0
4520
Газета Люди и положения Интернет-версия

23.09.2016 00:05:00

Маэстро иллюзий

Тэги: выствка, милан, мауриц корнелис эшер


выствка, милан, мауриц корнелис эшер На выставке представлены «невозможные фигуры», вдохновлявшие Эшера. Фото предоставлено Arthemisia Group

Мауриц Корнелис Эшер (1898–1972) больше известен по своим графическим работам, чем по имени. Бесконечные, переходящие одна в другую лестницы, обреченные на повторение одного и того же движения люди и звери: эти концептуальные находки Эшера много раз воспроизводились в современном культурном пространстве или «цитировались» другими художниками.

В Миланском палаццо Реале до января 2017 года показывают выставку (не монографическую, как утверждают устроители) нидерландского мастера, чьи произведения вошли в число символов XX века. По городу развешены интригующие афиши с лаконичной надписью Escher и с изображением руки, держащей некий магический шар, в котором отражается пожилой худощавый мужчина, этакий волшебник XX века. Туристов, случайно оторвавшихся от созерцания Миланского собора и сделавших пару шагов в сторону Палаццо Реале, привлекают терминалом с дисплеем, где все та же рука держит шар, только свое искаженное изображение в нем уже может получить каждый желающий. Кураторы посчитали, что людей на выставку можно заманить если не редким покемоном, то возможностью поучаствовать в аттракционе и стать соавтором нового произведения современного искусства.

Благодаря современным технологиям вписаться в картину Эшера может каждый желающий. 	Фото автора
Благодаря современным технологиям вписаться в картину Эшера может каждый желающий. Фото автора

Посетителей, кстати, на выставке очень много в будние дни, так что план устроителей Марко Буссагли и Федерико Гучидендра сработал. В затемненном пространстве выставки снимать запрещено: смотрители быстро пресекают попытки сфотографировать отдельную гравюру, но для пользователей Instagram аттракционы все же заготовлены. Хотите почувствовать себя в бесконечном зазеркалье или в центре закрученной черно-белой ленты, а может, захотите всмотреться в одно из множества выпуклых зеркал, расположенных рядами на стене? Кураторы постарались найти те образы, которые вдохновляли художника, и объяснить его искусство.

Интересно, что Эшер, которого можно назвать, пожалуй, художником математиков, имел проблемы с точными науками и аттестат зрелости получил не без проблем. Впоследствии он смеялся, что его работами стали иллюстрировать учебники. Мастер сознательно избрал своей специализацией графику, а не живопись: ему нравилось, что по сути ручной труд мог быть растиражирован и повторен. 

Многие художники первой половины XX века начинали свою карьеру, создавая произведения в стиле модерн. Из модерна вышел и Эшер. В нескольких ранних работах, заставках для книг, еще можно отыскать признаки модерна, тягучие линии, природный орнамент. Но уже в гравюрах «Букет» и «Лютня» резкий контраст светотени придает  изображению тревожность. 

Как выяснили кураторы, знаменитые работы Эшера, когда один объект переходит в другой и трудно понять, что ближе, а что дальше,  тоже берут свои истоки в модерне. Художники начала XX века любили подобные эксперименты, но только у Эшера подобные обманки со временем стали ведущей темой. Вневременное искусство Эшера хотя и было замечено и оценено современниками, но сам он не стремился примкнуть к какой-либо группе или течению, предпочитая вести собственную жизнь, с художественным миром не связанную. Эшер знал работы коллег по цеху, но фактически с ними не общался  и дружбу не заводил.

Обреченные на цикличность действий ящерицы с литографии  «Рептилии».
Обреченные на цикличность действий ящерицы с литографии «Рептилии».

Как и тысячи художников, в молодости Эшер предпринял путешествие по Италии (1922), где одновременно изучал древнюю культуру и находил в ней источники для своих творений. (Работы итальянского периода, такие как «Колонны Колизея», выглядят как черно-белые фотографии, настолько они тонко проработаны).Тогда Эшер делал многочисленные зарисовки пейзажей, растений и насекомых, которые потом использовал в своих гравюрах на дереве. За Италией следует Испания – Барселона, Мадрид, Кордова и Гранада, где Эшера очаровывают мавританская архитектура и декоративные арабески Альгамбры. Исламское нефигуративное, абстрактное искусство сподвигнуло художника к опыту по заполнению плоскости повторяющимся рисунком.

Свести видимый мир к геометрическому рисунку, отыскать геометрию в природе становится для Эшера одной из важных задач («Птицы и рыбы», 1922, «День и ночь», 1938).

