Современное искусство и мода любят обыгрывать знаковые картины Боттичелли. Фото Музея Виктории и Альберта
Канонические работы Сандро Боттичелли (1445–1510), кажется, всегда присутствовали в западном культурном сознании. Однако, скончавшись на 65-м году жизни в относительной бедности, флорентийский создатель знаменитого образа златовласой богини в «Рождении Венеры» (1484–1486) был забыт почти на два столетия.
Несколько веков Боттичелли помнили лишь как автора иллюстраций к «Божественной комедии» Данте (часть из них сегодня как раз экспонируется в лондонском Институте искусства Курто). Переоценка его художественного наследия произошла лишь на рубеже XVIII– XIX столетий, когда мастерство Боттичелли вновь заинтересовало западную культуру. Сначала Европа по-новому взглянула на его поздние работы и иллюстрации библейских сюжетов, затем во главе с прерафаэлитами была очарована его ранними мифологическими полотнами. И, хотя всемирного признания ему пришлось ждать несколько веков, упущенное время было стремительно наверстано.
Картина «Паллада и Кентавр» – одна из самых узнаваемых работ великого художника. Фото © Staatliche Museen zu Berlin |
Сегодня лондонский Музей Виктории и Альберта вслед за Национальным музеем в Берлине развернул в своих залах масштабную экспозицию о влиянии флорентийского мастера на мировую культуру – «Переосмысленный Боттичелли» (Boticelli Reimagined). Один из главных музеев декоративно-прикладного искусства в мире смотрит на творчество Боттичелли через красочную призму дизайна, текстиля, моды, фотографии и кинематографа двух последних столетий. Охватывая 500 лет истории искусства и культуры, новая выставка демонстрирует несколько десятков творений самого итальянца и их мастерских «цитат» в работах Данте Габриэля Россетти, Эдварда Берна-Джонса, Уильяма Морриса, Рене Магритта, Энди Уорхола, дизайнера Эльзы Скиапарелли и фотографа Синди Шерман.
Экспозиция «Переосмысленный Боттичелли» выстроена в непривычной хронологической последовательности, заставляя проделать длинный и извилистый обратный путь от сегодняшней славы художника к его творческим поискам во время Ренессанса. Кураторы, Марк Эванс и Ана Дебенедетти, начинают свое повествование с выхода Урсулы Андерс из белых волн в первом фильме бондианы «Доктор Ноу» (1962) и завершают работами самого Боттичелли. В начале – последние десятилетия с масштабными влиянием его шедевров на современную поп-культуру, затем – XIX столетие, когда европейское общество вновь открыло для себя итальянского мастера и возвело его творчество в свои идеалы, и лишь в завершении – Флоренция XV века с работами самого художника и его мастерской. По словам сокуратора выставки Аны Дебенедетти, создатели экспозиции стремились начать с самых ярких иллюстраций влияния художника на мировую культуру и затем постепенно снимать «слои» истории, показывая, как и кем на протяжении нескольких веков Боттичелли был переосмыслен.
Дэвид Лашапель. Возрождение Венеры. 2009. Фото © David LaChapelle |
Первый из трех залов представляет Боттичелли как яркий и ослепительный бренд современности. Хаотичность собранных экспонатов от красочных экспериментов Энди Уорхола до обложки альбома Леди Гаги и брючного костюма Dolce&Gabbana уравновешивается одним главным их общим свойством. Каждый из артефактов несет в себе свою «Весну» или «Венеру» Боттичелли.
Этот «коллаж» из собранных работ наглядно показывает, как за несколько столетий его Венера успела приобрести черты Барби, гобелена, перформанса, агитационного плаката или дизайнерской ткани.
Столь острый и неоднозначный набор XX–XXI веков сменяется XIX столетием – явно более спокойным и размеренным в своих экспериментах с художественным наследием Ренессанса. Уильям Моррис, Эдвард Берн-Джонс и Эвелин де Морган в своих работах несколько смягчили и размыли четкость и контрастность полотен Боттичелли, но тем не менее в отличие от наших современников разглядели за изображенным образом нечто большее.
В работах прерафаэлитов легко уловить тонкие контуры в духе Боттичелли с их сдержанностью, утонченной красотой и так называемым leggiadria (ит. «изящество») – идеалом света, пластичности и грации периода Возрождения.
Художники XIX века черпали вдохновение в женских образах, созданных великим итальянцем. Фото Музея Виктории и Альберта |
Увидеть и оценить, насколько это изящество было непревзойденным, удается в последней части экспозиции, где то самое leggiadria представлено образцовыми творениями самого Боттичелли. Последний зал экспозиции объединил 50 работ флорентийского мастера и его мастерской, превратив новую выставку в крупнейшую демонстрацию наследия Боттичелли в Великобритании начиная с 1930-х годов. «Весны» и «Рождения Венеры» среди них нет – канонические шедевры слишком хрупки и не покидают залов флорентийской галереи Уффици даже в таком исключительном для себя и своего образа случае. «Венера и Марс» (1483) также неизменно остались в своих привычных условиях – в Лондонской национальной галерее. Роль шедевров и образцов для подражания, а скорее переосмысления в новой экспозиции отведена «Портрету молодой женщины» (1475–1485), изображающему утонченную красоту той же Венеры, Симонетты Веспуччи, на контрастном ослепительно-черном фоне. Еще одно сокровище в последнем зале экспозиции, картина «Паллада и Кентавр» (1483), показательно демонстрирует главные черты живописи Боттичелли – плавные тонкие линии, гармоничные цвета и необычайное чувство ритма.
Десятки других его работ, обрамляющих привезенные из Берлина и Флоренции шедевры, во многом повторяют друг друга, а вернее сказать, созданные Боттичелли идеалы красоты. Практически на каждом из полотен идеализированные флорентийским художником черты красоты повторяются снова и снова, независимо от происхождения и индивидуальных черт изображенной женщины или содержания выбранного сюжета. Удивительным образом собранные в этом зале работы представляют творения Боттичелли и его мастерской как эпицентр и стартовую точку всех тех многовековых интерпретаций и аллюзий, через которые зрителя ведет экспозиция. От монотонных дублирований постмодернизма до самоцитирования в период Ренессанса и наоборот.