0
4128
Газета Люди и положения Интернет-версия

02.09.2016 00:05:00

От камеры декабристов до царских покоев

Тэги: интервью, выставка, искусство, евгений лукьянов


интервью, выставка, искусство, евгений лукьянов Александр Барышников. Парадный кабинет вел. кн. Сергея Александровича. 1902 г. Фото пресс-службы Государственного исторического музея

В Государственном историческом музее 31 августа открылась выставка «Интерьер в русской графике». Акварели, созданные как профессионалами, так и любителями, показывают интерьеры дворянских усадеб, городских особняков и роскошных императорских дворцов. Ответственный редактор «НГ-антракта» Любовь ПУЛИКОВА поговорила с куратором выставки Евгением ЛУКЬЯНОВЫМ об особенностях интерьерной графики, роли богатого заказчика и проблемах атрибуции произведений.


Евгений, вы не только куратор выставки, но также хранитель коллекции русской графики XIX – начала XX века в Историческом музее. Расскажите о своем фонде.

– Коллекция у меня большая и очень разноплановая – около 20 тысяч единиц хранения. Есть признанные шедевры русского искусства, работы Карла Брюллова, Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Василия Перова, Алексея Саврасова, Михая Зичи, Адольфа Шарлеманя и других крупных мастеров. Значительную часть фонда составляют любительские рисунки, среди которых также встречается масса известных имен и любопытных сюжетов. 

Наиболее сильный раздел коллекции – портретная графика первой половины XIX века, представленная акварелями Петра Соколова, Владимира Гау и Александра Брюллова. Необычайно интересна декабристская тематика, в особенности работы Николая Бестужева. Множество графических артефактов коллекции связано с войнами XIX – начала XX века: Отечественной войной 1812 года, Крымской войной 1853–1856 годов, Русско-турецкой войной 1877–1878 годов и Первой мировой войной 1914–1918 годов. 

Кстати, я еще храню полторы тысячи детских рисунков периода Первой мировой войны и революции! С точки зрения искусствоведа материал сомнительный, но для историка – бесценный исторический источник. Большую часть «военных» рисунков я показал в 2014 году на выставке «Я хочу быть русский солдат!», которая пользовалась интересом у зрителей. 

Сейчас работаю над выставкой детских «революционных» рисунков, открывающейся в нашем музее весной 2017 года.

Сколько по времени готовилась выставка?

– Идея провести выставку, посвященную теме интерьера в русской графике, пришла в конце 2014 года, когда фонды Исторического музея пополнились несколькими  акварельными листами работы художника Василия Садовникова. Вскоре мы с моими коллегами начали обрабатывать нашу коллекцию интерьерных видов – готовить ее к изданию и экспонированию. Многие листы требовали серьезной реставрации, часть произведений нуждалась в атрибуции или переатрибуции. В результате этой кропотливой работы, занявшей почти полтора года, был издан научный каталог собрания, в который вошло 100 графических интерьерных видов.

Как много работ на выставке и все ли они из Исторического музея?

– На выставке представлено 56 графических работ из собрания Исторического музея. Наша коллекция интерьерной графики одна из лучших в стране. Она формировалась на протяжении всей первой половины XX века. Ее составили предметы из собраний московских коллекционеров Петра Щукина и Алексея Бахрушина, расформированных в 1920-е годы Музея старой Москвы и Бытового музея 40-х годов XIX века, национализированных усадебных коллекций. Ряд знаковых интерьерных видов был приобретен Историческим музеем или получен им в дар уже во второй половине XX века.

Когда появилась интерьерная тема в русском искусстве? Была ли она связана с развитием русской усадьбы или в основном художники писали дворянские особняки и императорские дворцы?

– Интерьерная тема возникла в русском искусстве на рубеже XVIII–XIX веков, но наиболее широкое распространение она получила во второй четверти XIX столетия в живописных полотнах учеников Алексея Венецианова – Капитона Зеленцова, Александра Алексеева, Алексея Тыранова и других.

Я думаю, что усадьба, переживавшая в этот период золотой век, сыграла не последнюю роль в укоренении интерьерного жанра на отечественной почве. Главное – появился богатый заказчик, желавший оставить для памяти потомков образ своего родового гнезда, которое он сам создал и в котором провел свои лучшие годы. Ведь что такое, по сути, интерьер – это портрет жилища. Как человеческий облик менялся с годами, так и интерьер видоизменялся вслед за переменчивой модой, изменчивым стилем. Именно поэтому и владельцы старинных усадеб, и хозяева новомодных городских особняков, и даже обитатели роскошных императорских дворцов стремились запечатлеть интерьеры своих жилищ, осознавая, что уже через год-другой они не будут прежними.

Какие художники занимались созданием подобных работ? Так дотошно передавать мельчайшие детали могли только акварелисты и миниатюристы?

– Интерьер был очень распространенным жанром. В нем работали и графики, и живописцы, и даже мастера светописи. В собрании нашего музея представлена значительная коллекция живописных интерьерных видов конца XVIII–XIX века. Мы также обладаем крупнейшим собранием интерьерной фотографии, которое сейчас активно изучается и публикуется. 

