Косплей Джокера («Отряда Самоубийц») и Рика («Рик и Морти»). Фото автора
В «Крокус-Экспо» прошел третий Comic Con Russia, традиционно сдвоенный с «Игромиром» (в этом году – 11-м). При переходе из зала в зал перемена атмосферы ощущается мгновенно. В геймерской зоне – гул, очереди в полутьму игровых стендов ради презентаций и тестирования уровней, торжество VR (еще в прошлом году не было столько очков виртуальной реальности), хотя и традиционные площадки для киберспорта никуда не делись. На сценах пляшут в танцевальный симулятор, у стенда энергетика – энергично отжимаются (за банку энергетика). В двух залах Comic Con’а торжествует ламповая атмосфера: тоже не протолкнуться, но будто бы посвободнее (возможно, дело в не столь гигантоманских стендах). По выставке вообще интересно отсматривать тренды современной массовой культуры. Если вы думали, что все шутки про вейперов возникли на ровном месте, – вот вам в избытке любители «парить». В прошлом году в среде косплееров бал правили люди в костюмах Дэдпула и Джокера, в этом – их стало гораздо меньше. Зато появился Доктор Стрэндж (премьера фильма в конце октября), Пингвин (враг Бэтмена) и Кингпин (антагонист в комиксах про Человека-паука и Сорвиголову).
Харли Куин в детстве. Фото автора |
Позиции «Времени приключений» и Харли Куин едва ли пошатнулись, персонажи сериала «Во все тяжкие» и даже шарфы из «поттерианы» тоже здесь. Несмотря на окончание сериала «Грэвити Фоллс», наблюдалось изобилие Мэйбл. Один из косплееров даже сделал комбо: в один день пришел в костюме Рика из «Рика и Морти», а на следующий – нарядился прадядей Стэном из Gravity Falls. Comic Con растет – не только экстенсивно, но и качественно.
Спонсор роста – развлекательная индустрия во множественных проявлениях. В этом году особенно бросалось в глаза возросшее присутствие комикс-сегмента. В 2015-м все издательства и комикс-шопы уместились в одном углу, в этом – их стало больше, поставщиков комиксов разбросало по двум залам, а некоторые еще и подросли. Многие даже сделали лимитированные обложки, которые можно приобрести только на Comic Con’е (и за ними выстраиваются очереди). «Сейчас многие издают этот Marvel, но и мы выросли», – иронично замечает продавец на стенде издательства «Комильфо», отвечая на вопрос, а где тут найти первый том «Железного кулака».
Сарик Андреасян представляет Защитников
Фото автора |
Однако Iron Fist в отличие от «Соколиного глаза» и «Говарда-утки» не у них. Тут группа веселых молодых людей держит круговую оборону – возле трех столов не иссякают любопытствующие и покупатели. Тыл прикрывает стол с известным канадским комиксистом Чипом Здарски, художником «Секс-преступников» и автором обновленного «Говарда-утки». К нему выстроилось две очереди: слева – за скетчами, справа – за автографами. Порядок «скетч, 10 автографов, скетч» помогает очередям постепенно продвигаться, но запись за скетчем распределена уже на сутки вперед. Здарски охотно фотографируется со всеми желающими: взбирается на стол, целует девушек в щеку, делает дакфейс вместе с поклонниками – в Инстаграме можно найти его многочисленные геройства. Если бы возле сцены во время выступления веселого бородатого канадца не оказалось так преступно мало народу, приезд Здарски безапелляционно заслужил бы звание главного события Comic Con’а. Впрочем, в 2016-м он оказался не единственной звездой.
Художник Чип Здарски (справа) с поклонником. Фото автора |
В эти дни в Москву также приехал Ричард МакГуайр – автор выдающегося комикса «Здесь», который он писал 14 лет (книга вышла в 2014-м). «Здесь» – это история про время на примере обычного американского дома и земли, на которой он построен. МакГуайр показывает, что находилось на месте здания 3 млрд лет назад, в XVI веке, в XVIII, в 60-е, а также что здесь будет в 2200-е и еще через миллионы лет.
«Черновой» вариант «Здесь» – шестистраничный комикс про дом в разные десятилетия – вышел в журнале RAW, который издает другой известный писатель – Арт Шпигельман, автор комикса «Маус». Затем МакГуайру предложили написать полноценную книгу – и он серьезно взялся за работу, потратив два года на исторические детали: например, он изучил непростую историю отношений Бена Франклина с незаконнорожденным сыном, чьи политические взгляды сильно отличались от мировоззрения родителя. Главное в «Здесь» – не то, что он рассказывает об изменении пространства во времени. Все времена в нем могут демонстрироваться одновременно.
Прадядя Стэн и потенциальная внучка
Фото автора |
МакГуайр, свободно располагая панели на странице, совмещает и рифмует события разных эпох в одном «кадре»: Хэллоуин разных десятилетий XX века демонстрирует, как менялся дух времени, а иногда прошлое и настоящее пересекаются совсем неожиданным образом – будто у вселенной есть чувство юмора. Такие непринужденные прыжки во времени доступны, пожалуй, только комиксу как медиуму.
Другим гостем фестиваля оказался Горан Парлов – хорватский художник, явно не ожидавший встретить в России столько поклонников своего творчества (он рисовал «Карателя» Гарта Энниса и «Y: Последний человек на Земле» Брайана К. Вона). Похожий на грустного мистера Бина, до выхода на сцену он спокойно сидел на Аллее авторов – месте, где авторы комиксов рисуют скетчи, дают автографы и общаются с публикой. Незадолго до общения со зрителями Горан свернул самокрутку и пошел морально подготовиться к выступлению, после которого к нему тоже выстроилась очередь.
Горан Парлов. Фото автора |
Все эти столпотворения, правда, все равно не сравнятся с тем, сколько людей собирали презентации фильмов, а очередь за автографом к Натану Филиону – звезде сериалов «Касл» и «Светлячок» – кажется, опоясывала весь зал (на самом деле – доходила только до половины). Громкими аплодисментами встречали наш ответ «Мстителям» – «Защитников» Сарика Андреасяна – и первый фильм по отечественным комиксам – «Майор Гром». Конгениальны ли «Защитники» закадровому тексту из трейлера, станет известно уже в конце года, а вот «Майор Гром», как предполагается, станет лишь первой ласточкой в развитии нереакционного «импортозамещения». Серия комиксов «Майор Гром» была среди первых, которую издательство Bubble начало выпускать в 2012 году. Сперва выйдет короткометражный фильм, который срежиссировал Владимир Беседин (создатель youtube-шоу «Шоу Гаффи Гафа», режиссер youtube-сериала «Полицейские будни»), а затем планируется и полнометражная картина (и это не предел). Каким из двух путей пойдет кинокомикс России, возможно, станет известно уже к следующему Comic Con’у, который, хочется верить, будет еще более масштабным и запоминающимся.