Кубанский казачий хор – старейший певческий коллектив России. В этом году ему исполнится 205 лет. Фото предоставлено пресс-службой Кубанского казачьего хора
11 июня в Большом зале Московской государственной консерватории выступит Кубанский казачий хор с программой «Песенная симфония Виктора Захарченко». В репертуар коллектива, основанного в 1811 году, входят кубанские казачьи, русские и украинские народные песни, а также песни на стихи русских и украинских поэтов. О любимых слушателями песнях, народных традициях, гастролях и истории хора ответственный редактор «НГ-антракта» Любовь ПУЛИКОВА поговорила с художественным руководителем и дирижером Кубанского казачьего хора Виктором ЗАХАРЧЕНКО.
– Виктор Гаврилович, ваш московский концерт приурочен к 205-летию Кубанского казачьего хора. Какую программу вы представите московской публике? Какие песни прозвучат?
– Это чисто хоровая программа, без нашей замечательной танцевальной группы, что обусловлено форматом Большого зала Московской консерватории. Название программы – «Песенная симфония Виктора Захарченко» – родилось у талантливого сочинского композитора и музыковеда Петра Белого. Слушая мои авторские произведения на стихи русских и украинских поэтов и казачьи народные песни в моей обработке, Петр Сергеевич сделал в своей аналитической статье «Нечаянное чудо» неожиданное и яркое обобщение, имея в виду, конечно, не четырехчастную форму оркестрового произведения, а глубину образа, назвав мое творчество своеобразной «песенной симфонией».
Мое личное творчество тесно связано с народной песней. Я родился и 18 лет прожил безвыездно в станице Дядьковской Кореновского района Краснодарского края, где даже радио не было. Все эти годы я слушал только аутентичное фольклорное пение. Играл на гармошке на гуляньях, свадьбах и был насыщен живой, народной музыкой. Под этим влиянием я и стал писать свои авторские произведения. Как сказал поэт: «С чего начинается Родина? – С той песни, что пела нам мать». А что касается слов, то меня вдохновляют классические поэты, от Сумарокова, Державина, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока, Есенина, поэтов Серебряного века Игоря Северянина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой до наших современников – Николая Рубцова, Юрия Кузнецова, иеромонаха Романа.
Все, что я написал, я называю словом «песня», но есть среди них и баллады, и романсы, и то, что называется «песнь» как более широкое произведение. Я 14 лет прожил в Сибири, объездил всю Новосибирскую область, тысячи народных песен записал там, сам их обрабатывал, аранжировал для Кубанского казачьего хора, и мы их поем.
Руководитель и вдохновитель Кубанского казачьего хора – Виктор Захарченко. Фото PhotoXPress.ru |
Народная песня – незыблемая почва, на основе которой может состояться художник, композитор, поэт. Он должен опираться на те традиции, которые создали его многочисленные предшественники. В концерте будут давно забытые черноморские песни, которые составляют одну из ветвей кубанского фольклора. Кубань заселяли и линейные казаки – воины из России, владеющие русским языком, и переселенцы из Запорожья, составившие Черноморское казачье войско. Из запорожских прозвучит незаслуженно забытая «Гэй, у мэнэ був коняка». Впервые исполним в Москве песню на стихи Федора Тютчева «Листья» и уже полюбившуюся зрителям «Весеннюю грозу». Для меня стихи, слово в творчестве – начало всех начал. Я не пишу инструментальную музыку. Хотя недавно появилось желание попробовать себя и в этом жанре. Но я всегда вдохновляюсь живым поэтическим словом – написал много песен на стихи нашего кубанского поэта Николая Зиновьева. На концерте прозвучат песни «Меня учили люди-братья» и «Я – русский».
Я также написал новую песню «Рябину рубили русскую» на стихи Марины Цветаевой, а посвятил ее Валентину Григорьевичу Распутину. Впервые будет исполнена песня на стихи Юрия Кузнецова «Серафим» (посвященная нашему духовному столпнику Серафиму Саровскому). Будет и песня на стихи Николая Мельникова из поэмы «Русский крест». В этой поэме есть самостоятельное стихотворение «Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве». Я только начал читать эти стихи – у меня в голове зазвучала музыка.
Песня очень серьезная и даже трагическая – о судьбе русской деревни, но ее зрители просят повторять на бис. Запевать ее будет выпускница детской школы Кубанского казачьего хора и Музыкального колледжа имени Римского-Корсакова, лауреат международного конкурса народной песни Алена Прудиева. Ее муж, солист Иван Немченко, исполнит в концерте песни «Белый тополь, белый клен» на стихи кубанской поэтессы Ольги Сергань и «Тихая моя родина» на стихи Николая Рубцова.
