0
3965
Газета Люди и положения Интернет-версия

09.09.2016 00:05:00

Рассвет новой телеэпохи

Тэги: интервью, наталья меркулова, алексей чупов


интервью, наталья меркулова, алексей чупов Наташа и Алексей отвечают на вопросы на пресс-конференции, посвященной «Кризису нежного возраста». Фото пресс-службы ТНТ

Молодая режиссерская (и супружеская) пара Наташа Меркулова и Алексей Чупов ворвалась в кинематограф три года назад с «бомбой» – картиной в жанре черной комедии «Интимные места» (которая была не только награждена за лучший дебют на «Кинотавре», но и объявлена критиками самым революционным фильмом года). Неожиданно следующей их работой стал мелодраматический подростковый сериал  «Кризис нежного возраста» на канале ТНТ. Обозреватель «НГ-Антракт» Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с Наташей МЕРКУЛОВОЙ и Алексеем ЧУПОВЫМ.


Наташа, Алексей, в первых строках моего письма – про «Интимные места». Посмотрев которые я впала в изумление: абсолютно европейский фильм! На высоте чувство меры, стиль, жанр, настроение, смелость, кастинг… И при этом режиссерский  дебют. Как?.. 

Наташа: Мне-то сейчас кажется, что это странное маленькое кино, короткое и обстриженное, до финального монтажа там было больше дыхания. 

Алексей: А мне кажется, иногда полезно вырезать из своего фильма 40 минут. 

Наташа: Я тогда только что окончила Высшие режиссерские курсы и сходила с ума: работы нет, никто тебя никуда не берет и нигде не ждет. Это такие стресс и депрессия, что не всякий сможет одолеть. Все нам говорили одно и то же: напишите что-нибудь сами. Написали сценарий (Леша у нас в большей степени писатель, а я – «сниматель», но мы периодически залезаем на территории друг друга). Когда спрашивают: «Вы хотели выпендриться?» – «Да, мы хотели выпендриться», – честно отвечаем. Нам важно было засветиться в кинематографе. Пропасть между образованием и работой – проблема фантастическая в нашей стране, особенно в творческих профессиях. Отучился – и никому не интересен, это странно и даже жестоко. Студии можно понять – кто рискнет доверить новичку миллионные бюджеты? Я уж думала: может, надо создать какую-то промежуточную структуру для выпускников… Не могу, кстати, сказать, что и после «Интимных мест» к нам выстроилась очередь работодателей.

А награды-то, награды? «Кинотавр», «Ника»…

Алексей: Призы в нашей стране ничего не дают.

И удовлетворенному самолюбию – ничего? Мне казалось, высокое признание сообщества…

Наташа: Проходит полгода – шум стихает, и ты, как и прежде, сидишь без работы. Когда поступило предложение от Ани Меликян поработать над сериалом, мы все равно с осторожностью к этому отнеслись, не хотелось возвращаться на телек. Но потом прочитали материал, познакомились ближе с Аней, с продюсерами ТНТ Женей Никишовым и Валерием Федоровичем. Все они произвели на нас потрясающее впечатление. Работа с ними – это такой творческий угар!

Алексей: Это было чрезвычайно интересно как опыт – снять «Кризис нежного возраста» для ТНТ. В сериале ведь не вырежешь 40 минут – там другого характера вызовы. В кино актер может молчать, а в сериале он трындит пятиэтажными фразами. 

Вот уж поразили – после черного юмора «Интимных мест» взяться за лирико-романтический подростковый сериал!

Наташа: А что, это налагает на нас какую-то епитимью – никогда ничего другого не снимать?

Нет, но насколько вам самим интересна была эта 18-летняя тематика?

Три юные подружки-героини на вернисаже у одной из них – Ани (Ксения Суркова, слева).	Кадр из сериала «Кризис нежного возраста»
Три юные подружки-героини на вернисаже у одной из них – Ани (Ксения Суркова, слева). Кадр из сериала «Кризис нежного возраста»

Алексей: Наталья так вообще обожает все, что касается первого раза, первой любви и молодняка. Весна жизни – одна из ее любимых тем.

Наташа: Это, наверное, связано с тем, что потом та весна раскалывается на кучу осколков по всей твоей жизни, и хорошо, если удастся отрефлексировать ее травматическую часть. Мне кажется, это реперная точка, которая определяет вектор дальнейшего существования.

Алексей: Я когда читал сценарий «Кризиса…», увидел там какую-то зощенковщину в диалогах и понял, что это непохоже на обычный сериал, а похоже больше на эксперимент.

А я, посмотрев пару серий, увидела некую недостоверность характеров-отношений. Точно как в славном фильме Андрея Зайцева «14+» – подростки, какими бы мы их хотели видеть, а не какие они есть на самом деле.

Наташа: А что в этом фильме не так?

Все так, но – не верю. Сейчас все циники вне зависимости от возраста и знают, что почем. Вот в «Ольге» (сериал, который сейчас идет в эфире ТНТ. – «НГ-Антракт») подростки – настоящие, а там – «подарочные».