 Не меньше орнамента Эшера интересовала парадоксальная двойственность вещей и эксперименты с оптическими иллюзиями. На высоких постаментах рядом друг с другом стоят две порфировые вазы. Казалось бы, ничего особенного, но направленный на них свет образует из их теней человеческий профиль. 

Плоскость, покрытая черно-белыми квадратами (как и пол в одной из комнат выставки), заставляет посетителей всматриваться и задавать себе вопрос: какая из них ближе к нам? Знаменитая литография  «Рисующие руки» (1948) – остроумный парадокс вкупе с виртуозной техникой исполнения, производит завораживающий эффект. На цикличность действий обречены и ящерицы в работе «Рептилии» (1943). На выставке эта литография «оживает», и хвостатые создания, выходя из альбомного листка, совершают круг почета по его рабочему столу. 

И если в своем времени Эшер был скорее белой вороной, то с мастерами прошлых столетий у него гораздо больше общего. Картины-обманки, в которых создавалась иллюзия трехмерного пространства, были известны уже в Древней Греции, близок Эшеру был и культ Двуликого Януса, смотрящего одновременно вперед и назад, возможно, старинная капитель колонны из Мантуи, где мир представлен перевернутым, подтолкнула художника на создание одной из его головокружительных картин. А лента Мёбиуса надолго прописалась в творчестве Эшера, вдохновив его на работу «Узы единства» – абсолютный сюрреализм, напоминающий картины Сальвадора Дали.

«Относительность» – одна из самых популярных и цитируемых работ Эшера.	Предоставлено Arthemisia Group
«Относительность» – одна из самых популярных и цитируемых работ Эшера. Предоставлено Arthemisia Group

Почти не общаясь с другими художниками, Эшер с удовольствием переписывался с учеными (кстати, родной брат мастера был кристаллографом, отсюда интерес к симметрии и структуре кристаллов), особенно с Лайонелом и Роджером Пенроуз. Бесконечная парадоксальная лестница Пенроуза была опубликована в 1958 году, но только спустя два года, после создания Эшером литографии «Восхождение и нисхождение», она стала известной не только людям науки.

Однако одной из самых популярных и цитируемых в мире эшеровских литографий стала «Относительность». В последнем зале выставки это наглядно видно на кадрах из фильмов «Лабиринт» с Дженнифер Коннели и Дэвидом Боуи, «Ночь в музее – 3. Секрет гробницы», где в зале «Искусство Эшера» главный герой в лице Бена Стиллера дерется с рыцарем. Лестница также фигурирует на постере фильма. «Лестницу Эшера» хотел заполучить Мик Джаггер в качестве обложки к одному из альбомов Rolling Stones, но получил отказ. Художник мог выбирать: все-таки удачная женитьба на дочери состоятельного промышленника позволила ему всю жизнь избегать финансовых трудностей. Однако рок-музыканты не отступали, и Эшер уступил право воспроизведения некоторых своих работ группе Pink Floyd. Странно, что кураторы не включили в число цитат фильм «Начало» Кристофера Нолана, в котором присутствует не только «невозможная лестница», но и существует возможность «развернуть» окружающий мир в сновидении. Лестницы Эшера не статичны, он разворачивает их, разворачивает дома, в которых они находятся, да что уж там, в расход идут планеты. Зритель испытывает головокружение: что тут первично, а что вторично, что откуда проистекает и куда идет персонаж – вверх или все-таки вниз? Интересно, что работы Эшера обитаемы, в пространстве его литографий живут люди или ходят животные. Везде  порядок, но гармонии там не найти. Мир Эшера нервный, лишенный тепла и обаяния. Возможно, еще поэтому его произведения считаются предтечей современной компьютерной графики (и часто цитируются в компьютерных играх). Особенно это видно в литографии «Три шара» – один шар сверху, средний придавлен, а нижний приплюснут. Линии настолько четко прорисованы, что кажется, шары созданы дизайнером в программе 3D StudioMax. Но нет, это первая половина XX века, и гравюра на дереве, которую, позволю себе напомнить, для печати первоначально создают в зеркальном отражении.

В 1950–1960-х годах Эшера часто приглашали выступить с лекцией о симметрии в США и Канаде, в том числе на научных конференциях. Амстердамский музей «Стеделик» в 1950-е годы устраивал масштабную выставку работ Эшера, но приурочил ее … к конгрессу математиков. Так что кто же Эшер – художник математиков или математик художников,  – каждый решает сам.  

Милан–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1664
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3607
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2664
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2167

Другие новости