0
5871
Газета Люди и положения Интернет-версия

25.03.2016 00:05:00

Любимая художница королей

Тэги: музей, выставка, живопись


музей, выставка, живопись С женщинами-заказчицами Виже-Лебрен чувствовала себя намного свободнее, одновременно выступая в качестве стилиста.

Метрополитен-музей в Нью-Йорке открыл ретроспективную выставку работ Элизабет Луизы Виже-Лебрен (1755–1842) – одной из самых важных художниц конца XVIII – первой половины XIX века. Впервые вспомнить о знаменитой портретистке решили на родине – во Франции, где осенью в парижском Гран-Пале проходила ее монографическая выставка. В Нью-Йорк экспозиция приехала в несколько усеченном виде (среди музеев, предоставивших свои полотна для показа в США, Эрмитаж, к примеру, не значится), но 80 полотен, которые показывают посетителям, достаточно, чтобы понять живописный стиль Виже-Лебрен и его популярность у европейской знати.

Элизабет Луиза Виже-Лебрен прожила 86 лет и за свою жизнь написала больше 600 произведений, в основном портретов. Ее жизнь, от правления Людовика XV до Луи-Филиппа, пришлась на один из самых насыщенных событиями и бурных периодов в европейской, и прежде всего французской, истории.  Впрочем, это может касаться любого, кому «посчастливилось» жить в неспокойные десятилетия конца XVIII века. 

Элизабет Луиза Виже-Лебрен. «Автопортрет с палитрой». 1790. 	Изображения с сайта www.metmuseum.org
Элизабет Луиза Виже-Лебрен. «Автопортрет с палитрой». 1790. Изображения с сайта www.metmuseum.org

Фактически самоучка (первые уроки живописи получила у своего отца, затем пользовалась консультациями Жан-Батиста Грёза и Жозефа Верне) Виже-Лебрен уже в 15 лет она была популярна как портретистка и зарабатывала достаточно, чтобы поддерживать свою семью, оставшуюся без средств после внезапной смерти главы семейства. Льстить заказчикам, делая несколько театральные портреты – вполне в духе времени, – у нее получалось очень профессионально. Брак с арт-дилером Жаном-Батистом Пьером Лебреном принес ей не только статус замужней женщины. Во многом благодаря связям своего супруга она смогла попасть в высшее общество и подружиться со всеми титулованными дамами Парижа. Протекция королевы Марии-Антуанетты сыграла, безусловно, решающую роль. В 23 года художницу вызвали в Версаль писать портрет королевы. Две юные красавицы, а обе женщины родились в 1755 году, быстро нашли общий язык и с удовольствием общались. Так в 1778 году появился самый ранний портрет Марии-Антуанетты в придворном платье, который был отправлен ее матери, императрице Австрии Марии-Терезе, а в 1789 году – другая важная картина – «Мария-Антуанетта с детьми», где она представлена в качестве царственной матери с дофином и другими малышами.

Влияние художницы росло и в профессиональной среде, и в светской жизни. Под давлением королевской четы в 1783 году Французская академия живописи и скульптуры все-таки приняла Виже-Лебрен в свои члены. В то время женщины были отстранены от Академической школы, так как студенты узнавали принципы рисования и анатомии, делая эскизы обнаженной мужской модели. За 150-летнюю историю академии из 550 членов только 14 были женщины. Академики негодовали, ведь теперь у нее была возможность официально продавать многие работы Версальскому дворцу, к тому же Виже-Лебрен сильно потеснила большинство конкурирующих с ней портретистов. Художница Аделаида Лабиль-Жиар действовала решительнее всех, распространяя сплетни о романе Элизабет Виже-Лебрен с министром финансов графом Калонном. Впоследствии это привело к его отставке, а отношения королевы с некогда любимой подругой стали значительно прохладнее. 

Пока же Виже-Лебрен процветала – выставляла полотна на Салонах, писала исключительно аристократов: герцогиню де Полиньяк в соломенной шляпке (1782), графиню де Клермон-Тоннер в виде султанши (1785), будущего пэра Александра Эммануэля де Крюссоль-Флорензак (1787).

