Огромное полотно Жан-Мишеля Баския «Без названия» приобрели за 57 млн долл. Изображение с сайта www.christies.com
Традиционно в мае на Sotheby's и Christie's в Нью-Йорке проходят самые важные в году аукционы модернистов, импрессионистов и современного искусства. В ожидании рекордов дилеры и аукционисты даже придерживают для этого времени самые значимые работы.
8 мая на Christie's состоялся тематический аукцион под своеобразным названием «Обреченный на неудачу» (Bound to Fail), который включал 39 лотов не самого простого для понимания искусства XX века. Заглавие аукциону дала работа Брюса Наумана «Генри Мур обречен на провал» – слепок торса Наумана со связанными веревкой за спиной руками. Науман затеял игру со словами – bound (связанный) и идиомы bound to fail (обречен на провал). Возможно, Науман так интерпретировал образ бессильного скульптора со связанными руками, который обречен всю жизнь находиться в тени таких гигантов, как Генри Мур. Итоговая цена работы – 6 млн 997 тыс. долл. Вообще на этом же аукционе успешно продавали даже воздух. В прямом смысле слова. Редимейд Марселя Дюшана «Ампула с воздухом Парижа», изготовленная в 1964 году, нашла нового владельца за 845 тыс. долл. В свое время Дюшан придумал этот арт-объект в качестве концептуального подарка для своего друга – миллионера и коллекционера Уолтера Аренсберга, который, по сути, мог купить что угодно.
Однако все эти цены значительно уступают лидеру торгов – скульптуре «Ему» (2001), созданной итальянцем Мариуцио Каттеланой и проданной за 17 млн долл. (мировой рекорд для автора). Прославившийся в 1999 году скульптурой, изображающей папу Римского, упавшего от удара метеорита, Каттелана на этот раз обратился к неоднозначному образу. Скульптура «Ему» (воск, волосы, смола) представляет коленопреклоненного Адольфа Гитлера. В интерпретации Каттелана Гитлер – взрослый мужчина, но по размерам его тело – с ребенка, так что каждый смотрящий на скульптуру как бы возвышается над фюрером и может стать его своеобразным судьей.
Итоговая стоимость мраморной скульптуры Огюста Родена «Вечная весна» превысила 20 млн долл.
Фото с сайта www.sothebys.com |
Джефф Кунс также стал одним из лидеров аукциона – его застывший баскетбольный мяч в прозрачном аквариуме достался новому владельцу за 15 млн долл. Всего «обреченный» аукцион принес своим устроителям 78 млн долл., интересно, что при этом было распродано 97% лотов.
10 мая Christie's провел вечерние торги «Послевоенное и современное искусство». Из заявленных топ-лотов аукциона за 28 млн долл. продалась работа редко появляющегося на торгах представителя абстрактного импрессионизма Клиффорда Стилла под названием «PH-234» (1948), а сине-зеленое полотно Марко Ротко «№ 17» (1957) ушло в пределах эстимейта – за 32 млн долл. Стоимость огромной картины «Без названия» (2,38 х 5 м), написанной Жан-Мишелем Баския, потенциальные покупатели узнавали самостоятельно, в каталоге цена была обозначена лаконично – «по запросу». Автопортрет художника в виде рогатого дьявола приобрели за впечатляющие 57 млн долл. – это примерно пятая часть общих итогов аукциона, которые составили 318 млн долл.
Аукционный дом Sotheby's начал свои торги с аукциона импрессионистов и модернистов 9 мая. Главным героем торгов стала мраморная скульптура Огюста Родена «Вечная весна» (один из вариантов, 1901–1903) со слившимися в поцелуе любовниками. За чувственное произведение французского классика развернулась борьба, и при эстимейте 8–12 млн долл. оно в итоге досталось новому хозяину за 20,4 млн долл. Солнечная картина Поля Синьяка «Дома в порту. Сен-Тропе» впервые с момента написания в 1889 году появилась на аукционе, так как хранилась на протяжении почти 60 лет в одной семье. Однако ожидаемого превышения эстимейта (8–12 млн долл.) не произошло, работа продалась за 10,666 млн долл. Не дотянул до верхнего эстимейта и фовист Морис Вламинк. Его яркий сине-красно-желтый лесной пейзаж «Буа» приобрели за 16 млн долл. Из четырех графических женских портретов-штудий австрийского гения Эгона Шиле покупателей заинтересовали два, но цена достойная: 2,890 млн и 2,050 млн долл. соответственно. Общий итог аукциона – 144,546 млн долл. Так что искусство XX века по-прежнему продается достаточно успешно, хотя и в пределах оценочной стоимости.