Журналисты набросились на Троянову еще на подступах к «Фитилю», где ожидалась презентация «Ольги». Фото пресс-службы ТНТ
У нее неожиданное образование – кроме театрального вуза философский факультет университета с защитой диплома по Фрейду. И всего пять киноролей («Волчок», «Жить», «Кококо», «Небесные жены луговых мари», «Страна Оз»), из которых первая и третья были признаны лучшими женскими ролями года («Кинотавр» 2009 и 2012 годов). Шестой стала роль Ольги в одноименном комедийном драмеди, который с понедельника 5 сентября стартует в эфире ТНТ.
Обозреватель «НГ» Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с актрисой Яной ТРОЯНОВОЙ.
– Яна, меня удивило, что героиня вашего последнего фильма, «Страны Оз», выглядит значительно моложе героини фильма «Кококо», снятого несколько лет назад. Сколько Ленке лет?
– А сколько вы ей дадите, столько и лет. Она взрослая деваха, тетя, до сих пор инфантильная. Ну, и к чему вопрос?
– К тому, что Ленку снимали, что ли, совсем без грима?
– Да вы что, там сложнейший грим американский, очень долго каждый раз накладывали его. Были накладки на щеки – это не мои щеки, Сигарев (режиссер Василий Сигарев. – «НГ-антракт») хотел, чтобы были оспинки, следы от прыщей, сделали их, что давало ощущение инфантильности. Кто-то Ленке дает и 25, а мне был тогда уже 41 год. Я не циклюсь на возрасте своих героинь, вот сейчас меня спрашивают об Ольге – сколько ей? Сколько вы ей дадите, исходя из обстоятельств: родила в 18, старшей дочери 17, а дальше голимая математика, считайте.
– Вы каждый раз преображаетесь внешне, но внутренне – это один и тот же характер, его вариации?
– У меня по жизни непростой и яркий характер – так он и проявляется в моих героинях, без него мои героини были бы амебами неинтересными. Все от себя идет. Я не играю в других людей – я себя погружаю в определенные обстоятельства и смотрю, как себя Троянова поведет, в кого она превращается, как меняется. Это интересно! Я не считаю, что «Волчок» и «Ольга», допустим, это один характер. Это сильные характеры, но настолько разные типы матерей, если говорить про матерей! Пусть Ольга у меня орущий образ, но он орущий от страха, что с детьми сейчас что-то случится. После Ольги я поняла о своей маме, что на нас с сестрой она орала именно потому, что очень за нас боялась.
Ваши актеры любимые-народные играют то, что им дают, и становятся заложниками своих внешности или характера. Мне Бог дал характер, я его заложница. Это нормальная ситуация – с другой стороны, ненормальная, потому что режиссеры очень боятся давать актерам что-то на сопротивление. Вот Сигарев у меня не боится и вдруг дает эту Ленку в «Стране Оз» – я была напугана и говорила, что это вряд ли я, вот здесь уже скажут, что ты жену снимаешь, потому что я не смогу это сделать. А он был уверен, он меня лучше знает. А роль без слов! Ну и попробуйте такое сыграть, чтобы без слов выдать образ. Я очень люблю эту свою роль и считаю ее своим очень большим достижением. Отказаться от своей природы и молча пройти весь фильм – это, конечно, дорогого стоит.
– Сцена с Чуриковой легко далась?
– Мне – легко, потому что я сидела в своем образе. Инна Михайловна сказала, мол, очень странно, что я на нее не реагирую практически. «Ты хоть подмигни мне», – сказала. Еще сказала, что я очень рискую тем, что меня не заметят зрители. Думаю: «И правда, такие яркие персонажи вокруг, а я такая незаметная». Но уже первый монтаж показал, что я в центре фильма и все вращаются вокруг меня. Это все режиссер молодец, что тут скажешь. Я, когда нахожусь внутри материала, не понимаю, как получается. Я и сейчас волнуюсь перед выходом «Ольги»: не понимаю, что у нас получилось, не понимаю, что сделали продюсеры, у нас же продюсерский фильм, продюсеры делают картину. Наверное, они видят, что получается, я не вижу.
