер, открытий и одна биеннале.
Фестивали и недели дизайна сегодня проводят в сотнях городов мира, и все-таки LDF остается совершенно особенным. Это событие нельзя пропустить, как нельзя пропустить Миланский мебельный салон. Лондон, конечно, уступает Милану в количестве громких мебельных премьер, но с годами он превратился в мощную лабораторию, сконцентрированную на экспериментах, провоцирующих новые идеи, мотивирующих и открывающих новые таланты, налаживающих связи и прокладывающих пути взаимовыгодного сотрудничества дизайнеров, производителей и потребителей. Надо заметить, фестиваль этого года был не похож на предыдущие. Недавно принятое Великобританией решение о выходе из Евросоюза, получившее название брекзита, внесло свои коррективы – не в качество проектов, но в общее настроение некоторой настороженности. Разговоры с дизайнерами, которые в большинстве своем проголосовали против выхода, в конечном счете сводились к брекзиту. Кто-то уже подсчитывает, насколько подорожает их продукция, кто-то предвидит сложности с приемом на работу талантливых выпускников, приехавших учиться в Великобританию из Европы. Знаменитый интернет-журнал Dezeen даже собрал все тревожащие творческое сообщество вопросы в единый манифест, который подписали многие ведущие британские дизайнеры и архитекторы, среди них Томас Хезервик, Теренс Конран, Ричард Роджерс и Джаспер Моррисон (ознакомиться с ним можно на сайте журнала).
Пожалуй, лучше всего атмосфера фестиваля отразилась в проекте британского павильона, установленного в центральном дворе Сомерсет-Хаус, где в этом году прошла I Лондонская биеннале дизайна. Ее тема «Утопия в дизайне» – дань труду Томаса Мора «Утопия», написанному ровно 500 лет назад. Британский павильон называется Forecast («Прогноз»), его спроектировали дизайнеры Эдвард Барбер и Джей Осгерби. Это внушительных размеров кинетическая инсталляция, состоящая из трех огромных флюгеров, окрашенных в темно-синий цвет (до брекзита их планировали раскрасить в более радостные цвета). Флюгеры медленно вращаются, чутко реагируя на любое движение воздуха в окружающем их пространстве. Это красивая, но немного грустная аллегория состояния Великобритании после голосования. Всего же в биеннале приняли участие 37 стран, каждая по-своему подошла к трактовке заданной темы, дизайнеров волновали проблемы охраны окружающей среды (павильон Австралии – Plastic Effects), быстрого роста городов (китайский павильон – Shenzhen: New Peak), социального равенства и политических волнений (павильон Франции – le bruit des bonbons – Astounding Eyes of Syria). Радостно, что экспозиция российского павильона «Открывая утопию: забытые архивы советских дизайнеров» получила медаль «За лучшее раскрытие темы». По сути, Московский музей дизайна, который подготовил эту экспозицию, впервые представил публике свой архив – это слайды проектов, научных и теоретических разработок, сделанные советскими дизайнерами во ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики) в 1960–1980-х годах, большинство из которых так и остались на бумаге.
Уже восьмой год подряд Музей Виктории и Альберта становится официальным центром LDF. По сравнению с прошлым годом количество представленных здесь проектов несколько сократилось.
Первый раз за все эти годы никак не был оформлен основной вход в музей, что, конечно, не могло смутить тех, кто знал, что искать, но простые посетители были совершенно не в курсе дизайнерских инсталляций, сокрытых в его недрах. Самой зрелищной из них была кинетическая лента Бенджамина Хьюберта под названием Foil длиной 20 и шириной 1,2 метра, состоящая из 50 тыс. отполированных до зеркального блеска пластинок из нержавеющей стали. Лента непрерывно двигалась, отбрасывая блики на тонущие в сумраке стены, украшенные гобеленами времен Ренессанса.
Ежегодно во время фестиваля, по заказу организаторов, ведущие дизайнеры и архитекторы демонстрируют инновационные решения в проекте под названием Landmark. Место его расположения всегда разное. Возможно, павильон Smile («Улыбка») лучше смотрелся бы у входа в Музей Виктории и Альберта, но в этом году его установили во дворе Chelsea College of Art and Design. Бюро Alison Brooks Architects, инженерная компания Arup и American Hardwood Export Council построили сооружение в виде 34-метровой дуги высотой 3,5 метра, собранной из деревянных панелей, представляющих собой «пирог» из склеенных между собой разнонаправленных слоев древесины. Конструкция настолько прочная, что может выдержать 60 человек, стоящих на одном из ее поднятых в воздух концов, что говорит об огромных возможностях этого материала. Слова открывавшего павильон американского посла звучали как успокоительная мантра: «Вы думаете, что вы улыбаетесь, потому что вы счастливы. Нет, вы счастливы, потому что вы улыбаетесь».
100% Design, самая старая и крупная профильная выставка фестиваля, тоже претерпела некоторые изменения. На второй год своего пребывания в выставочном комплексе Olympia ее организаторы – группа Media 10, прощупывая новые возможности, выделила некоторых участников в отдельную группу и запустила в соседних залах Olympia Pillar Halls новое шоу Luxury Made. Оно получилось во всех отношениях бутиковым. Во-первых, благодаря небольшим, но роскошным интерьерам с коринфскими мраморными колоннами и высокими украшенными лепниной потолками. Во-вторых, из-за уровня представленной продукции и небольшого количества экспонентов, среди которых компания Lasvit, производящая роскошные авторские люстры и изделия из хрусталя, итальянские люксовые мебельные бренды Poliform и Poltrona Frau, английская Kevin Stamper Design, выпускающая мебель с уникальным пиксельным орнаментом, собранным из деревянной мозаики, и другие производители эксклюзивных тканей, ковров и интерьерных аксессуаров. Похоже, в планы Media 10 входит отъесть кусок пирога у другой прославленной и любимой российскими декораторами выставки Decorex International.
Выставка Designjunction вновь пробовала силы на новом месте, переехав в активно перестраивающийся район возле вокзала Kings Cross и ознаменовав свой переезд самой многолюдной вечеринкой, которая проходила под открытым небом на Granary Square. Основная часть выставки разместилась во временном павильоне Cubitt House, фасад которого, протянувшийся на 70 м в длину и 7 м в высоту, состоял из 4 тыс. легких квадратных модулей и напоминал строительные леса. Авторы конструкции Satellite Architect постарались, чтобы постройка органично смотрелась на фоне развернувшегося вокруг строительства, которое, как и сама выставка в целом, вселяют скорее оптимистичные мысли, нежели ощущение нестабильности.
Оглядываясь на все увиденное, нельзя отрицать, что общество, культура и экономика влияют на дизайн, но нельзя забывать и об обратном влиянии. Дизайн сегодня помогает решать проблемы, предлагает новые возможности, создает новые продукты, формирует сценарии и бизнес-модели, в рамках которых процессы делаются более удобными, конструктивными, экологически ответственными, творческими и приносящими пользу обществу. Дизайн меняет способы взаимодействия людей с предметами и друг с другом, и в Лондоне это очень хорошо понимают.