В рамках мебельного салона проходил конкурс молодых дизайнеров Salone Satellite. Фото со страницы недели дизайна в Милане в Flickr
В воскресенье в Милане завершила работу 55-я по счету выставка Salone del Mobile (c 12 по 17 апреля), которую в этом году сопровождали Международный салон кухонной мебели Euro Cucina и экспозиция FTK (Кухонные технологии будущего), а также Международный салон ванных комнат и традиционный конкурс молодых дизайнеров Salone Satellite. Более 372 тыс. человек, 67% из которых – иностранные специалисты, в течение недели исследовали 20 павильонов, раскинувшихся на площади в 270 тыс. кв. м, где 2400 компаний из 160 стран мира демонстрировали новинки мебельной промышленности.
Не менее интересной и еще более интенсивной, чем в прошлые годы, была и вневыставочная программа Миланской недели дизайна, официально охватившей пять районов города: 5vieart+design, Brera, San Gregorio Docet, Zona Tortona и Ventura Lambrate. Яркие презентации провели Baccarat, Bottega Veneta, Bulgari, Hermes, Marni, Lasvit, Swarovski и COS. Открыли двери для публики роскошные палаццо, заброшенные церкви и красиво разрушающиеся складские ангары, оккупированные представительствами дизайнеров из разных стран. Всего около 1000 вечеринок, выставок и инсталляций – каждая со своей яркой концепцией, каждая по-своему доказывающая, что придерживаться популярной сегодня линии социальной и экологической ответственности вовсе не значит ущемлять себя в комфорте и качестве.
Вдобавок с этого года после 20-летнего перерыва возродилась международная выставка Triennale di Milano, получившая название «XXI век. Дизайн после дизайна» (2 апреля – 12 сентября), посвященная значению и роли дизайна в современном мире. Возобновление этой выставки, а также нарастающая активность Salone del Mobile и недели дизайна можно расценивать как желание итальянских производителей и правительства поддержать и стимулировать мебельную промышленность Италии, оборот которой на сегодня составляет более 26,7 млрд евро. Но, возможно, все это закономерный отклик на растущие экономические показатели. Так, экспорт мебели с января по сентябрь 2015 года увеличился на 6%. При этом рынок США поднялся на 23,5%, Великобритании – на 17,8%, Китая (только в мебельном секторе) – на 19%. Это отчасти уравновесило резкое падение продаж мебели в России, которое составило 25,8%. Наметившийся после кризиса 2008 года экономический подъем не замедлил сказаться на более оптимистичном настрое людей, качестве продукции, тенденциях и готовности дизайнеров к новым экспериментам. И, несмотря на то что в экономическом выражении этот праздник жизни имеет к России очень слабое отношение, он, безусловно, окажет на нас влияние с эстетической точки зрения.
Главный редактор и издатель журнала Frame Роберт Тиманн уверен, что Европа вступает в полосу «нового оптимизма». Пришел конец ресторанам с ободранными кирпичными стенами, мебелью секонд-хенд, кактусами, бородатыми людьми, похожими на лесорубов, и созданному ими предметному миру хипстеров, ностальгирующему по прошлому, основанному на использовании натуральных и вторичных материалов и сфокусированному на таких понятиях, как «настоящее», «аутентичное» и «локальное». Одновременно с этим преобразился интерес к цифровым технологиям, ко всему унифицированному и повсеместно доступному, но при этом лишенному осязаемости. Оба этих полярных направления внезапно взяли вектор на сближение.
С помощью новых технологий дизайнеры стремятся вдохнуть жизнь в окружающие нас предметы, так, чтобы они, помимо утилитарного предназначения, несли в себе информативную и развлекательную функции. И речь идет уже не об умных гаджетах, а, например, о зеркале, которое реагирует на человека, смотрящего в него. Эту тенденцию быстро окрестили термином «фуджитал» (phydgital – соединенные вместе слова physical и digital).
Мир роскоши тоже заметно изменился. Организаторы Salone del Mobile чутко уловили это, и у выставки появился новый павильон XLux, где разместились бренды, которые, отвечая на запросы сегодняшнего дня, на современный лад трактуют классические образцы мебели. Среди попавших в этот новый раздел – такие компании, как Versace Home, Visionnair, Fendi Casa, Bugatti Home, Fratelli Boffi, Trussardi Casa, Roberto Cavalli Home.
В стане компаний, относящихся к секции «Дизайн», также видны изменения. Исчерпавший себя минимализм хорош сегодня только в удачной интерпретации. Простота форм и материалов обогащается качеством отделок и вниманием к деталям. Интересно, что популярная в прошлом году латунь почти полностью исчезла. Компания Baxter представила коллекцию уличной мебели, где все металлические детали выполнены из бронзы, алюминия и стали. Нарочито грубо обработанные литые алюминиевые ножки предпочла для своего обеденного стола компания Gervasoni. А британский бренд SCP сделал журнальный столик из листового кровельного железа. Дерево, как в комодах и стеллажах компании Natuzzi, не лакируется, а намеренно огрубляется, делается шершавым, с четко выраженной структурой. Мебель приобрела гибридный, многофункциональный характер – например, у Scavolini не сразу понимаешь, когда из кухни попадаешь в гостиную, и с восхищением замечаешь, что внутренние полки кухонных шкафов сдвигаются в сторону, открывая доступ к более глубоко расположенным секциям для хранения посуды, как у bulthaup.
Еще недавно критики возмущались растущим присутствием компаний, не имеющих прямого отношения к дизайну мебели, таких гигантов, как Samsung и BMW. В прошлом году дизайн-критик Алиса Роуторн прямо заявляла, что их маркетинговые манипуляции создают ложные стереотипы и серьезно дискредитируют дизайн, превращая его в поверхностный инструмент, предназначенный для стимулирования потребления. Но сегодня, по мнению главного редактора интернет-портала Dezeen Маркуса Фэйрса, все обстоит иначе. Инсталляции таких компаний, как Lexus, Nike, PepsiCo, Mini, осознающих, что мир бензиновых двигателей и вредных сладких напитков постепенно уходит в прошлое, не призывают нас к консюмеризму, но демонстрирует желание учиться, экспериментировать, рисковать и вступать в диалог со сложной, влиятельной и одновременно критичной и требовательной аудиторией Миланской недели дизайна.
Словом, Миланский мебельный салон – это не просто выставка мебели, а настоящий фестиваль идей, тенденций, философских дискуссий о судьбах и путях развития мира, место, где проходят самые яркие и концептуальные события в мире дизайна, где каждый имеет возможность найти свою аудиторию и быть услышанным, событие, которое нельзя пропустить.
Милан–Москва