– Хочу закончить со «Страной Оз», чтобы перейти к «Ольге». В финале вполне себе реалистичной картины на вполне себе реалистичной городской улице в кадр медленно вдвигается корабль. Это что, внезапная метафора?
– Так, у нас время, если что, идет! Долго сейчас… Ну конечно, метафора. И она очень даже мне нравится. В 90-х так меня все не устраивало, что я мечтала, чтобы меня летающая тарелка забрала. У меня была неправильная семья, еще не было образования, я не понимала себя и даже умереть хотела. Думала: вот если бы сейчас умереть и родиться в следующей жизни уже актрисой! Этот корабль – Ленке так уже надо было отплыть! А самое главное – под писателя этот корабль, который, наконец, вышел из своего ларька. Выйти из ларька, да? Для меня тоже однажды в этой жизни было необходимостью выйти из какого-то своего ларька. Вот Дуня Смирнова сказала: «Женщины делятся на кухарок и домохозяек», я ей: «Ни то, ни то не люблю», а она: «Ты – актриса». Я всю жизнь шла, узнавая себя, кто я, и становясь таким образом каждый раз свободней. Иногда ведь признаешь нелицеприятные вещи о себе, что ты совершенно никчемная женщина, например. Но зато я – боевая подруга, любовница, лучший друг Сигарева, да? И вот я могу идти с мужчиной чуть ли не на равных, да, если он это принимает? Вот оно, случилось, но чтобы к этому прийти – много чего и прошла, и передумала про «я нигде и никак не нужна». Я убегала отовсюду, я отовсюду ломилась, потому что все было не мое, не мое, не мое… Приходилось бросать людей, а это же судьбы.
Героиня пришла на рынок не за покупками, – встретиться с братом своего первого мужа-азербайджанца. Кадр из сериала «Ольга» |
– Вы осуществили мечту мамы – это ведь она хотела учиться на философском факультете?
– Она и училась на философском, и на режиссерском – исключили и оттуда, и оттуда. Вот у нее характер – беда, какой сильный! Меня он втащил в кинематограф, а ей сломал жизнь.
Я просто зашла в университет – я уже понимала, что срочно надо учиться, и как раз работала приемная комиссия, стояли столы с табличками факультетов; первым бросился в глаза философский. Я никогда не считала себя философом, правда. Просто понимала – надо зацепиться за что-то высокое, где расскажут о мироздании. Все еще банальней – университет через дорогу от дома.
– Но на философском трудно учиться!
– Пока тебе интересно их слушать – легко.
– Пять лет было интересно?
– Шесть. Дико интересно. Я прям понимала, у кого я сижу на лекциях, прям оценила, потому что – какие люди, какие профессора, которые в чем-то превзошли Канта. Они преподавали в Гарвардах-Оксфордах и льстили нам, что то, что дают нам на первом курсе, там будут читать только на пятом: русские философию воспринимают органичнее. Я была счастлива, что сижу и слушаю таких людей. Но гены-то мамины – параллельно пошла на заочку в театральный. Театральный институт был еще через одну улицу.
– Почему не как все – в Москву и читать по всем училищам?.. Амбции — где?
– А их нету и сейчас, вот представляете? Я очень долго не переезжала из Екатеринбурга в Москву, уже будучи Яной Трояновой. Я никогда не суетилась по большому-то счету, понимаете? Я не могла нахрапом в Москву ломануться и сейчас очень этому рада, понимая, что все грамотно у меня случилось: мне надо было сперва Сигарева в Екатеринбурге дождаться, чтобы вместе стартануть. Если бы я тогда по молодости стартанула в Москву, я бы сейчас в таком г...не уже наснималась и как бы отмывалась – не знаю. И взял бы меня такую Сигарев? Казалось бы, зачем я шесть лет просидела на философском? А я время препровела правильно. Одноклассники скалывались, спивались, а я, университетская девочка, не могла себе позволить каких-то вещей, меня что-то уже обязывало. Вузы и правильные люди сохранили мне жизнь, а Сигарев потом это взял и шлифанул, как камешек.