На одном из концертов в Киеве лет 15 назад мне передали стихи неизвестной украинской поэтессы, которые потрясли меня, и я написал песню «Серпневи падають зеркы». Впервые прозвучит и песня на стихи Леси Украинки «Як дэтыною бувало». Много песен у меня на стихи Тараса Шевченко. Часто мы поем «Ой, стога, стога» на стихи графа Алексея Толстого, исполняет ее наша чудная солистка, заслуженная артистка России и Украины Марина Гольченко.
– Как формируется ваш репертуар? Как вы отбираете и собираете песни?
– Репертуар должен быть глубоким по содержанию, духовно-нравственным, патриотическим. Искусство должно поднимать дух. Казаки – не только защитники рубежей нашего Отечества, но и воины духовные, духовная наша рать. Репертуар Кубанского казачьего хора, как и любого другого коллектива или отдельного исполнителя, должен быть непременно самобытным, уникальным, тогда и будет на него спрос. Мы не обделены вниманием со стороны зрителей, спрос на концерты Кубанского казачьего хора велик по всей стране и за рубежом. Люди идут на наши концерты, потому что на них не только вспоминаешь что-то знакомое, близкое, но и открываешь для себя новое. И это я считаю своей главной задачей.
– Чем хор особо гордится – репертуаром, голосами, какими-то определенными солистами?
– Своими солистами мы гордимся, среди них много талантливых и преданных нашему общему делу людей, лауреатов различных конкурсов, заслуженных артистов Кубани и России. Но главное – мы не нацеливаем нашего зрителя чисто на развлечение. Мы выходим на сцену служить людям и Господу Богу. Кубанский казачий хор родился как певческий коллектив тогда еще Черноморского казачьего войска. Это позже, в 1861 году, оно было переименовано в Кубанское казачье войско, и именно там наши корни.
– Вы также сами пишете музыку и занимаетесь аранжировкой? Как это происходит и трудно ли сочетать с управлением коллективом?
– У меня нет такого, что вот рабочий день закончился, и я пошел теперь домой – гулять, отдыхать. У меня работа не прерывается, даже когда иду по улице: читаю молитвы – утренние или вечерние, слушаю музыку, в том числе классическую и, конечно, народную – всех стран. Все песни, которые поет Кубанский казачий хор, аранжирую сам. Они постоянно звучат во мне, незримо я как бы присутствую на репетиции, мысленно прогоняю какие-то концертные программы, отдельные песни. Мы анализируем свои выступления и думаем, как сделать следующий концерт еще лучше. Мне очень хочется вспомнить о предназначении фольклора, народных традиций всех жанров – это то, что соединяет все поколения, тех, кто жил 100, 300 лет назад, 1000 лет и более. И создавать свои произведения я, конечно, старюсь на основе традиций: кубанского казачества, черноморского, линейного, русских и украинских.
В нашей истории было 70 лет советской власти. В Советском Союзе родились десятки, сотни талантливейших, уникальных композиторов: Александров и «Вставай, страна огромная», Захаров и «Ой, туманы-растуманы», Соловьев-Седой с его песней «Прощай, любимый город». Или творчество наших современников – Александры Пахмутовой и ее соратника Николая Добронравова. Специально для нас они написали несколько песен. Одна из них – «Горькая моя Родина» с чудными стихами, где есть такая строка: «Еще русская речь не задушена, еще можно сберечь слово Пушкина… Будем веровать, будем жить!»
В состав Кубанского казачьего хора входит танцевальная труппа. Фото РИА Новости |
У нас сейчас есть талантливые поэты – Николай Зиновьев или уже ушедшие из жизни, такие как Юрий Кузнецов и Николай Рубцов. Песни на их стихи мы тоже исполним в нашем концерте. Песня «Тихая моя родина» для меня знаковая. Для меня чувство родины необычайно важно, самое главное, что есть у человека в этом мире. Это место, где я родился, это песни, которые я слышал вокруг, те песни, которые я записывал у многих-многих коллективов на Кубани и в России… Важно служить родине и своему Отечеству, быть готовым пожертвовать, если надо, самым дорогим, что есть у человека – жизнью. И мы знаем, война Великая Отечественная 1941–1945 годов показала, что наш многонациональный советский народ объединился в одно целое и победил фашизм.
