С женщинами-заказчицами Виже-Лебрен чувствовала себя намного свободнее, одновременно выступая в качестве стилиста.
Метрополитен-музей в Нью-Йорке открыл ретроспективную выставку работ Элизабет Луизы Виже-Лебрен (1755–1842) – одной из самых важных художниц конца XVIII – первой половины XIX века. Впервые вспомнить о знаменитой портретистке решили на родине – во Франции, где осенью в парижском Гран-Пале проходила ее монографическая выставка. В Нью-Йорк экспозиция приехала в несколько усеченном виде (среди музеев, предоставивших свои полотна для показа в США, Эрмитаж, к примеру, не значится), но 80 полотен, которые показывают посетителям, достаточно, чтобы понять живописный стиль Виже-Лебрен и его популярность у европейской знати.
Элизабет Луиза Виже-Лебрен прожила 86 лет и за свою жизнь написала больше 600 произведений, в основном портретов. Ее жизнь, от правления Людовика XV до Луи-Филиппа, пришлась на один из самых насыщенных событиями и бурных периодов в европейской, и прежде всего французской, истории. Впрочем, это может касаться любого, кому «посчастливилось» жить в неспокойные десятилетия конца XVIII века.
Элизабет Луиза Виже-Лебрен. «Автопортрет с палитрой». 1790. Изображения с сайта www.metmuseum.org |
Фактически самоучка (первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жан-Батиста Грёза и Жозефа Верне) Виже-Лебрен уже в 15 лет она была популярна как портретистка и зарабатывала достаточно, чтобы поддерживать свою семью, оставшуюся без средств после внезапной смерти главы семейства. Льстить заказчикам, делая несколько театральные портреты – вполне в духе времени, – у нее получалось очень профессионально. Брак с арт-дилером Жаном-Батистом Пьером Лебреном принес ей не только статус замужней женщины. Во многом благодаря связям своего супруга она смогла попасть в высшее общество и подружиться со всеми титулованными дамами Парижа. Протекция королевы Марии-Антуанетты сыграла, безусловно, решающую роль. В 23 года художницу вызвали в Версаль писать портрет королевы. Две юные красавицы, а обе женщины родились в 1755 году, быстро нашли общий язык и с удовольствием общались. Так в 1778 году появился самый ранний портрет Марии-Антуанетты в придворном платье, который был отправлен ее матери, императрице Австрии Марии-Терезе, а в 1789 году – другая важная картина – «Мария-Антуанетта с детьми», где она представлена в качестве царственной матери с дофином и другими малышами.
Влияние художницы росло и в профессиональной среде, и в светской жизни. Под давлением королевской четы в 1783 году Французская академия живописи и скульптуры все-таки приняла Виже-Лебрен в свои члены. В то время женщины были отстранены от Академической школы, так как студенты узнавали принципы рисования и анатомии, делая эскизы обнаженной мужской модели. За 150-летнюю историю академии из 550 членов только 14 были женщины. Академики негодовали, ведь теперь у нее была возможность официально продавать многие работы Версальскому дворцу, к тому же Виже-Лебрен сильно потеснила большинство конкурирующих с ней портретистов. Художница Аделаида Лабиль-Жиар действовала решительнее всех, распространяя сплетни о романе Элизабет Виже-Лебрен с министром финансов графом Калонном. Впоследствии это привело к его отставке, а отношения королевы с некогда любимой подругой стали значительно прохладнее.
Пока же Виже-Лебрен процветала – выставляла полотна на Салонах, писала исключительно аристократов: герцогиню де Полиньяк в соломенной шляпке (1782), графиню де Клермон-Тоннер в виде султанши (1785), будущего пэра Александра Эммануэля де Крюссоль-Флорензак (1787).
Очевидно, что с женщинами-заказчицами Виже-Лебрен чувствовала себя намного свободнее. Выражаясь современным языком, она могла одновременно выступать и в качестве стилиста, создавая определенный образ для своих моделей. Влияние философии Жан-Жака Руссо и Просвещения, вошедший в моду сентиментализм с культом счастливого материнства, чувств и нежной дружбы гармонично вписывались в концепцию картин художницы: «Маркиза де Пеже и маркиза де Руж с сыновьями» (1787), «Мадам Руайаль и дофин в саду» (1784).
