«Опушка соснового леса» Ивана Шишкина – самая дорогая картина «русской недели» в Лондоне. Изображение предоставлено пресс-службой Sotheby's
В Лондоне провели «русскую неделю», выставив на аукционы лучшее, что удалось найти за полугодие, прошедшее с осенних торгов. Тянущийся который год финансовый кризис заставил многие аукционные дома оптимизироваться – сократить затраты и часть персонала по всему миру, а устроить предаукционную выставку для московской публики решился только Sotheby's. Были подкорректированы и эстимейты: оценку полотен в знаковую сумму в миллион фунтов было не так просто отыскать в каталоге.
6 июня с аукциона «Русское искусство» стартовал Christie's и в итоге получил 4, 431 млн фунт. По итогам торгов было продано 74% лотов (на 9% больше, чем в прошлом сезоне). Фаворитом аукциона стало полотно Ивана Айвазовского «Османская кофейня в лунном свете», которое ушло с молотка за 194,500 тыс фунтов. Алексей Тизенгаузен, директор международного департамента русского искусства Christie's, отметил: «Мы очень обрадованы результатом наших сегодняшних торгов, которые подтвердили стойкость русского арт-рынка. В который раз спрос на великие имена в русском искусстве, такие как Иван Айвазовский, остается неизменным. Работы высокого качества продолжают привлекать коллекционеров со всего мира, демонстрируя активную войну ставок как в зале, так и по телефону».
Икона Божией Матери Пелагонитиссы в окладе, созданном фирмой Фаберже. Фото предоставлено пресс-службой Sotheby's |
Вынесенная на обложку каталога акварель Александра Бенуа «Версаль. Король прогуливается в любую погоду» (1898) в 10 раз превысила предварительную оценку (за работу идеолога художественного объединения «Мир искусства» долго сражались пять покупателей) и ушла с молотка за 140,500 тыс фунтов.
Украшенный камнями и серебром керамический сосуд для табака фирмы Фаберже был продан за 134, 500 тыс фунтов (предварительно его оценивали в 20–30 тыс. фунтов).
Аукцион Sotheby's «Русские картины» принес устроителям почти на миллион больше, чем торги основных конкурентов – 5,197 млн тыс. фунтов. Еще два года назад, в июне 2014 года, показатели были несравнимо выше – выручка каждого из аукционов составляла около 20 млн фунтов. У Sotheby's лидировала «Родная речь» – картина «Опушка соснового леса» (1897) Ивана Шишкина была продана за 1, 385 млн фунтов. Из других дорогостоящих работ, успешно проданных на аукционе, стоит выделить «Лань у ручья» Нико Пиросмани. В ходе торгов, при эстимейте 150–200 тыс. фунтов, картина подорожала до 629 тыс. фунтов.
Масштабное (3х4,6 м) историческое полотно Константина Маковского «Иван Сусанин» (1914) было выставлено с оценкой 500–700 тыс. фунтов. Художник изобразил следующий момент: поляки убивают русского крестьянина в холодном зимнем лесу. Выбор художником такой темы скорее всего был связан с празднованием 300-летия династии Романовых в 1913 году. Провенанс картины хорошо просматривается, в 1926 году ее показывали на выставке в Лондоне. Покупателю произведение досталось за сумму ниже объявленной – 314 тыс. фунтов.
«Книга сказок» Алексея Харламова не нашла своего покупателя. Фото из Instagram аукционного дома Bonhams |
Искусство XIX – середины XX веков было первой частью торгов русского аукциона Sotheby's. Второй раздел был посвящен аукциону прикладного искусства, в котором наилучший результат оказался у иконы Божией Матери Пелагонитиссы в серебряном окладе с жемчугом, созданном фирмой Фаберже. За лот развернулась отчаянная борьба, в результате цена поднялась более чем в 11 раз : итог - 245 тыс. фунтов. Интересно, что другой топ-лот торгов – золотая, эмалевая табакерка с видом Кремля той же фирмы Фаберже (оценочная стоимость 180–250 тыс. фунтов) - своего покупателя не нашел. Похожий на экзотическое животное кубок на трех ножках от фирмы Овчинникова (1899–1903) показал достойный результат в 161 тыс. фунтов, превысив эстимейт почти в три раза.
Интересный аукцион «Русское искусство, предметы искусства. Фаберже и иконы» 8 июня провел McDougall's. Итог аукциона составил 3,4 млн фунтов. Значительную часть, а именно 500 тыс. фунтов, принесло морское полотно «Выживший» Ивана Айвазовского.
Уже появлявшуюся ранее на торгах «Пальмиру» Александра Яковлева (оценка 110–150 тыс. фунтов), вероятно, в свете последних событий в соответствующем регионе Сирии, неожиданно приобрели за 461 тыс. фунтов.
Красочные, залитые солнцем виды Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, написанные Сергеем Виноградовым в 1928–1929 годах, купили за 80 и 132 тыс. фунтов. MacDougall's включил в торги и около 70 фотографий: от ранних экземпляров 1850-х до фотографий Валерия Плотникова, снявшего Владимира Высоцкого и Марину Влади. Раздел фотографий пользовался популярностью, чему способствовали демократичные эстимейты, которые варьировались от 200 до 3 тыс. фунтов.
Залитые солнцем виды Псково-Печерского монастыря пользовались спросом у покупателей.
Изображение с сайта www.macdougallauction.com |
В тот же день, 8 июня, свои «Русские торги» устроил аукционный дом Bonham's. Заявленные топ-лоты картина «Книга сказок» Алексея Харламова с характерными для художника нежными девочками и автопортрет Михаила Врубеля в образе Вергилия (эстимейт у обеих работ составлял 200–300 тыс. фунтов) своего покупателя не нашли. Bonham's также представил три работы Арнольда Лаховского (от 1,5 до 4 тыс. фунтов), чья выставка сейчас проходит в только что открывшемся Музее русского импрессионизма, но ни одно из произведений мастера так и не было продано.
Даже осторожные эстимейты выставляемых картин не заставили покупателей вести между собой борьбу, которая могла бы принести ощутимое превышение оценочной стоимости: в итоге средняя цена проданных работ колебалась в пределах от 2,5 до 18 тыс. фунтов, однако акварельная «Обнаженная» Федора Бруни ушла за очень демократичные 375 фунтов. Коллекция аукциона была явно рассчитана на собирателей, в чьем распоряжении миллионов нет, но десятки тысяч припасены. Самым дорогим лотом Bonham's стал «Портрет молодой девушки» Константина Маковского, проданный за 35 тыс. фунтов. Общая выручка аукциона Bonham's составила 353 тыс. 812 фунтов.
В «британской четверке» лидеры не поменялись, первым по выручке стал Sotheby's, далее идут Christie's, MacDougall's и Bonham's. Аукционные дома скорректировали цены и значительно уменьшили эстимейты. Продажи по-прежнему идут, хотя окончательная цена в один миллион фунтов теперь скорее приятное исключение. Правда, аукцион аукциону рознь, и появление на торгах действительно первоклассной работы известного мастера может поменять сегодняшний расклад.