В центре – режиссер фильма открытия фестиваля «Мои дочери коровы» Кинга Дембска. Фото Вероники Маанди
…Была даже красная дорожка. И затянутый яркими воздушными шариками вход, как при открытии нового кафе или магазина. В «Иллюзионе» ожидалось открытие фестиваля польских фильмов «Висла».
В фойе бурлила отчетливо возрастная толпа и вживую пела певица; всем новоприбывшим вручали емкость с чрезвычайно вкусным бигосом – блюдом национальной кухни. Кроме бигоса вручали пресс-релиз, из которого следовало, что на фестивале будет показано более 30 фильмов, а в конкурсной программе представлены лучшие польские кинокартины последних двух лет, в том числе получивший «Серебряного медведя» в Берлине фильм Томаша Василевского «Соединенные Штаты Любви», высоко оцененные на международных кинофестивалях «Отголоски» Магнуса фон Хорна и нашумевшая «Кербела» Кшиштофа Лукашевича. Что также в программе – ретроспективы Анджея Жулавского и Кшиштофа Кесьлёвского, секции «Панорама польского кино», «Театр на экране», «Вера, Надежда, Любовь, Кино», «Документальное кино», студенческие работы киношколы Студии Мунка, Варшавской и Лодзинской киношкол. И что откроет фестиваль картина «Мои дочери коровы» режиссера Кинги Дембской.
У микрофона посол Польши Катажина Пелчыньска-Налэнч. Фото с сайта www.festiwalwisla.pl |
Зал заполнился под завязку. У стеночки стояла и смотрела на публику девушка с нездешним лицом – как оказалось, переводчица-синхронистка с нездешним же именем Жозефина. Видимо, с угощением – польскими конфетами, выпечкой, а также алкоголем – устроители переборщили, потому что начало затягивалось. Внезапно на сцене образовалась улыбчивая юная блондинка в красном платье колоколом и без предупреждения запела на фоне видового фильма о Варшаве, сделавшего бы честь любому турагентству. После чего на сцену поднялся человек в смокинге и бабочке, сообщивший, что Ульяна – русская по матери и полячка по отцу – порадовала нас собственной песней под названием «Кофе, шоколад». Потом ведущий рассказал о фестивале, который, оказывается, проходит в России в девятый раз, и про жюри, которое состоит из кинокритиков Виктора Матизена (председатель), Леонида Павлючика и Светланы Хохряковой; заключительным аккордом фестиваля станет вручение лучшему фильму приза гильдии киноведов и кинокритиков России «Слон».
Действие военной драмы «Кербела» происходит в Ираке. Кадр из фильма «Кербела» |
Прекрасная Жозефина перевела все это на польский. После чего слово было предоставлено послу Республики Польша в России, оказавшемуся неброско одетой молодой женщиной без макияжа, – Катажине Пелчыньска-Налэнч. Которое она сперва произнесла по-польски, потом повторила по-русски; основным тезисом этого слова было: «Культура сближает народы». Далее ведущий зачитал приветствие от Валентины Матвиенко, а Жозефина его перевела на польский… Затем было зачитано приветствие от Михаила Швыдкого, а Жозефина его перевела на польский... Потом – послание от Александра Кибовского, а Жозефина его…
Зал начал уставать и высчитывать, сколько по времени он так мается – час или уже больше, когда на сцене вновь материализовалась русско-польская Ульяна и на этот раз спела «Один раз в год сады цветут» на двух языках на фоне кадров, таки да, цветущих яблоневых, вишневых и еще не знаю каких садов. Неожиданно и человек в смокинге сообщил: «А сейчас на правах ведущего я тоже спою – «Не говори, что счастья нет» – и запел. Ощущение караоке-кафе усилилось, но появилась надежда, что дело вот-вот дойдет до фильма. Оказалось, не совсем – на сцену вышла его очаровательная режиссер Кинга Дембска со справедливым утверждением: «Если фильм хорош, он наднационален». Еще она поведала, что сказала своей киногруппе: «Будем снимать по-русски – правдиво, психологично, с длинными планами».
Картина «Чужое небо» - о жизни и проблемах семьи польских эмигрантов в Швеции. Кадр из фильма «Чужое небо» |
Так оно и оказалось. Фильм под занимательным названием «Мои дочери коровы» – большая зарисовка, кусок жизни из переломного момента бытия семьи, состоящей из представителей трех поколений. Самые молодые почти не рассматриваются, рассматриваются отцы и дети в период, когда первые очень стары, а вторые перешагнули 40-летний рубеж. Кома и уход матери, онкология и вот-вот уход отца – и две взрослые дочери, тащущие этот воз на себе и настолько разные, что одна из них восклицает: «Определенно кто-то из нас – приемная!» Ударный финал – титры идут рядом со старым домашним видео, на котором мир солнечен и зелен, мама и папа молоды и прекрасны, а две маленькие девочки – беспроблемно-счастливы… «Что наша жизнь…»
Закрытие фестиваля «Висла» и вручение призов состоялось вчера вечером в кинотеатре «Пять звезд на Павелецкой», когда этот материал уже был заслан в типографию; по этой причине фильм-победитель здесь не назван.