Виды Поленово в дни франкофонии напоминают живопись импрессионистов. Фото Дарьи Курдюковой |
Одна из особенностей Поленово, как известно, состоит в том, что на протяжении всей истории и усадьбы, и музея место это остается в ведении семьи и потомков Василия Поленова. Сейчас директор музея-заповедника – правнучка художника Наталья Поленова. Она, к слову, свободно переходит с русского на французский и курирует Неделю франкофонии в Поленово. Фестиваль с музыкой, литературными встречами и выставкой пройдет с 19 по 26 июня, Поленово представляет его вместе с парижской Ассоциацией Василия Поленова, приурочивая к российско-французскому Году культурного туризма. Живописная усадьба в Тульской области давно стала, и тут не боишься этого слова, – брендом. И сейчас привлекает новых партнеров. Даже расположенный неподалеку первый в России «локаворский» ресторан «Марк и Лев», использующий для блюд продукты, приготовленные в радиусе 100–150 км, и ориентированный на современную русскую кухню, к фестивалю обещает французский сет.
Музыкальная программа фестиваля не ограничивается камерной музыкой, которая в первую очередь предполагается, когда речь идет об усадебной культуре. Даже больше – в чистом виде ее там и не будет. Откроет Неделю франкофонии театрализованная концертная фантазия «Шопен – Жорж Санд. История любви в музыке и слове» (19 июня). Попытку проникнуть в загадку отношений польского композитора и французской писательницы, разгадать тайну их отношений осуществят Йосси Тавор (художественное слово) и Басиния Шульман (фортепиано). Фрагменты писем и дневников Шопена и их отзвуки – в ноктюрнах, вальсах, прелюдиях и экспромтах – реконструируют этапы бурного романа и разрыва этой экстравагантной пары.
Гостить в поленовской резиденции будут и французы – молодая, но, по отзывам критики, перспективная группа Stamp, ее концерты пройдут с 22 по 25 июня на территории усадьбы, а 21 июня музыканты будут играть на празднике музыки (музыкальные пиршества в день летнего солнцестояния – французская традиция), который устраивает дача «Циферблат», что находится неподалеку. Stamp работает в микстовом жанре – объединяет электронику и живую импровизацию в разных стилях (джаз, рок, фанк и так далее).
26 июня пройдет под знаком литературы: в Поленово пройдет встреча с писателем Оливье Блейзом (его последний роман «Монолог дерева о хрупкости людей» был номинирован на Гонкуровскую премию). В этот же день в пространстве Города мастеров ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея Павел Крючков представит гуманитарно-просветительский проект «Звучащая литература». Речь идет о звукоархивистике, то есть о звуковых автографах поэтов и прозаиков XX–XXI веков. С комментариями Крючкова прозвучат уникальные аудиозаписи авторского чтения Льва Толстого и Эмиля Верхарна, Бориса Пастернака и Гийома Аполлинера, Анны Ахматовой и Сент-Экзюпери, а также Альбера Камю, Юрия Казакова, Рене Шара и некоторых выдающихся переводчиков французской литературы.
Под занавес фестиваля, раз у него случился такой вот французский акцент, Музей-заповедник Поленово, можно сказать, ответным жестом откроет выставку «Василий Поленов и Франция». (Еще Наталья Поленова рассказала, что сейчас идут съемки двухсерийного документального фильма про Василия Поленова и Поленовых во Франции, она надеется, что в конце 2016-го его покажут на телеканале «Культура».) А выставку в день пресс-конференции журналистам показали как раз первой, она уже смонтирована и проработает до конца лета в небольшом зале Фахверка. (Первоначально в Фахверковом сарае была устроена мастерская Ивана Никишина, изготовлявшего лодки по чертежам Василия Поленова для усадебной флотилии, тут же хранился садовый инвентарь и зерно для лошадей; а после реставрационно-восстановительных работ 1980–1990-х в этой постройке оборудовали выставочный зал.) Собственно, любопытна эта очень камерная экспозиция, объединившая примерно 60 работ Поленова и его современников не столько даже сюжетом, сколько тем, что все вещи – из поленовских фондов, ехать за ними нужно именно сюда.
Получив большую золотую медаль Академии художеств за полотно «Воскрешение дочери Иаира», Поленов в 1872 году отправился в пенсионерскую поездку в Европу и 1873–1876-й провел в Париже. Уезжал историческим живописцем, вернулся – пейзажистом. Во французской столице тогда как раз спорили об импрессионистах, а Поленов увлекся пленэрной живописью.
Интересовали художника эффекты освещения, влияния его на цвет, и Поленов писал то просто белую лошадь на фоне белой стены, то отлив в Нормандии, то старую мельницу в Вёле. (В этом самом городе Вёль-ле-Роз в прошлом году открыли сквер имени Василия Поленова, произошло это в рамках конвенции о сотрудничестве, подписанной директором музея-заповедника «Поленово» Натальей Поленовой и мэрией Вёля. А до того внук Поленова Александр Ляпин, увы, уже покойный, искал в городке места, изображенные в свое время Поленовым, и придумал сделать на одной из городских улиц Пассаж русских художников.) Живя во Франции, Поленов – по выставке это видно – интерес к исторической картине (здесь есть эскизы к «Заговору Гизов», есть эскизы к «Аресту гугенотки» – за написанную во Франции картину «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» Поленов удостоился звания академика Императорской Академии художеств, а на выставке показывают авторское повторение картины, написанное в 1919-м) «перебивал» увлечением пейзажем, крохотными живописными этюдами, даже просто акварельными и карандашными зарисовками. Но игры света и цвета художник испробовал и на портретах, и в Поленове имеется небольшой портрет одной из его любимых моделей, чернобровой красавицы Бланш Ормье. А поленовский «сюжет» тут – блики света на ее золотистых волосах и коже. Рядом с поленовскими висят работы Алексея Боголюбова, в мастерской которого Поленов занимался в свой французский период, графика сестры Поленова Елены Дмитриевны и художницы Марии Якунчиковой... Все это – в маленьком зале на территории большой усадьбы, что стоит на берегу Оки.