Наташа: Вы тоже, что ли, в 14 лет были циником?

Как была романтической дурой, так и осталась, но в моем случае это диагноз. Мои 14 лет пришлись на 70-е годы прошлого столетия – согласитесь, совсем другое время, совсем другие ценности и идеалы.

Наташа: Мои 14 лет прошли в сибирской деревне – вокруг коровье дерьмо и бесконечная картошка, тем не менее как-то удалось повзрослеть. Существует мир Германики и мир Андрея Зайцева, и оба они замечательны. Я всегда против, когда слышу радикальное «так нельзя» – я за все цветы в саду.  

А правда-то где и приближение к истине?

Наташа: Позвольте нашим прекрасным зрителям самим это решить.

Зритель – категория ведомая…

Наташа: У нас с одним режиссером был философский диспут на эту тему. Моя позиция очень простая: никто не знает, как правильно. Когда я вижу, как автор откровенно навязывает свою точку зрения – меня это пугает. Мой оппонент заметил: ну, вот именно это, мол, ты и навязываешь: «Посмотрите, люди, никто не знает, как правильно». Я поняла: действительно, все мы что-то навязываем.

Вот еще такая штука, «маленькая правда»; как только вижу нестыковки – все, перестаю воспринимать продукт в целом.

Наташа: Прекрасно, но кроме вас существует большое количество людей, которые по-другому смотрят на мир.

Алексей: Взять русскую классическую литературу – «Бедная Лиза» Карамзина, «Белые ночи» Достоевского – они насквозь пропитаны романтизмом, хотя их точно не назовешь 100% реальностью, – тем не менее читаем.

Покажите мне современного человека, это читающего! Хотя... «Страдания юного Вертера» Гете, пожалуй, я бы перечитала.

Алексей: Вот его, наверное, я как раз не стал бы перечитывать! Я тоже был юношей романтическим, но этот Вертер уж совсем рохля! 

Наташа: Моя юность прошла в деревне, и я об одном только мечтала, глядя на дорогу, – когда я отсюда свалю. В классе было девять человек, семь мальчиков и мы с подружкой. Мама – медик, папа – ветеринар, папа иногда целыми ночами помогал телиться каким-то коровам, мама спасала на вызовах людей. Телефон вечно разрывался, и ни одного, ни другого дома было не поймать, я почти всегда была одна. И очень привыкла к этому состоянию, так что у меня и сейчас друзей немного. Вот Леша мне и муж, и подруга, и…

Алексей: …и мельник, плут и сват. Наташа решила вспомнить себя в юности и применить эти свои воспоминания на съемках «Кризиса нежного возраста». Она мне рассказывала, что в последних классах школы мечтала только о любви – других интересов не было.

Наташа: Я выписывала книги, лекции из Москвы, мне же надо было поступить в институт и наконец уехать из деревни, но все портили мечты о любви. Сидишь на уроке – вечно в голове средневековые замки какие-то… Романтизм в такой нечеловеческой концентрации, что нужно было что-то с этим делать. Я жила как биологический организм на Галапагосских островах – развивалась в замкнутой системе, и когда вырвалась в город Иркутск – это было все, полный отрыв. Мне казалось, что это самый большой и красивый город на земле, что люди там самые веселые… А в Москву приехала в 25 лет, когда уже была директором телеканала: у меня была своя редакция, но стало ужасно скучно, а впереди-то еще целая жизнь! Я поняла, что все надо менять, и укатила в столицу. Тут Леша попался…

Я в Москве с 23 лет – мне такие клевые что-то не попадаются!

Алексей: Наташа ехала в машине общих знакомых, которые и меня подобрали по дороге.

Наташа: Я была в миноре, думала: «Божечки, это такая моя новая жизнь?», а он плюхнулся рядом со мной на заднем сиденье с бутылкой пива. «Еще и это! Уж закончился бы этот день!»

Алексей: Она почему-то решила, что я оператор и алкоголик. Никогда не думал, что буду работать режиссером, но когда встретил Наташу – она меня убедила попробовать.

Наташа: Мы оба оканчивали журналистику, только Леша в Москве, а я на другом конце света – в Иркутске.

Леша оказался не оператором и не алкоголиком, а кем?

Алексей: Я работал на телевидении, на канале «ТВ Центр», потом много лет занимался пиаром – и все было очень хорошо, но сильно надоело, и я уже пребывал в легкой депрессии от этого всего; Наташа меня убедила, что надо все это бросать. Мне было 36 – еще можно было резко поменять жизнь.

Гавр Гордеев (директор по маркетингу и PR канала ТНТ) делает селфи с творческой группой сериала «Кризис нежного возраста».	Фото пресс-службы ТНТ
Гавр Гордеев (директор по маркетингу и PR канала ТНТ) делает селфи с творческой группой сериала «Кризис нежного возраста». Фото пресс-службы ТНТ

Наташа: Я убедила его, что я пойду учиться, а он меня в это время будет содержать!

