0
6365
Газета Люди и положения Интернет-версия

26.02.2016 00:01:00

О бедном актере замолвили слово

Тэги: театр, леонид ярмольник, современник


театр, леонид ярмольник, современник Кирилл Цандер (Леонид Ярмольник) – преуспевающий телеведущий. Фото Майи Войченко

О чем говорят мужчины, о чем поют мужчины, о чем еще говорят они… О чем еще поют…

В России даже высокоорганизованные организмы – даже такие, как спектакли – размножаются делением. Шесть лет назад в «Современнике» вышла премьера комедии «…С наступающим», где главные роли – двух немолодых актеров, когда-то однокурсников, играли Леонид Ярмольник и Сергей Гармаш. Потом этот спектакль вдруг выпал из афиши, но, как теперь выясняется, лишь затем, чтобы в конце прошлого года родиться снова. Но уже в двух экземплярах. Помните знаменитую эпиграмму Гафта на Лию Ахеджакову: «Всегда играет одинаково актриса Лия Ахеджакова»? Рассказывают, что актриса, услышав такое, обиделась, но Гафт ее успокоил: одинаково хорошо! Вот и тут: в Москве теперь можно увидеть «…С наступающим» в двух равновеликих версиях, каждой досталось по лучшей половине от прежнего. Во Дворце на Яузе, где в этом сезоне играет «Современник», главные роли исполняют Сергей Гармаш и Игорь Скляр. А в только-только открывшемся Театре русской песни на проспекте Мира свою версию предлагает посмотреть Леонид Ярмольник. Его партнером стал Николай Фоменко.

Ну, тут как в поэме Маяковского – кто более матери-истории ценен?.. На этот вопрос можно ответить словами другого русского поэта: «нам внятно всё – и острый галльский смысл, и разговоры про евреев». А о чем еще могут говорить немолодые актеры, которых так жестоко разбросала судьба?! Тем более когда один из них носит фамилию Цандер. Да, один из них, Цандер, – преуспевающий телеведущий, звезда шоу и званых вечеров, хотя именно в этот предновогодний вечер оставленный женою; другой же, Громов, является в этот дом и даже в эту квартиру в костюме Деда Мороза… Так и хочется сказать: «Бедный Йорик!..»  

Леонид Ярмольник выходит на сцену в шлейфе аплодисментов, как и полагается его герою, тут они, Ярмольник и Цандер, удачно совпали, нашли, так сказать, друг друга. Выходит с огромным мягким медведем в руках и со связкой фирменных пакетов, намекающих на дорогое и модное содержимое. 

Аплодисменты! А некоторое время спустя на той же лестничной клетке, где разворачивается действие пьесы, останавливается лифт и из него выходит Николай Фоменко в костюме Деда Мороза. Снова – аплодисменты.

Ярмольник играет известного телеведущего Кирилла Цандера, Фоменко – его бывшего однокурсника, который спустя 30, наверное, лет после окончания Щукинского училища продолжает зарабатывать «дедморозаньем». Дед Мороз приезжает, чтобы поздравить дочку Цандера, а дочки нет, мать, захватив ее, убежала к маме, обидевшись на припозднившегося мужа. И вот – начинается... Часы над лифтами (наверное, в элитных домах и такое бывает) – настоящие, когда в зале гаснет свет, стрелки находятся около десяти – сразу ясно, что спектакль идет два часа с хвостиком, ведь новогодние истории заканчиваются обычно под бой курантов (сценография Александра Боровского). Трезвые разговоры постепенно превращаются в пьяные, со всем полагающимся пьяным разговорам инвентарем.

Оба героя, и Цандер, и Громов, окончили Щукинское училище. Этого они не говорят. Но в пьесе есть момент, когда они оба вспоминают свой курс, а потом разливают водку, чтобы выпить «за них». «За них и за худрука!» – говорит Громов. «За них и за Юрия Васильевича!» – поддерживает Цандер. Ярмольник оканчивал Щукинское училище у Юрия Васильевича Катин-Ярцева, был, к слову, одним из любимых его учеников. Думаю, учитель бы его не осудил за этот спектакль. Ярмольник – как Ярмольник, Фоменко – как Фоменко. Катарсиса, может, и нет, а удовольствия ради – почему бы и нет?

В отличие от своего успешного однокурсника Цандера (Ярмольник) герой Фоменко продолжает зарабатывать «дедморозаньем».		Фото Майи Войченко
В отличие от своего успешного однокурсника Цандера (Ярмольник) герой Фоменко продолжает зарабатывать «дедморозаньем». Фото Майи Войченко

Эта история – не про успех. И не про неудачу. И даже не про судьбу или фортуну, которая к одному поворачивается передом, а к другому, как в сказках избушка на курьих ножках, задом. Она – про жизнь, но поскольку и Цандер, и Громов – актеры, она то и дело возвращается, как в колею, к примерам из актерской жизни.

Я, кстати, когда вдруг оказывается, что кто-то рядом собирается поступать на актерский, всегда стараюсь отговорить. У меня на такой случай имеется несколько, как мне кажется, убедительных историй. Вот одна. Театром Маяковского много лет руководил Андрей Александрович Гончаров. Большой мастер, выдающийся режиссер и организатор театрального дела. А потом он умер и худруком театра назначили Сергея Арцыбашева, сегодня – увы, тоже уже покойного. Хорошего режиссера, но, как понималось, не такого крупного и значительного, как был Гончаров. И в одном из первых его спектаклей на сцену вышла актриса… Я ее увидел – обомлел. Выдающаяся актриса, которая выбивалась из, в общем, рядовой коммерческой пьесы. С подлинно трагическим темпераментом. Я никогда ее не видел в спектаклях Гончарова. Спросил у знакомых, заглянул в толстую книгу, посвященную Театру Маяковского… Она не выходила на сцену 18 лет. Не было у нее главных ролей. Гончаров ее не видел. Его возбуждал темперамент и стать Гундаревой, конечно, выдающейся актрисы. А эта, другая, – нет. Восемнадцать лет!.. Жизнь прошла.

Другая история. У меня в почте до сих пор хранится замечательный документ – вызов в суд директора Ярославского академического театра имени Волкова и тогдашнего главного режиссера театра. История давняя, ни того директора уж нет в театре, ни главного режиссера. Обоим предлагают явиться в понедельник к десяти утра и ответить на примерно 15 вопросов, касающихся одного уволенного артиста. В частности, на каком основании такой-то был назначен на роль Репетилова или кого-то другого в спектакле «Горе от ума» и на каком основании впоследствии снят с этой роли?

Для театрального человека ответ «Он мне разонравился» будет и убедительным, и понятным. А для судьи? Что за бред? Разонравился… Говорит внятно? Громко? Текст не забывает?.. Значит, пусть и дальше играет, никаких оснований для увольнения нет. А режиссеру этот актер уже не нужен. Нужен другой, который будит, заводит его фантазию, с которым ему интересно. А с этим – нет.

По совести говоря, Ярмольник с Фоменко об этом – об актерской кухне, о фортуне-судьбе – говорят не так уж много. И расходятся их герои в итоге каждый по своим делам, каждый – со своим, случайная встреча с печальной перекличкой однокурсников ничего не изменит в их жизни, ни у одного, ни у другого. Ну, это как раз – по правде жизни, а в спектакле есть и другой, рождественский, сказочный  финал.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
497
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
513
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
536
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
617

Другие новости