Последовательность кадров демонстрирует движение художника и его объектива в городской среде. Фото автора
Баланс между подражанием и формированием своего собственного стиля трудно поддерживать долгое время. Умение же найти его – один из способов талантливого художника показать, насколько он действительно одарен. Работы Ульриха Вюста (р. 1949), немецкого мастера фотографии периода холодной войны, демонстрируют поиски точки равновесия, причем не только в творческом подходе, но и буквально в жизни поделенной на части страны. Вюст переехал в Восточный Берлин в 23 года, где сформировался как фотохудожник и стал свидетелем всех эпохальных перемен и трансформаций в столице, и главное – в частной жизни ее жителей. Его черно-белые лаконичные снимки, с одной стороны, демонстрируют личный взгляд художника на эти изменения, с другой – поднимают глобальный вопрос поиска грани между частным и публичным в тоталитарном государстве. Новая выставка «Ульрих Вюст. Городские пейзажи/ Позднее лето/ Периферии» в Берлинском культурном центре C/O Berlin до конца апреля демонстрирует три серии его работ – свидетелей публичной и частной жизни Берлина до и после его объединения.
Серия работ Ульриха Вюста «Периферии» показывает жизнь некогда изолированных восточных районов Германии. Фото с сайта www.co-berlin.org |
Открывшаяся в трех залах экспозиция следует за предыдущими попытками кураторов центра показать творчество фотографов, сформировавших фотоидентичность Восточной Германии: Роджера Мелиса, Гундулы Шульц-Эндови и Сибиль Бергеманн. Однако для зрителя, привыкшего к творчеству более известных западных фотохудожников, работа Вюста – скорее отсылка к снимкам Беренис Эббот и Стивена Шора. Так, кадры «ломающегося» Берлина Вюста в серии работ «Позднее лето» напоминают серию работ Эббот 1930-х годов «Меняющийся Нью-Йорк», а снимки незначительных деталей повседневной жизни городов – работы Стивена Шора, чья ретроспектива как раз представлена в соседних залах этого же выставочного пространства.
Перемены в ландшафте города и в жизни его обитателей после падения Берлинской стены – главные объекты съемки Вюста. Отучившись в молодости на городского планировщика, он обладал способностью понимать пространство, его обустройство и структурирование.
Каждая из отобранных куратором Феликсом Хоффманом серий снимков отражает свой период этих трансформаций, но самое удивительное – то, как на самом деле мало произошло существенных сдвигов в облике и содержании городов. В своих неизменно пустынных кадрах Вюст скорее показывает не то, как объединенная страна изменилась, а то, как мало она на самом деле отличается от себя самой в 1980-х и как пытается ужиться с наследием той эпохи.
Взявшись за фотографию как за инструмент изучения развития городов, свои первые работы Вюст сделал в Магдебурге, Лейпциге и других городах Восточной Германии, которые медленно восстанавливались в послевоенный период. В этих и других частях ГДР социалистическая власть возводила массивные жилые блоки «без человеческого лица», а жители пытались наполнить эти общественные пространства чем-то частным, параллельным сконструированной наверху реальности. Его серия работ «Периферии» показывает жизнь некогда изолированных восточных районов страны, где отсутствие действующего гражданского общества вылилось в усиленную тягу к созданию чего-то частного, закрытого от внешней реальности. «Я стремился создать ландшафт души, привлекая внимание к тому, что мы сделали сами себе перестройкой наших городов (в Восточной Германии)», – вспоминал Вюст.
Особый взгляд Вюста на жизнь обезличенных городских районов показывают «лепорелло» – фотоальбомы, выполненные в формате гармошки. Фото © David von Becker |
Особый взгляд Вюста на жизнь городских районов с такой отчаянной тягой с личному показывают представленные в экспозиции «лепорелло» – фотоальбомы, выполненные в формате гармошки. Напоминая сувенирные наборы открыток XIX века, его снимки из некогда восточных берлинских районов Митте и Пренцлауэр-Берг становятся особым инструментом изучения жизни города для Вюста. На первый взгляд недостойные внимания наборы небольших фотографий в контексте созданной Феликсом Хоффманом экспозиции обретают особый смысл и становятся проводниками в творческий процесс фотографа. Выстроенные в особой последовательности кадры демонстрируют движение художника и его объектива в городской среде. Они последовательно придают содержанию фотографий хронологический контекст, объединяют композиционные решения в построении кадров и тем самым складывают в общую картину фрагменты творчества Вюста. «Если бы я всегда думал лишь о том, как представить мою работу публике, я бы прекратил работать, – писал Вюст. – Мой подход заключался в том, чтобы работать прежде всего для себя». С одной стороны, такая честность фотохудожника перед собой и перед зрителем кажется эгоистичной, с другой, как показывают его снимки, искусно превращает «искусство ради искусства» в «искусство ради правды».
Берлин