Сигарев важнее всего – тот, который такие роли мне пишет, тот, который меня так раскрыл как актрису. Который дает мне успокоение, что я не только в своем характере могу работать – могу идти этой Ленкой, например. Я до сих пор смотрю на нее и не понимаю, что это я – настолько она меня сделала. Я после нее спиртного не употребляю – не могу. Фильм заканчивается, и я понимаю, что пить не хочу, нет тяги. Вот Ленка какой подарок мне сделала. Было бы прикольно получить такую роль, чтобы и курить бросить.
– Вы начинали в театре – не скучаете по нему?
– Нет, оказывается, я вообще не люблю театр. Сначала-то я там все полюбила – пока дурачились, капустники, то-се, но скоро поняла, что театр – не мое, и побрилась наголо, чтобы не возвращаться туда. Театру служить надо, а если не так, то и иди на хрен. Я даже не стала защищать диплом в театральном, категорически не хотела его получать – зачем он? Я уже понимала, что мой путь определен: мы банда с Сигаревым, жизнь нас вытолкнула в кино. Однажды Сигареву позвонил Рома Борисевич и сказал, что хочет купить сценарий «Волчка». Это Москва к нам пришла.
– Поговорим про «Ольгу» – сериал, который на следующей неделе выйдет в эфире ТНТ?
– Тоже мое. Мне пилот прислали, когда я только отснялась в «Стране Оз» и только похоронила маму. Компания Good Story media задалась идеей снять не ситком, а драмеди.
– Я видела первые серии, мне показалось, это больше, чем драмеди. Элементы трагикомедии, причем такой, из итальянского неореализма…
– Я тоже тяжело разбираюсь, что здесь за жанр, и вообще этот формат еле оседлала. Только уходишь чуть в трагедию – все, неправильно, надо оставаться в комедии и драме. Авторы меня просили помягче работать – и до сих пор просят, а я им объясняла: ваш материал меня сам ведет. Первый сезон мы на таком градусе прошли волнительном… У меня был какой-то даже шок – может, я не способна работать на ТВ? Я и так долго не соглашалась – с «Волчка» все каналы стали предлагать работу, и главные роли, и ведущих, я все отнекивалась, и вдруг пришла эта Ольга. У меня все очень своевременно, я, оказывается, умею ждать.
Если уж идти в сериалы – должен быть сразу правильный ход. Роль в «Волчке», как катапульта, закинула меня в киномир. И «Ольга» такая же, но «Ольга» сильнее – она в народ выкинет. Я даже не стесняюсь признаться: да, пошла топтать тропу в народ. «Ольга» – абсолютно народный материал, до нее фильмы у меня были фестивальные, для узкого круга, я будто прокачала сперва этот узкий круг, добилась своего Белого Слона. Но есть такая вещь, как формат канала, когда ты не должна давать больше, хотя можешь. Говоришь: «Давайте, я сделаю эту сцену вот так классно!» – «Яна, нам не нужно».
– «Избыточное качество» – есть такой термин на каналах. Меня он просто бесит.
Яна Троянова и Василий Сигарев – на удивление харизматичная и гармоничная пара. Фото пресс-службы ТНТ |
– Вот, Вера! Я ревела дома потом. Реву и думаю: «Как так, я не выработалась, я уехала с площадки с чувством неудовлетворенности и без понимания, что сделала все по максимуму!» Я бы сыграла выше – больше, но не надо. Вот это правда тяжело. Успокоилась, только когда сама себе планку подустаканила пониже: «Давай не будем выпрыгивать и травмировать себя, давай будем существовать в более узких рамках». Нет, в авторском кино тоже какие-то коридоры выстроены, сама по себе я – шаровая молния: если мне дать свободу, все снесу, что никому не надо – и мне не надо. В авторском кино я как-то до съемок понимала: попру вот так, а здесь думаю: «Да ладно, приду и сделаю». Прихожу и не понимаю, что делать. У продюсеров одни требования, режиссер говорит немножко другое, и начинаешь отвоевывать свою территорию. Теперь вместе с авторами обсуждаем сцену и снимаем один вариант. Павел Орешин и Антон Лемперт делают картину плюс генпродюсер Артем Логинов. Все, разумеется, делается в команде, но эти люди полностью ведут процесс. Эту историю они вместе задумали и очень долго искали актрису. Я люблю этих ребят, потому что они любят актеров, любят свой материал – и они горят. Я люблю горящих людей, я вплоть до продюсеров всегда проверяю, что за люди делают кино, если весь комплект меня устраивает – только тогда иду работать. У меня клин с детства: мужчина должен быть порядочным и надежным, в наших продюсерах я это нахожу – мужики любят свое детище, значит, меня не подставят. Надо отдавать так же, как они отдают, а они вкалывают сутками и после 12-часовой смены могут остаться отсматривать материал или следующий объект. Я это люблю, вот поэтому я с ними, ТНТ – это мой канал. Чтобы я соблазнилась куда-то за бабло? Деньги я зарабатываю хорошие, но сперва я выбираю материал, продюсеров. Или издание, которому буду давать интервью. Интервью тоже должно быть интересным и по любви. Всегда проверяю: мой уровень/не мой, вплоть до ресторана.
