Patek Philippe показал серию наручных часов с изображением австралийских птиц. Фото Константина Ремчукова
С 17 по 24 марта в Базеле, третьем по величине городе Швейцарии, прошла очередная ежегодная Всемирная выставка-ярмарка часов, ювелирных изделий, драгоценных камней и сопутствующих товаров, сокращенно называемая Baselworld.
На выставочной площади в 141 тыс. кв. м, что, между прочим, на четверть превышает площадь Женевского автосалона, свои экспонаты представили 1500 фирм из 40 стран. Выставку посетили около 150 тыс. человек со всех пяти континентов, а число аккредитованных на ней представителей СМИ составило 4300.
Эти близкие к рекордным показатели были достигнуты в условиях довольно неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка часов и ювелирных изделий. Уже несколько лет спрос на них сдерживается затянувшейся общей нестабильностью мировой экономики, напряженной геополитической обстановкой, замедлением темпов экономического развития Китая. А для швейцарских фирм, работающих в основном на экспорт, дополнительные проблемы возникли в связи с повышением курса национальной валюты, что снизило конкурентоспособность их продукции.
В целом за 2015 год экспорт часов из Швейцарии сократился по сравнению с предыдущим годом на 3,3% – до 21,5 млрд франков, причем сокращение заметно ускорилось в последние месяцы, так что в январе 2016 года экспорт часов был уже на 7,9% меньше, чем в том же месяце прошлого года.
В прессе отмечался также необычно высокий уровень запасов, накопившихся в розничной торговле часами и ювелирными изделиями по всему миру, особенно в Китае и других странах Азии. Совсем недавно было принято решение отказаться от проведения в 2016 году ежегодной престижной выставки Watches and Wonders в Гонконге, а в дальнейшем проводить ее только раз в два года. В конце 2015 – начале 2016 года целый ряд часовых фирм объявили о вынужденном сокращении персонала, в особенно трудном положении оказались мелкие и средние предприятия.
В этой ситуации Базель сохранил свой статус главной в мире смотровой площадки для часов и украшений. При этом на выставке были заметны различные последствия режима экономии, к которому пришлось прибегнуть участникам выставки в связи с неблагоприятной конъюнктурой. Это прежде всего проявилось в отказе от «революционных» новинок в пользу модификаций прежних успешных моделей. Как выразился один из немецких обозревателей, представленные в 2016 году модели в целом «выглядели как добрые старые знакомые, причем отдельные исключения лишь подтверждали это правило».
Действительно, в техническом плане экспонаты не отличались какими-либо важными открытиями или достижениями. В основном производители ограничивались добавлением новых функций типа вечного календаря, «прыгающих» цифровых показателей или указателей запаса хода. Ослаб интерес к автоматическим часам, тем более что запас хода часов с ручной подзаводкой удалось увеличить до восьми суток. Многие фирмы сообщили, что добились успехов в повышении долговечности, ударопрочности, водонепроницаемости, точности хода и надежности часов в экстремальных условиях, что было охарактеризовано как «верность традициям и возврат к старым ценностям».
Консерватизм в техническом плане часто компенсировался существенными изменениями в области дизайна. Почти полностью пропала экстравагантность, сменившаяся классической элегантностью с элементами ретро из 60-х и даже из 40-х годов. Возродилась маленькая секундная стрелка, с которой часы приобрели винтажный вид. Отмечалась общая тенденция к производству более плоских механизмов.
Уменьшился диаметр мужских часов – в среднем до 39–42 мм. Изменилась их цветовая гамма – вместо преобладавших еще в прошлом году шоколадных оттенков наиболее распространенным стал темно-синий цвет циферблатов. Естественно, что в целях гармонии в корпусах желтое и красное золото заменены на платину или белое золото.
Среди спортивных часов часто попадались экземпляры с черными циферблатами и даже с черными корпусами из керамики или из специально обработанного титана. Заметно популярнее стали светящиеся стрелки.
«Между классикой и романтикой» – так охарактеризовала пресса преобладающий вид женских часов в 2016 году. Прямоугольные корпуса уступили место мягким, округлым формам. Широкое распространение получили украшения циферблатов картинками из растительного и животного мира, различными символами и романтическими деталями.
Общая тенденция к миниатюризации часов обусловила повышенное внимание к кварцевым механизмам, чему способствовало также освоение производства батареек, служащих до 10 лет. Дальнейшее распространение получили наборы съемных ремешков разных цветов и фасонов.
