0
2552
Газета Люди и положения Интернет-версия

18.03.2016 00:01:00

Жизнь за стеной

Тэги: фотография, выставка, берлин


фотография, выставка, берлин Последовательность кадров демонстрирует движение художника и его объектива в городской среде. Фото автора

Баланс между подражанием и формированием своего собственного стиля  трудно поддерживать долгое время. Умение же найти его – один из способов талантливого художника показать, насколько он действительно одарен. Работы Ульриха Вюста (р. 1949), немецкого  мастера фотографии периода холодной войны, демонстрируют поиски точки равновесия, причем не только в творческом подходе, но и буквально в жизни поделенной на части страны. Вюст переехал в Восточный Берлин в 23 года, где сформировался как фотохудожник и стал свидетелем всех эпохальных перемен и трансформаций в столице, и главное – в частной жизни ее жителей. Его черно-белые лаконичные снимки, с одной стороны, демонстрируют личный взгляд художника на эти изменения, с другой – поднимают  глобальный вопрос поиска грани между частным и публичным в тоталитарном государстве. Новая выставка «Ульрих Вюст. Городские пейзажи/ Позднее лето/ Периферии» в Берлинском культурном центре C/O Berlin до конца апреля демонстрирует три серии его работ – свидетелей публичной и частной жизни Берлина до и после его объединения.

Серия работ Ульриха Вюста «Периферии» показывает жизнь некогда изолированных восточных районов Германии. 	Фото с сайта www.co-berlin.org
Серия работ Ульриха Вюста «Периферии» показывает жизнь некогда изолированных восточных районов Германии. Фото с сайта www.co-berlin.org

Открывшаяся в трех залах экспозиция следует за предыдущими попытками кураторов центра показать творчество фотографов, сформировавших  фотоидентичность Восточной Германии: Роджера Мелиса, Гундулы Шульц-Эндови и Сибиль Бергеманн. Однако для зрителя, привыкшего к творчеству более известных западных фотохудожников, работа Вюста – скорее отсылка к снимкам Беренис Эббот и Стивена Шора. Так, кадры «ломающегося» Берлина Вюста в серии работ «Позднее лето» напоминают серию работ Эббот 1930-х годов «Меняющийся Нью-Йорк», а снимки незначительных деталей повседневной жизни городов – работы Стивена Шора, чья ретроспектива как раз представлена в соседних залах этого же выставочного пространства. 

Перемены в ландшафте города и в жизни его обитателей после падения Берлинской стены – главные объекты съемки Вюста. Отучившись в молодости на городского планировщика, он обладал способностью понимать пространство, его обустройство и структурирование.

Каждая из отобранных куратором Феликсом Хоффманом серий снимков отражает свой период этих трансформаций, но самое удивительное – то, как на самом деле мало произошло существенных сдвигов в облике и содержании городов. В своих неизменно пустынных кадрах Вюст скорее  показывает не то, как объединенная страна изменилась, а то, как мало она на самом деле отличается от себя самой в 1980-х и как пытается ужиться с наследием той эпохи. 

Взявшись за фотографию как за инструмент изучения развития городов, свои первые работы Вюст сделал в Магдебурге, Лейпциге и других городах Восточной Германии, которые медленно восстанавливались в послевоенный период. В этих и других частях ГДР социалистическая власть возводила массивные жилые блоки «без человеческого лица», а жители пытались наполнить эти общественные пространства чем-то частным, параллельным сконструированной наверху реальности. Его серия работ «Периферии» показывает жизнь некогда изолированных восточных районов страны, где отсутствие действующего гражданского общества вылилось в усиленную тягу к созданию чего-то частного, закрытого от внешней реальности. «Я стремился создать ландшафт души, привлекая внимание к тому, что мы сделали сами себе перестройкой наших городов (в Восточной Германии)», – вспоминал Вюст.

Особый взгляд Вюста на жизнь обезличенных городских районов показывают «лепорелло» – фотоальбомы, выполненные в формате гармошки.	Фото © David von Becker
Особый взгляд Вюста на жизнь обезличенных городских районов показывают «лепорелло» – фотоальбомы, выполненные в формате гармошки. Фото © David von Becker

Особый взгляд Вюста на жизнь городских районов с такой отчаянной тягой с личному показывают представленные в экспозиции «лепорелло» – фотоальбомы, выполненные в формате гармошки. Напоминая сувенирные наборы открыток XIX века, его снимки из некогда восточных берлинских районов Митте и Пренцлауэр-Берг становятся особым инструментом изучения жизни города для Вюста. На первый взгляд недостойные внимания наборы небольших фотографий в контексте созданной Феликсом Хоффманом экспозиции обретают особый смысл и становятся проводниками в творческий процесс фотографа. Выстроенные в особой последовательности кадры демонстрируют движение художника и его объектива в городской среде. Они последовательно придают содержанию фотографий хронологический контекст, объединяют композиционные решения в построении кадров и тем самым складывают в общую картину фрагменты творчества Вюста. «Если бы я всегда думал лишь о том, как представить мою работу публике, я бы прекратил работать, – писал Вюст. – Мой подход заключался в том, чтобы работать прежде всего   для себя». С одной стороны, такая честность фотохудожника перед собой и перед зрителем кажется эгоистичной, с другой, как показывают его снимки, искусно превращает «искусство ради искусства» в «искусство ради правды».  

Берлин

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
1232
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
1036
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
953
Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Верховный суд запрещает отдельные процессуальные уловки

Екатерина Трифонова

К извещению участников уголовного дела подходить формально нельзя, к замене адвоката – можно

0
1270

Другие новости