В 2013 году Анну Гроголь-Алексидзе назначили директором театра «Школа современной пьесы». Фото со страницы Анны Гроголь-Алексидзе в социальной сети Facebook
В начале марта завершился трехмесячный гастрольный тур «Русского Балетного Театра». Танцоры выступили в 50 городах, представив немецким, датским, шведским, норвежским зрителям 90 классических спектаклей.
Обозреватель «НГ» Евгений МЕДВЕДЕВ встретился с основательницей труппы Анной ГРОГОЛЬ-АЛЕКСИДЗЕ, по совместительству директором Школы современной пьесы, и побеседовал о бесполезных наградах и признании монархов; трудной дороге начинающих танцоров к большой сцене и русской школе, признанной во всем мире; молодой отечественной драматургии и схожести целительного эффекта театра и церкви.
– Вы родились и провели несколько лет в Тбилиси. Вы считаете этот город своей родиной? Какие у вас остались воспоминания о столице Грузии?
– Я родилась в Тбилиси и прожила там два года, после чего судьба сложилась так, что я переехала с мамой в Москву, а затем училась в Ленинграде. Но с 15 до 18 лет я снова жила в Грузии. Мой папа Георгий Алексидзе был главным балетмейстером Тбилисского театра и привез в Грузию двух выдающихся российских педагогов: Наталью Викторовну Золотову и Нинель Даниловну Сильванович. Мне выпал редкий шанс учиться у этих преподавателей, я окончила курс под началом великой Сильванович. Ради этого на первом курсе я перевелась из Вагановского училища, хотя оно и было престижнее, и оканчивала учебу уже в Тбилиси. Мы выбираем не училище, а педагогов, и мне очень повезло с учителями.
А если возвращаться к Тбилиси… Это необыкновенный, солнечный город, где открыты души и люди отдают тебе невероятное количество энергии, заботы, любви и тепла. Тбилиси – это город, где я счастлива, но, к сожалению, я бываю там исключительно редко. Сейчас ты живешь там, где работа, а я москвичка с двух лет и живу здесь, то в Петербурге, то в Тбилиси с легкими перерывами. Но в Тбилиси живет моя семья по отцовской линии: сестры, братья, тети, дяди, но сейчас куда чаще мы видимся в Париже, Лондоне и других городах.
– Вы отметили, что педагоги сыграли важную роль в вашей жизни. Многие говорят о русской театральной школе. Но что играет первостепенную роль – школа или личность педагога?
– Безусловно, личность педагога играет в судьбе артиста определяющую роль, но эта личность впитывает истоки русской школы. Самым главным педагогом в моей жизни была народная артистка России Элеонора Власова, которая в 1964 году, соревнуясь с Майей Плисецкой, Екатериной Максимовой, стала лауреатом премии Анны Павловой. В Париже ей вручили медаль лучшей балерины мира за роль Эсмеральды.
Русская школа отличается от всех других все той же «душой исполненным полетом», и не зря на лучших подмостках мировых театров главные партии исполняют русские артисты, и сегодня, в эпоху общего падения и кризиса в культуре, русский балет сохраняет значимость и лидерство.
– Вы говорили, что до двух лет практически жили в театре. Когда вы поняли, что станете артисткой?
– Я всегда знала, что буду балериной, и как только научилась ходить, везде, где бы ни звучала музыка, я танцевала. Куда бы мы ни пришли с бабушкой и мамой, стоило включить проигрыватель, я начинала импровизировать, и сомнений в том, что я стану танцовщицей, не было. Власова сделала меня балериной. И мне повезло работать с Виктором Викторовичем Смирновым-Головановым и Людмилой Федоровной Нерубащенко, в 1988 году создавшими театр Moscow City Ballet, который является одним из самых крепких в России и много гастролирует за рубежом.
– С 2001 года вы руководите коллективом «Русский Балетный Театр». Как родилась идея создать частный театр? Почему вы изначально делали ставку не на классику?