Фавориты неизменны
Обоснованно выбрать из сотен экспонатов несколько лучших помогает международное жюри из 70 журналистов, специализирующихся на часовой теме. Премии присуждаются в пяти категориях. В этом году сразу две премии получила Omega. В категории «Classic Stars» победил автоматический Globe master caliber 8900 с указателем даты и времени в двух часовых поясах и запасом хода 60 часов. А в категории «Stars for a Lifetime» Omega получила приз за хронометр Speedmaster Moonwatch caliber 1861 с указателем даты и ручным заводом на 48 часов.
Omega оказалась в центре внимания и в связи с презентацией первого в мире эталонного хронометра, сертифицированного швейцарским Федеральным институтом метрологии (METAS). Этот хронометр, продолжающий линию Globemaster, успешно прошел восемь различных испытаний, в том числе на точность хода в шести положениях (0, плюс-минус 5 секунд в сутки) и в сильном магнитном поле. К 2020 году Omega предполагает сертифицировать как Master Chronometer большинство выпускаемых механических часов. Всего же Omega продемонстрировала в Базеле 105 различных часов, а также новый комплект женских ювелирных украшений – кольцо, цепочку, подвеску и браслет, гармонирующие с серией часов Omega Ladymatic.
В павильонах трех женевских гигантов – Rolex, Patek Philippe и Chopard – не было ярко выраженных хитов. Здесь поражали прежде всего размеры павильонов и их богатое оформление. Но все же у Rolex внимание привлекала новейшая версия автоматического хронометра Oyster Perpetual Cosmograph Daytona, по внешнему виду напоминающего первоначальную модель Daytona 1965 года.
У Patek Philippe состоялась премьера нового World Time Chronograph Ref.5930, однако внимание знатоков привлекла также легендарная модель Nautilus. До 1976 года она выпускалась только в золотом корпусе, после чего было решено перейти на корпуса из нержавеющей стали «в целях демократизации спроса». И вот 40 лет спустя фирма возобновила производство Nautilus в корпусах из красного золота.
Chopard отметил 40-летний юбилей серии Happy Diamonds, получившей еще в 1976 году приз «Золотая роза» на конкурсе в Баден-Бадене. Обновленный вариант представляет собой женские часы с перламутровым циферблатом, по которому свободно передвигаются, переливаясь, 15 бриллиантов. Среди мужских часов выделялась новинка L.U.C. Perpetual Chrono – яркий пример высокого часового искусства. Эти часы, выпускаемые лимитированной серией в 20 экземпляров, отмечены Женевским клеймом и сертификатом COSC.
Союз красоты и точности
Ювелирные изделия наиболее ярко были представлены на стендах компаний, которые сочетают их производство с производством часов. В результате высокое ювелирное искусство (haute jewellery) было представлено в Базеле прежде всего такими «смешанными» компаниями, как Chopard, Harry Winston, Graff Diamonds, Bulgari. В то же время интересные часовые новинки демонстрировали многие известные люксовые бренды, например, Chanel, Dior, Hermes, Calvin Klein, Fendi, Swarowski.
Особенно интересным оказался стенд Faberge, где выделялись часы с вращающимися часовыми и минутными дисками, заменившими привычные стрелки, и с интересным дизайном по мотивам знаменитого яйца «Павлин», выполненного в 1908 году «нашим» Карлом Фаберже. За подобный экземпляр фирма Faberge получила в прошлом году Гран-при в категории «Сложные женские часы» на престижном конкурсе в Женеве.
Общей тенденцией для представленных ювелирных изделий, особенно в средней ценовой категории, была признана их романтизация, стремление выразить какую-либо идею, передать послание, подчеркнуть особенности личности обладателя, то есть, говоря короче, придать украшениям какой-то смысл.
В цветовой гамме произошел отход от броской яркости к приглушенным, пастельным тонам. Вошли в моду розовые драгоценные и полудрагоценные камни. Все более популярными становятся дорогие ювелирные украшения для мужчин – кольца, перстни, запонки, броши, клипсы для галстуков и шейных платков, цепочки. Ювелирные украшения и технологии стали шире использоваться в производстве музыкальных шкатулок и автоматов (экспонаты фирм Freres Rochat и Reuge), а также люксовых авторучек (Waldmann, Caran d'Ache).
Ожидается, что отмеченные на выставке тенденции получат дальнейшее развитие и просуществуют по крайней мере до очередного Baselworld, который намечен на 23–30 марта 2017 года.
Базель