Очевидно, что с женщинами-заказчицами Виже-Лебрен чувствовала себя намного свободнее. Выражаясь современным языком, она могла одновременно выступать и в качестве стилиста, создавая определенный образ для своих моделей. Влияние философии Жан-Жака Руссо и Просвещения, вошедший в моду сентиментализм с культом счастливого материнства, чувств и нежной дружбы гармонично вписывались в концепцию картин художницы: «Маркиза де Пеже и маркиза де Руж с сыновьями» (1787), «Мадам Руайаль и дофин в саду» (1784). 

Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Станислава Понятовского». 1797.
Элизабет Виже-Лебрен. Портрет Станислава Понятовского». 1797.

Спокойная жизнь в достатке закончилась летом 1789 года, когда художница была вынуждена покинуть революционную Францию. Шансов не оказаться на гильотине у фаворитки королевы не было, и для Виже-Лебрен начался долгий 12-летний путь эмиграции. Несмотря на потерю средств и клиентуры, Виже-Лебрен быстро вернула себе утраченные позиции, благо что слава шла впереди нее – художницу с удовольствием принимали и в королевских дворцах, и в аристократических салонах. В 1790 году Виже-Лебрен избирают членом Академии Святого Луки в Риме, а для галереи Уффици она пишет, вероятно, свой самый знаменитый автопортрет (он же вынесен на все афиши выставки) – «Автопортрет с палитрой» (1790). Автопортретов Виже-Лебрен предостаточно: картины, пастели и рисунки – все они восхваляют красоту и грацию француженки.

Побывав при дворах итальянских и австрийских монархов, художница в 1795 году добралась до Петербурга, в котором задержалась на шесть лет. На русский язык переведены интересные воспоминания Виже-Лебрен о пребывании в Северной столице – несколько наивные («При Екатерине русские жили столь счастливо, что я сама слышала, как благословляли ее имя малые и великие..»), ограниченные определенным кругом общения художницы, но показывающие интересный взгляд иностранки на эпоху правления трех российских императоров – Екатерины II, Павла I и Александра I.

В Петербурге к Виже-Лебрен выстроилась очередь из представителей самых знатных русских семей: Строгановых, Голицыных, Куракиных, Трубецких, Толстых. За русский период в творчестве художницы на выставке «отвечают» портреты «нежной Психеи» императрицы Елизаветы Алексеевны, графини Анны Толстой, Екатерины Скавронской, Варвары Головиной – модели, закутанные в дорогие шали, мечтательно смотрящие в сторону или улыбающиеся зрителю, кажется, что они все одного возраста и неуловимо похожи между собой. Особняком стоит портрет короля Станислава Понятовского, с которым художница была очень дружна.

Элизабет Виже-Лебрен «Мария-Антуанетта с детьми». 1787.	Изображения с сайта www.metmuseum.org
Элизабет Виже-Лебрен «Мария-Антуанетта с детьми». 1787. Изображения с сайта www.metmuseum.org

В России было исполнено 48 портретов, а Императорская Академия художеств приняла Виже-Лебрен в ряды своих членов. «Я сделала себе академическую форму – костюм амазонки, фиолетовый жилет, желтую юбку и шляпу с черными перьями» – так вспоминает художница о подготовке к церемонии.

Несмотря на успех, художница покинула Россию в 1802 году и поехала на родину. Наполеон встретил эмигрантку неприветливо, новые хозяева жизни не стремились делать заказы, а оставленный в Париже супруг забрал дом, где проживал уже с новой семьей. Так Виже-Лебрен снова пришлось уехать, на этот раз в Англию. И хотя эта страна ей не слишком нравилась, заказов на портреты было много. Тем не менее, когда о ней спустя семь лет вспомнили в Париже, она тотчас решила вернуться. Уже ставший императором Наполеон на этот раз был благосклонен – среди ее моделей были сестра Наполеона Каролина Мюрат (1807) и знаменитая мадам де Сталь, которую художница запечатлела в виде древнегреческой поэтессы Коринны (1807–1810). Последний портрет на выставке датируется 1824 годом и изображает герцогиню Беррийскую (мать одного из возможных наследников французского престола) как героиню произведений сэра Вальтера Скотта, в характерном костюме с развевающимся шарфом на фоне грозового неба.

Заработав достаточно, для спокойной жизни в преклонные годы, Элизабет Виже-Лебрен жила уединенно (единственная любимая дочь Жюли умерла в 1813 году), на художественную сцену вышли другие герои, а о героине «галантного» XVIII века вспомнили уже значительно позже ее смерти.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1730
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3689
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2747
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2240

Другие новости