Я хочу, чтобы в нашем концерте прозвучала и песня на тему Великой Отечественной войны, тем более что 22 июня мы отмечаем 75-летие со дня ее начала. Обязательно включу в программу песню на стихи неизвестного фронтового поэта «Мы с Кубани уходили». А также песню на стихи моего давнего сибирского друга Владимира Балачана, который теперь живет в Омске, «Хлеб всему голова». Непременно прозвучат песни на стихи Пушкина, Лермонтова («Тучки небесные»), Юрия Кузнецова, Николая Рубцова, Ивана Бунина. Это столпы русской поэзии, на их стихи я написал большой цикл песен. Конечно, рамки концерта ограничены, но время обязывает.
– Сколько лет вы уже руководите коллективом? Как он менялся? Как изменялась его структура?
– 14 октября 2016 года исполнится 205 лет Кубанскому войсковому хору и 42 года, как я руковожу им. А если прибавить 10 лет, которые я проработал в Сибири главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора, то получается, только в государственных русских народных хорах я уже проработал 52 года. Но я еще и до того организовал большой хор в городе Куйбышеве Новосибирской области. Судьба забросила меня в этот город, там родилась моя дочь, нынешняя моя помощница Виктория Захарченко, и там я создал хор. Сохранились фото, память, мы ездили на смотры в области и получили первое место.
Хор меняется. Поначалу я не знал подлинной истории Кубанского казачьего хора. В 1968 году приехал на Кубань из Северного русского народного хора Сергей Чернобай – прекрасный талантливый хормейстер, выпускник Института имени Гнесиных, он начал создавать хор.
Когда я стал углубляться в историю, узнал, что в советское время в 1936 году постановлением президиума Азово-Черноморского крайисполкома в Краснодаре был создан Кубанский казачий хор – именно эти три слова. И его первым художественным руководителем был Григорий Концевич, который до революции 30 лет проработал в Войсковом певческом хоре Екатеринодара (15 лет регентом и 15 – фольклористом). Он записал огромное количество песен, сделал множество великолепных обработок для хора. Получается, вот кто перенес в новообразованный коллектив богатые певческие и музыкальные традиции, народный песенный репертуар и высокий художественный вкус дореволюционного хора, соединив тем самым в единое целое историю Войскового певческого и Государственного Кубанского казачьего хора.
Когда стал худруком, я понял, что мы разорвали кровные связи с теми традициями, которые были до революции. В советскую эпоху вспоминать о царском времени было недозволительно. Нелегко было вернуться к нашим истокам, организации певческого хора. Он был создан по инициативе протоиерея Кирилла Россинского – кубанского духовного и светского просветителя. Он прожил всего 49 лет, но успел создать на Кубани очень многое, в том числе духовой оркестр, который со временем стал симфоническим.
Мы – старейший исторический национальный певческий Кубанский казачий хор. Мне хочется, я мечтаю о том, чтобы Кубанский казачий хор вместе с симфоническим оркестром дал концерты. Я верю, придет такое время.
Сегодня Кубанский казачий хор – это хоровая группа, оркестровая и танцевальная. В нашу структуру входит средняя общеобразовательная школа-интернат народного искусства для одаренных детей, которая носит теперь мое имя. Школа существует уже больше четверти века, в мае блестяще прошел отчетный концерт учащихся всех пяти отделений. Очень многие выпускники школы уже стали не только нашими известными солистами, но и имеют почетные звания. Среди первых – наш главный хормейстер, заслуженная артистка России, лауреат многих конкурсов Наталья Губа, заслуженная артистка Кубани Софья Бовтун, которая будет иметь несомненный успех на концерте 11 июня.
– Как проходит кастинг в хор? Какими качествами надо обладать претенденту, чтобы быть принятым?
– Отвечу кратко: главное качество – талант. Ибо талант – это всегда от Бога. Тот, кто хочет работать в Кубанском казачьем хоре, должен быть талантлив. Если это голос, то голос уникальный, красивый. Претендент должен быть музыкальным, также и те, кто приходит в оркестровую группу, в танцевальную. Все остальное – это работа. А вот вопрос, казаки они или нет – менее важен, все, кто начинает работать в хоре, как правило, проникаются казачьим духом. У нас поют люди разных национальностей и вероисповеданий, я хочу, чтобы Кубанский казачий хор объединял всех талантливых людей, которые найдут свое место в коллективе. И моя задача как художественного руководителя, и моих помощников – хормейстеров, концертмейстеров, балетмейстеров, репетиторов – развить талант каждого, довести его до высокого профессионального уровня.