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Станислава Понятовского». 1797. |
Спокойная жизнь в достатке закончилась летом 1789 года, когда художница была вынуждена покинуть революционную Францию. Шансов не оказаться на гильотине у фаворитки королевы не было, и для Виже-Лебрен начался долгий 12-летний путь эмиграции. Несмотря на потерю средств и клиентуры, Виже-Лебрен быстро вернула себе утраченные позиции, благо что слава шла впереди нее – художницу с удовольствием принимали и в королевских дворцах, и в аристократических салонах. В 1790 году Виже-Лебрен избирают членом Академии Святого Луки в Риме, а для галереи Уффици она пишет, вероятно, свой самый знаменитый автопортрет (он же вынесен на все афиши выставки) – «Автопортрет с палитрой» (1790). Автопортретов Виже-Лебрен предостаточно: картины, пастели и рисунки – все они восхваляют красоту и грацию француженки.
Побывав при дворах итальянских и австрийских монархов, художница в 1795 году добралась до Петербурга, в котором задержалась на шесть лет. На русский язык переведены интересные воспоминания Виже-Лебрен о пребывании в Северной столице – несколько наивные («При Екатерине русские жили столь счастливо, что я сама слышала, как благословляли ее имя малые и великие..»), ограниченные определенным кругом общения художницы, но показывающие интересный взгляд иностранки на эпоху правления трех российских императоров – Екатерины II, Павла I и Александра I.
В Петербурге к Виже-Лебрен выстроилась очередь из представителей самых знатных русских семей: Строгановых, Голицыных, Куракиных, Трубецких, Толстых. За русский период в творчестве художницы на выставке «отвечают» портреты «нежной Психеи» императрицы Елизаветы Алексеевны, графини Анны Толстой, Екатерины Скавронской, Варвары Головиной – модели, закутанные в дорогие шали, мечтательно смотрящие в сторону или улыбающиеся зрителю, кажется, что они все одного возраста и неуловимо похожи между собой. Особняком стоит портрет короля Станислава Понятовского, с которым художница была очень дружна.
Элизабет Виже-Лебрен «Мария-Антуанетта с детьми». 1787. Изображения с сайта www.metmuseum.org |
В России было исполнено 48 портретов, а Императорская Академия художеств приняла Виже-Лебрен в ряды своих членов. «Я сделала себе академическую форму – костюм амазонки, фиолетовый жилет, желтую юбку и шляпу с черными перьями» – так вспоминает художница о подготовке к церемонии.
Несмотря на успех, художница покинула Россию в 1802 году и поехала на родину. Наполеон встретил эмигрантку неприветливо, новые хозяева жизни не стремились делать заказы, а оставленный в Париже супруг забрал дом, где проживал уже с новой семьей. Так Виже-Лебрен снова пришлось уехать, на этот раз в Англию. И хотя эта страна ей не слишком нравилась, заказов на портреты было много. Тем не менее, когда о ней спустя семь лет вспомнили в Париже, она тотчас решила вернуться. Уже ставший императором Наполеон на этот раз был благосклонен – среди ее моделей были сестра Наполеона Каролина Мюрат (1807) и знаменитая мадам де Сталь, которую художница запечатлела в виде древнегреческой поэтессы Коринны (1807–1810). Последний портрет на выставке датируется 1824 годом и изображает герцогиню Беррийскую (мать одного из возможных наследников французского престола) как героиню произведений сэра Вальтера Скотта, в характерном костюме с развевающимся шарфом на фоне грозового неба.
Заработав достаточно, для спокойной жизни в преклонные годы, Элизабет Виже-Лебрен жила уединенно (единственная любимая дочь Жюли умерла в 1813 году), на художественную сцену вышли другие герои, а о героине «галантного» XVIII века вспомнили уже значительно позже ее смерти.