– Я это называю «одной весовой категорией». А «Ольга» – ощущение, что ее даже не под вас писали, а с вас списывали.
– Я, когда прочитала сценарий, поняла: сегодня в Москве это должна сделать я. Раньше я орала, что никогда не пойду в сериал, а когда подсела на американские и британские сериалы – у меня «Клан Сопрано» любимый, – подумала: «Надо в России начинать делать хорошие сериалы. Иди в сериал и улучшай его!» Сообщила Сигареву – мол, мне кажется, пришло время пойти на канал, расширить своего зрителя, и героиня мне по сердцу. «Если ты так чувствуешь – иди и делай, но потом не ной». Благословил, мне это было важно. Когда я потом приезжала домой и ревела: «Я считаю так, а они говорят так», – советовал: «Сделай, как просят. Они лучше тебя знают телевидение». Я орала, что это подло: «Ты не на моей стороне!» – он отвечал: «Пошла туда – слушай их». Очень у меня дома пресекаются жалобы и нытье.
Если включается жалость к себе – до свидания. Она недопустима. Отсюда «здесь и сейчас». Сегодня противный серый день, после ночной смены еле-еле встала на интервью, при этом говорю себе: «ОК! Мне здесь и сейчас надо дать интервью, как в последний раз, и быть предельно откровенной, мне должно быть интересно, а если что будет раздражать – дам в лоб обратку, и поехали дальше. А потом я приду домой, у меня там арбуз, собака – масенька мой (мне после «Страны Оз» такую же подарили, ту когда забирали – я аж рыдала). Интересные штуки приносит возраст – она самая лучшая, вот тут я такая мягкая сразу… Собака в такой любви выросла, что всеми манипулирует!
– Судя по тому, что пару лет назад вами была снята короткометражка «Рядом», режиссура в будущем не исключается?
– После нее я поняла, что режиссером-то я не хочу быть. Нынче все запросто так становятся режиссерами, поразвелось тут их вообще… Каждый раз должен быть как выстрел: снял – бух! А не так, что мне сегодня делать нечего – я кино поснимаю, подзаработаю.
Придет – будем справляться, нет – нет. Быть актрисой может наскучить, если достигнуть потолка в профессии. Хочу на Высшие режиссерские вольнослушательницей к Абдрашитову, чтобы послушать гениального человека и понять, нужна мне режиссура или нет. Это я фантазирую, посылаю запрос во Вселенную, и если надо будет – случится. Хочу с Наташей Мещаниновой написать сценарий сериала «Хеппинейшен» про свои 90-е. Хотела бы детскую актерскую мастерскую, мне это интересно. Пишу сценарий под названием «Мама – дура», в голове есть – лень записать, ну и «Ольгой» сейчас все занято. Да, это про мою маму. Я и играю в основном ее, ее разные проявления… Почему ее очень интересно нести в кино – она была большой оригиналкой. Ей так много было дано, а она этого не использовала. Женщина, которая делает ставку на молодость и красоту, – скоропортящийся товар, дура. Если ты сделала на это ставку, ты априори проиграла. Чего я своей маме не простила, так это того, что она про...рала мощнейший ресурс – Татьяну Троянову. Внутри надо быть крутой и молодой и ставку делать на собственное развитие!