0
3489
Газета Люди и положения Интернет-версия

04.03.2016 00:01:00

Все перекрестки Америки

Тэги: выставка, фотография, берлин


выставка, фотография, берлин Шору было пять лет, когда дядя подарил ему фотоаппарат, предопределив тем самым его судьбу. Фото с сайта www.co-berlin.org

От вечеринок с Энди Уорхолом до звания первооткрывателя и законодателя в мире цветной художественной фотосъемки жизнь американского фотографа Стивена Шора (р. 1947) полна судьбоносных сюрпризов и удачных экспериментов, каждый из которых заслуживает отдельного рассмотрения крупным планом.  

Первый  и главный из таких подарков, которые преподнесла будущему мэтру фотографии судьба, предстал перед ним в буквальном смысле в виде презента. Маленькому Стивену было пять лет, когда дядя подарил ему фотоаппарат и тем самым предопределил его дальнейшую  судьбу. Так, фотограф, чья ретроспектива до конца мая будет проходить в берлинском выставочном пространстве C/O Berlin, с раннего детства начал искать новые инструменты, новый подход, новый язык фотографии, балансирующей между документалистикой и искусством.

Стивен Шор с каждой новой фотокамерой создавал серию работ со своей спецификой.	Фото автора
Стивен Шор с каждой новой фотокамерой создавал серию работ со своей спецификой. 
Фото автора

Поиски молодого экспериментатора были более чем успешны и стремительно вывели его на следующий значимый поворот судьбы. Уже в 14 лет Шор добился встречи с Эдвардом Штайхеном, куратором отдела фотографии Музея современного искусства в Нью-Йорке. Упорство было оценено по достоинству: по итогам встречи Штайхен не просто отметил достижения начинающего фотохудожника, но и доказал свое расположение действием, купив три его работы. Приблизительно тогда же Шор познакомился с Энди Уорхолом, и течение его жизни приобрело буйный и непредсказуемый характер. Он часто появлялся в «Фабрике», знаменитой арт-студии Уорхола, снимал портреты художника и его эпатажного окружения, при этом не отступая от своей собственной цели, ориентира, увлечения наследием и принципами работы американского фотографа Уокера Эванса (1903–1975). Творческий поиск и пребывание в вечно бурлящей среде «Фабрики» превратились для Шора в не совсем осознанную, но лучшую для него на тот момент практику и тренировку своего дарования.  Благодаря возможности экспериментировать и познавать разные взгляды на понимание искусства. Он узнал, что такое изменчивость зрительского восприятия и как фотограф может с этим работать, нащупывая  связь между документированием реальности и проявлением своей творческой субъективности. Итогом предпринятых им исканий стала одна из представленных в экспозиции серий снимков: 22 июля 1969 года  Шор каждые 30 минут в течение 24 часов.  снимал своего друга Майкла Марша. В другой из представленных серий, «Авеню Америки» (1969–1970), он запечатлел каждый перекресток на всем ее протяжении. Именно тогда он осознал, что главный объект его съемок – это обыденность, серая и первоначально не привлекающая никакого внимания. Свою задачу Шор видел в поиске собственного метода съемки для того, чтобы привлечь несправедливо упущенное внимание к этой обычной жизни и среде. 

Результат не заставил себя долго ждать. Меньше чем за 10 лет Шор добился успеха, который позволил ему удостоиться персональной выставки в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. В 23 года он стал вторым из живущих фотохудожников в то время, который при жизни получил право экспонироваться в залах одного из самых значимых музеев страны и мира. Путешествия через всю страну и первые серии работ, выполненные в цвете, произвели необходимую на тот момент мини-революцию в документальной съемке. В тот время когда цвет воспринимался как вульгарный и зачастую лишний элемент в фотосъемке, Шор сумел на своих красочных снимках повседневной Америки показать себя мастером цвета и композиции, превращающий мгновение повседневности в нечто особенное и достойное длительного рассмотрения. 

Его сосредоточенность перед моментом съемки и внимательный выбор композиции проецируются на сами снимки и на их восприятие зрителем у которого они вызывают вдумчивую рефлексию. 

«Я хотел сделать фотоснимки, которые бы дарили чувство естественности, чувство того, будто вы видите это в действительности», – признается Шор. Большинство  из трех сотен фотографий, представленных на его ретроспективе  – тому подтверждение. Первые впечатления от отобранных кураторами Мартой Дахо и Феликсом Хоффманом трех сотен снимков – случайность, мимолетность, незначительность. Но при детальном рассмотрении становится виден тончайший почерк автора с продуманной композицией, гармоничным подбором цветовых пятен в кадре и фокусировкой на том или ином объекте.

 

Первые впечатления от снимков Шора – случайность, мимолетность, незначительность.	Фото ©Stephen Shore & 303 Gallery
Первые впечатления от снимков Шора – случайность, мимолетность, незначительность.
Фото ©Stephen Shore & 303 Gallery

Такого результата и прорывного успеха Шору удалось достичь благодаря техническим экспериментам. Шор не боялся пробовать, меняя фотокамеры и создавая с каждой из них особую серию работ со своей спецификой и подходом к съемке. В 1973 году он решает использовать больший, чем ранее, формат и покупает камеру 4х5 дюймов. Уже через год он делает окружающему его большинству с 35-мм фотоаппаратами  очередной вызов – переходит на формат 8х10 дюймов.

Первым снимком, созданным благодаря новой камере, стала фотография «Church and Second Streets» (Истон, Пенсильвания, 20 июня 1974 года). По признанию самого автора, сделав его, он понял, что нашел то, что искал, – идеальное средство для запечатления кадра таким, каким он хотел его видеть. Конструкция его нового аппарата была несколько громоздкой и далеко не портативной, но позволяла заранее увидеть композицию итогового кадра, выбрав нужную точку съемки, ракурс и момент. В итоге появилась очередная серия работ «Uncommon Places» (1973–1981). В кадре все так же городские пейзажи американках штатов, но уже несколько другие: более субъективные, выстроенные  и продуманные с авторской точки зрения. 

По мере поиска новых подходов к съемке его взгляд на мир и на возможности фотографа становился шире, как и угол обзора объективов, c которыми он не прекращал и не прекращает экспериментировать. Технологические изменения Шора не пугают, а наоборот, лишь вдохновляют на новые масштабы достижений, в буквальном смысле слова. Сегодня в фокусе его внимания цифровая съемка, панорамные кадры Нью-Йорка, электронные альбомы фотографий и личный аккаунт в Instagram, который можно одновременно с 62 тысячами подписчиков (на момент публикации)  посмотреть в онлайн-режиме прямо в экспозиции.

На протяжении всей карьеры Шор оставался открытым к подобным изменениям в аналоговом, цифровом мире и не прекращал изобретать новое: новые ракурсы, новое видение реальности,  нового себя. Такая легкость к изменениям и удивительная адаптивность наряду с непрерывным трудом, вероятно, и есть залог его, казалось бы, случайной удачи и творческого везения. Не зря говорят: «не попробуешь – не узнаешь». Стивен Шор попробовал. И узнал. И что-то подсказывает, что эти поиски еще далеко не окончены.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1473
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1498
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1224
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
772

Другие новости