– Я танцевала у Смирнова-Голованова и в Музыкальном театре имени Натальи Сац вместе со своим супругом Анатолием Емельяновым, когда мы поняли, что хотим сделать что-то свое, пока молодые. Я писала либретто к новым спектаклям и репетировала, при этом сама исполняла ведущие партии, Анатолий ставил спектакли и сам же играл ведущие партии. Премьеры готовили в Театре Сац, где директор театра, муж покойной Натальи Сац – Виктор Петрович Проворов, поверил в нас и дал возможность показывать первые наши постановки на сцене театра. Здесь прошли премьеры «Встречные ветра», «Ромео и Джульетта», «День уходит с земли», «Цыганские напевы», «Юнона и Авось» – всего пять спектаклей. Это были оригинальные современные балеты, которые сегодня идут в репертуаре многих театров в России и за рубежом.
Мы приглашали и артистов Театра Сац, и танцовщиков Большого театра и Театра Станиславского, затем создали свою труппу и вот уже 12 лет играем более 200 спектаклей в год по всему миру.
– К слову, про гастроли. Совсем недавно вы вернулись с гастролей в Дании, где ваши постановки посетил принц Датский Хенрик. Как публика приняла ваши спектакли?
– Действительно, 5 марта мы вернулись из турне по Европе, где станцевали 86 спектаклей за три месяца.
В Копенгагене, в театре Тиволи, спектакль «Лебединое озеро» посетил принц Датский, муж королевы Дании. Ведущие роли блистательно исполнили Людмила Титова и Сергей Скворцов. Публика аплодировала стоя. После спектакля монарх заглянул в гримерку поздравить труппу и пригласить на Международный фестиваль, который пройдет в столице Дании летом. Принц является куратором мероприятия. Его похвала действительно была приятной и почетной.
Я, как директор «Школы современной пьесы», не могла покинуть театр на 90 дней и прилетала несколько раз, но свободных мест в залах не было: театр в 2 тысячи человек был битком, и семь спектаклей в Скандинавии пришлось смотреть стоя.
Моя частная труппа – очень крепкий и сильный коллектив, состоящий из выпускников лучших балетных школ России, который за 12 лет существования добился признания во всем мире. В Москве мы выступаем в Доме музыки. В конце августа покажем спектакли на сцене Московского драматического театра имени Маяковского. Ведущие роли исполнят солисты Большого театра Андрей Меркурьев, Диана Косырева. Мы покажем классические спектакли и балет «Лолита».
Труппа, собранная Гроголь-Алексидзе, состоит из выпускников лучших балетных школ России. Фото из архива Анны Гроголь-Алексидзе |
– Долгое время вы проводите фестиваль «Созвездие России», обходясь практически без сторонней помощи. В чем миссия этого фестиваля? Какая у вас цель?
– Это не моя идея, а Анатолия Емельянова, который без спонсорской поддержки год за годом реализует ее буквально в одиночку, охватывая все больше городов.
Идея фестиваля простая: чтобы дети, которые живут в далеких городах, где нет театров, а порой даже музеев и домов культуры, смогли выйти на сцену с профессиональными артистами балета.
Сейчас мы продолжаем ездить по регионам обучать педагогов, проводим кастинги, сверяемся на месте, чтобы получился полноценный спектакль и, например, в том же Коврове и дети, и взрослые могли прийти на «Лебединое озеро».
Представьте: дети, у которых, возможно, больше никогда не будет возможности не то что выступить, но даже увидеть балет, участвуют в настоящем, полноценном спектакле. Цель Анатолия – показать детям бессмертные классические спектакли и дать им шанс окунуться в атмосферу сказки классического балета.
– В 2009 году вы стали балетмейстером в Чувашском театре оперы и балета. Почему? Вы довольны своими успехами на этом поприще?
– Однажды на премьеру «Юноны и Авось» в Театре Сац приехала дирижер Чувашского театра Ольга Нестерова. Ей так понравился спектакль, что она попросила перенести постановку спектакля Анатолия Емельянова в Чебоксары, где нас знали и любили. Я перенесла спектакль на чувашскую сцену. Прошло пять лет, и у меня появилась идея балета «Лолита». Я сама позвонила директору Чувашского театра Михаилу Шиманскому и предложила проект. Он ответил: «Приезжай и делай». Тогда в театре не было главного балетмейстера, и я поставила спектакль, который закрепился и с успехом продолжает идти. Труппа возит спектакль по России и очень им гордится, в этом году его покажут в Театре Маяковского в рамках летнего фестиваля.