Интересно, что с формированием интерьерного жанра в светописи не теряют популярности классические акварельные виды. Объяснялось это очень просто: фотография была лишена возможности передавать цвет богато декорированных помещений, что являлось важным условием при написании интерьера. 

Интерьерные виды зачастую писались по заказу. Как щедро это оплачивалось? 

Николай Ефимов. Кабинет В.П. Давыдова с художником К.П. Брюлловым за работой в доме Давыдовых в Риме. 1835 г.	Фото пресс-службы Государственного исторического музея
Николай Ефимов. Кабинет В.П. Давыдова с художником К.П. Брюлловым за работой в доме Давыдовых в Риме. 1835 г. Фото пресс-службы Государственного исторического музея

– Основными заказчиками графических интерьерных видов были дворянские семьи и императорская фамилия, которые хотели запечатлеть свои родовые гнезда и резиденции. Сведений о том, сколько художники получали за такие заказы, сохранилось немного. В Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге мне встречались документы об уплате придворным художникам Эдуарду Гау, Луиджи Премацци и Константину Ухтомскому за интерьерные виды Зимнего, Царскосельского, Петергофского и Гатчинского дворцов от 75 до 250 руб. за акварельный лист. Для середины XIX века это очень солидные суммы.

Как можно определить датировку произведения? По моде, в которую одеты стаффажные фигуры? По мебели, представленной в интерьерах?

– Многие акварели с изображениями интерьеров из нашего собрания анонимны, то есть они не имеют ни подписи художника, ни даты создания. В таком случае датировать произведение приходится по целому ряду косвенных признаков. Повезет, если на бумаге обнаружится филигрань (водяной знак) с годом, но это бывает редко. Стаффажные фигурки иногда помогают определить десятилетие, но не часто, так как в основном графические интерьеры безлюдны. Случается, что нам известно точное время создания картины или скульптуры, представленной в конкретном интерьере, что позволяет примерно датировать и саму работу. Однако главный атрибуционный признак – это обстановка (мебель и другие детали интерьера), менявшаяся вместе с архитектурными стилями, следуя прихотям моды. К сожалению, по этим признакам не всегда можно определить дату с точностью до года, поэтому обычно используются широкие датировки, например: «1830-е годы», «1840–1850-е годы», «последняя четверть XIX века».

А любители, непрофессиональные мастера, увлекались интерьерной темой? Есть ли на выставке работы, созданные крепостными художниками? 

– Интерьерная тема была одной из главных в среде любительского художества. Она в изобилии представлена в дворянских семейных альбомах XIX века. В нашем собрании довольно много произведений, исполненных любителями. Это работы и декабриста Николая Бестужева, и князя Григория Гагарина, и графини Екатерины Уваровой, дочери одного из основателей Исторического музея, и Натальи Гучковой, представительницы известнейшей московской купеческой семьи. Что касается работ крепостных художников, то я могу назвать акварели уже упоминавшегося Василия Садовникова, который много лет был крепостным князей Голицыных и только к 40 годам получил от них вольную, уже будучи признанным художником.

Вряд ли интерьерная тематика исключительно русское явление. Существуют ли западные аналогии? Кто из известных европейских художников работал в интерьерном жанре и что они чаще всего изображали?

– Разумеется, жанр интерьера появился не в России. Его родиной считается Голландия XVII века. Именно голландские художники первыми начали писать самостоятельные интерьеры – церковные (Питер Санредам, Эмануэл де Витте) и домашние (Питер де Хоох, Питер Янсенс Элинга). Расцвета интерьерный жанр достигает в немецкой живописи первой половины XIX века, в эпоху бидермейера. Большой популярностью тогда пользовались «мастерские художников» Георга Фридриха Керстинга. 

Мастера графического интерьера, и прежде всего акварельного, работали в XIX веке повсеместно. Из крупных мастеров на память приходит французский художник Эжен Лами. Среди менее известных имен следует назвать швейцарца Иоганна Каспара Обаха, работавшего в Штутгарте при дворе великой княгини Ольги Николаевны, королевы Вюртембергской. Одна его акварель представлена и на нашей выставке.

Какие главные экспонаты выставки?

– На этот вопрос ответить непросто. На выставке экспонатов не очень много, но все, если так можно сказать, отборные. Именно поэтому выделить несколько довольно сложно… Конечно, следует обратить внимание на ранние работы Луиджи Премацци, изображающие интерьеры Отделения почтовых карет и брик в Санкт-Петербурге, работы Николая Ефимова, на которых можно увидеть портрет Карла Брюллова, акварели Андрея Редковского, нежнейшие пастели Александра Средина. Центральное место на выставке у акварельной сюиты Василия Садовникова, изображающей парадные интерьеры дачи княгини Зинаиды Юсуповой в Царском Селе, а также акварельные листы из альбома «Виды церкви, жилых и парадных комнат в доме московского генерал-губернатора», созданного преподавателями и учениками Строгановского училища по заказу великого князя Сергея Александровича и его супруги великой княгини Елизаветы Федоровны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1645
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3583
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2637
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2146

Другие новости