– Случаются ли зарубежные гастроли и в какие страны зовут?
– Кубанский казачий хор – это гастролирующий концертный коллектив. Он сумел пронести наше искусство по всем пяти континентам и побывать много раз в самых различных странах, городах и весях всего мира. Поэтому можно смело говорить, что Кубанский казачий хор заявил о себе как коллектив международного уровня. Такое признание мы получили еще в 1986 году, когда были в Японии на фестивале русской культуры, который представляли Ленинградский симфонический оркестр под управлением Юрия Темирканова, солисты Большого театра и наш хор. Мы уже тогда представляли Россию за рубежом официально, на международном уровне.
В этом году мы выступили в Сирии, что очень важно, во Вьетнаме, были в Сербии много раз. Сейчас готовимся по приглашению патриарха Московского и всея Руси Кирилла поехать в Грецию, на остров Крит, где будет проходить Всемирный православный собор. Для нас это великая честь, мы поедем туда и постараемся оправдать это высокое доверие.
Вот они – настоящие кубанские казачки! Фото предоставлено пресс-службой Кубанского казачьего хора |
– Многие считают, что главный казачий хит – «Не для меня придет весна...». Какие песни, по вашему мнению, особенно любят слушатели?
– С таким же огромным успехом у нас идет песня «Когда мы были на войне», поет также Виктор Сорокин, «Роспрягайтэ, хлопцы, конэй». Ее очень многие теперь поют, а впервые спел Кубанский казачий хор в моей обработке в 1975 году на Первом всероссийском смотре-конкурсе государственных русских народных хоров в Москве. Есть песни, которых всегда ждут от нас зрители, иногда составляют целый список, но мы ставим задачу спеть не только те песни, которые уже полюбились публике, но и непременно привнести что-то новое, чтобы оставить в душе слушателя простор для развития. С интересом воспринимают как народные песни, так и авторские, очень серьезные, не развлекательные. Разве не радует меня, что, скажем, «Тихая моя родина» – лирическая песня, а ведь ее не отпускают, просят повторить. Или «Поставьте памятник деревне» – трагическая песня, а принимают как шлягер.
Люди устали от различного рода «развлекалок», которых слишком много развелось. Я не против юмора, но тем не менее слушателя интересует не что-то поверхностное, развлекательное, абы провести время, не заскучать, они хотят обогатить себя. Вот почему, скажем, люди очень внимательно слушают духовные песнопения, у нас их много, они прозвучат и в этом концерте – «Колокольный звон» на стихи иеромонаха Романа, солирует Софья Бовтун. Я точно знаю, что эти песни не отталкивают слушателя: они хотят серьезного и глубоко душевного.
– У Кубанского казачьего хора очень красивые сценические костюмы. Они придуманы современным дизайнером или же за основу взяты старинные оригиналы?
– Конечно, за основу берутся оригиналы. Но хочу подчеркнуть очень важную мысль. Фольклор – это бытовое искусство, все свадьбы, хороводы, обряды существовали и, дай бог, еще где-то сохраняются только в быту. Когда эти обряды переносят на сцену, то на сцене аутентичное исполнение не работает. Здесь другие – сценические законы искусства. Конечно, в создании костюмов участвует дизайнер.
Хор – не музей, где нельзя изменить ни одну деталь костюма, это живое искусство, где тему можно разрабатывать. Поэтому, когда мы говорим «живая старина», надо на сцену переносить не букву, а дух, и непременно обрабатывать, аранжировать, чтобы современного слушателя тронуть до боли сердечной.
– Вашим именем названа средняя общеобразовательная школа-интернат народного искусства для одаренных детей. Как вы участвуете в ее жизни?
– Стараюсь по мере возможности участвовать. Но структура общеобразовательной школы, которую мы избрали в свое время сознательно, имеет общепринятый для обычной средней школы устав. Его нарушать нельзя, но с некоторых пор мы поняли, что форма эта для нас стала тесновата, она, если хотите, уже исчерпана. Дальше требуются особые условия для этих талантливых детей.
Я очень рад, что сегодня государство занимается вопросами одаренных детей. К каждому ребенку должно быть индивидуальное отношение, ведь это клад, наше невероятное национальное достояние. Детьми надо заниматься очень и очень серьезно. Каждый ребенок – личность, и разглядеть ее надо в юном возрасте, а потом думать: как, какими путями, какими методами развить талант этого ребенка. Будем совершенствовать саму структуру Кубанского казачьего хора, включая его учебные программы, и через время мы получим тот продукт, который нужен, – очень профессиональных людей.