Алексей: Пока Наташа пребывала среди богемы Высших режиссерских, я пребывал среди ремесленников – пытался писать сериалы. Суровая школа сериалов – штука полезная, помогает накопить знание стереотипов, которые отныне ты вычисляешь на раз: у тебя появляется радар на банальное, что помогает при написании текстов отметать все вторичное. Работа в сериалах – это как служба в армии, где тебя все время тыкают носом в плохо подметенный плац. Любые спесь и гонор слетают. Отдельный жанр – замечания автору на полях от редактора: «Зачем вы в принципе родились?»

Наташа: Возвращаясь к «Кризису нежного возраста». «А почему вы нас позвали для этого продукта?» – спросили мы. «Ну, вы ведь знаете, как делать уникальную интонацию», – был ответ. И мы ушли на фронт. Приближение канала ТНТ с увеличительным стеклом к личности 14–16 лет – большая вещь.

Алексей: На ТНТ вообще началась новая телеэпоха с их киносериалами «Сладкая жизнь», «Закон каменных джунглей», «Измены». Которые будут посложнее, чем обычная российская сериальная продукция. Мы, например, отталкивались от того, что главная героиня «Кризиса…», Шура (ее играет Маша Поезжаева), – это сэлинджеровский Холден Колфилд в юбке. Нас также вдохновляли американский сериал «Девочки» и фильм «Милая Фрэнсис», а это довольно-таки высокие планки. Сложно было найти актеров, одного Козябина как искали – до нервного срыва: «Все, уходим из проекта, найти невозможно!» Нашли в Славянском университете, где собрались все те, кого никуда не приняли.

Наташа: Развлекательное кино сейчас – тренд, и хотят его не только широкие массы, комедийная лихорадка охватила даже фестивали, считающиеся авторскими. Стало понятно: комедия, ирония – это то, что нравится публике, нравится жюри, и значит, это надо уметь делать. Мы столкнулись с проблемой в актерской среде: большинство актрис – это такие «голубые» героини, они не умеют шутить, – вообще с трудом представляют, как произнести текст, чтобы он вызвал смех. На курсе Дмитрия Брусникина в школе-студии МХАТ есть летняя лаборатория – я однажды была на такой, – ребят селят в деревню, они берут интервью у местных, наблюдают за их жизнью и в конце срока пребывания ставят спектакль. Очень много комедийного материала студентам удалось собрать. Это настоящая актерская работа с пространством и материалом.

Как зрители приняли «Кризис нежного возраста» и что с цифрами?

Наташа: Нам пришлось соревноваться в эфире с Олимпиадой. Но даже в этой неравной борьбе мы не уронили рейтинг ТНТ – у сериала была средняя доля по каналу. Второго сезона скорее всего не будет – продукт был экспериментальным. А отзывы очень разные. Взрослая аудитория сошлась на мнении – 50х50, 14-летние восприняли на ура. Обнаружилась мощная ответная связь «ВКонтакте», там такие эмоциональные записи! «У каждого сейчас в голове: «Как прожить 23 часа до новой серии», «Финальные серии на этой неделе, в четверг последняя», «БЛИН КАК ЕТО ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ? ГРУСТНЯКА (блин, кажется, я заболела этим сериалом)», «Это то самое чувство, когда переживала за их отношения больше, чем за свои, а конец решил тебя убить (8 серия очень гнусная. Кто так сезон заканчивает? Так нельзя. Больше не буду смотреть сериалы. Тебя вот понравиться сериал настолько сильно, что ты даже гулять не пойдешь, дабы его посмотреть, а его возьмут и сделают из 8 серий. Блин ну че за фигня? почему 8 серий а не 30?» (Авторская орфография и пунктуация сохранены – «НГ-Антракт»). Мы даже не представляли себе, что наша аудитория такая трогательная и нежная.

Как сейчас с работой?

Алексей: Пишем для ТНТ проект, который называется «Гоголь», продюсер там Александр Цекало, режиссер – Егор Баранов. Формулу этого продукта можно описать так: «Николай Васильевич встречает Тима Бертона и Гая Риччи». Кроме того, пишем еще один проект для ТНТ, о нем пока нельзя говорить. Еще собираемся снимать полный метр под названием «Человек, который удивил всех», это необычная драма, действие которой происходит в Сибири в наши дни. Подробности пока тоже раскрывать не будем.

Наташа: А прямо сейчас вместе с Анной Меликян делаем новеллу для альманаха «Про любовь-2», где кроме нас работают такие топовые режиссеры, как Руминов, Сайфулаева, Шелякин, Гигинеишвили.

Я бы назвала меликяновский фильм – «Про нелюбовь».

Алексей: Он не про нелюбовь, а про любовь в реальном взрослом понимании. Про то, что все гораздо сложнее, чем нам объясняли в школе. Там есть ощущение поиска любви, которая все время витает в воздухе, но поймать ее очень сложно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1501
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
942
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
674
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
928

Другие новости