– В 2013 году вас назначили директором «Школы современной пьесы», который имеет к балету очень отдаленное отношение. С чем связан столь резкий разворот?
– Да, это совершенно другая история. «Школа современной пьесы» – театр уникальной судьбы, театр мировых премьер, где идут только современные пьесы потрясающих авторов – Акунина, Гришковца, Улицкой, Хейфеца, Шендеровича. Как это случилось? Театр постигло несчастье: умер предыдущий директор, и художественный руководитель Иосиф Райхельгауз обратился в Департамент культуры, попросив найти кандидата на должность. Департамент рекомендовал меня. Мы познакомились, Иосиф Леонидович в меня поверил, и я твердо решила здесь работать. У нас потрясающий коллектив – Ирина Алферова, Татьяна Васильева, Владимир Кочан, Татьяна Веденеева, Елена Санаева, Александр Галибин, Альберт Филозов, Вадим Колганов и россыпь других звезд, созвездие талантов, и каждый год мы открываем новые имена современных драматургов и молодых режиссеров! Ежегодно проводится конкурс «Действующие лица» и «Класс молодой режиссуры». 23 марта мы узнаем итоги и увидим работы молодых режиссеров на синопсисы 10 лучших современных пьес, отобранных из 800 работ. В нашем театре 2 апреля состоится дебют Анастасии Волочковой. Впервые она предстанет перед публикой в роли драматической актрисы в спектакле «Пришел мужчина к женщине». А 22 и 23 апреля будет премьера спектакля на музыку Максима Дунаевского c участием Дмитрия Хоронько «Шинель/пальто».
– В Советском Союзе была мода на театр. А сегодня популярность театра сохранилась, публика так же охотно занимает места на галерках?
– Мне сложно судить, ведь я не считаю себя продуктом советского времени. Я вступила во взрослый возраст в момент перестройки и не очень чувствую то время. Но я вижу, что и сейчас люди ходят в театр, и публика нас любит, и каждый вечер у нас полный зал.
Сегодня стало слишком много лжеискусства, появилось слишком много антреприз, люди не чувствуют и не всегда понимают, что есть что и куда стоит идти. Поэтому им проще выбрать легкий фильм, а после – ресторан. Я уверена: мы должны все делать для того, чтобы водить детей в театр, и Минобразования, и Минкультуры обязаны объединиться ради окультуривания школьников. Посещение театра должно входить в школьную программу, как математика, русский язык, литература. Мы должны научить детей понимать искусство и любить его. Театр лечит душу. Кто-то идет в церковь за этим, а кому-то жить помогает театр. И других мест больше нет.
– У вас огромное количество наград – и «За заслуги перед балетом», и ордена от иностранных государств. А какой наградой вы гордитесь больше всего?
– Никакая награда не важна, ордена и медали я не ценю и даже не знаю, где они разбросаны и в каких сундуках лежат. Куда важнее движение и развитие. Да, когда я танцевала, на мои выступления приходили короли и президенты, мэр Сан-Франциско лично вручал орден, но все это проходит. Самое ценное – что-то уметь сделать, и сейчас это действительно важно для людей, которые меня окружают. Нужно ежесекундно быть полезной и отдавать себя другим людям. А зачем нужны награды? Они ничего не дают. Это мгновение счастья, а дальше летят в чемодан.
– Однажды вы рассказали, как, будучи еще школьницей, попались на глаза Владимиру Васильеву – и попали в кино. На съемках фильма «Фуэте» Васильев зашел в класс в лохмотьях, вы одна его узнали и начали выступать, после чего он дал вам роль. Вы отмечаете, что «именно таким методом действовали, чтобы поймать удачу». Что именно вы имеете в виду? Этот принцип помог вам по жизни?
– Надо всегда быть готовым к шансу, который дарит жизнь, и по максимуму этот шанс использовать. Если бы я не подняла руку (а мне было 10 лет, совсем ребенок), если бы не показала то, что дано от природы или бога, если бы не рассказала с выражением стихотворение, Васильев не разглядел бы, что похожа на Максимову, и не пригласил бы меня на съемки. Нужно быть готовым к каждому моменту и ежедневно трудиться, воспитывать душу и сердце, развиваться как личности – и тогда все удастся.