Донна Эльвира (Наталья Щукина) «вламывает» дряхлому Казанове (Владимир Зайцев). Фото РИА Новости
Я очень люблю театр. Отчего стараюсь ходить туда пореже и только в проверенные места, как то – к Виктюку, Богомолову, Райхельгаузу, фоменковцам. Но позвали в срочном порядке на прогон в Театр имени Ермоловой, ныне руководимый прекрасным Олегом Меньшиковым, – как было не пойти?
На начало прогона, кроме названия («Дон Джованни») и жанра (комедия), я не знала о постановке ничего. Ну еще знала, что в главной роли – актер Дмитрий Певцов. Потрясение было велико.
По тому, что начался спектакль монологом Лепорелло (Александр Самойленко), стало понятно, что «Дон Джованни» – итальянская вариация «Дон Жуана». Текст, однако, озадачивал с начальных же сетований Лепорелло на своего господина: «Опять лезть за ним на балкон, нюхать его пер..ж» Спишем на слугу-простолюдина? Но и господин в употреблении вульгаризмов не отставал: «Стоял за занавеской – там, кстати, пованивает, наверное, кошка наср..а». И еще: «Ж..а болит, в промежности тянет, по яйцам словно кони проскакали». И далее в том же духе. Как-то я стала слегка обалдевать: до сих пор мне казалось, что кто-кто, а артист Певцов себя уважает.
В окончательный ступор привела сцена в тюрьме с трясущимся маразматиком в лохмотьях – Казановой (Владимир Зайцев), и в двойной окончательный ступор – появление Донны Эльвиры, которая дралась ногами, как профессиональный ниндзя. Размявшись с Лепорелло, взялась за убогого Казанову, причем с таким ожесточением и такой уголовно-бойцовской сноровкой, что встать он уже явно не должен был. Бойне предшествовала не менее «эстетическая» сцена: как собака пристраивается к чьей-нибудь ноге, Казанова пристроился к ноге Элеоноры и несколько минут дергался, вращая языком и глазами.
А между картинами сего действа по какой-то причине гремел великий Моцарт!
Едва досидев до антракта, вылетела на улицу и наткнулась на тоже вылетевших знакомых. «Что это было?!» – заорала я, а они мой вопль повторили. И выразили изумление, что подобное может идти в серьезном столичном театре, а не в сельском клубе. «Думаю, Олег Евгеньевич не имеет к этому отношения, окромя предоставления площадки?» – выразила я надежду. «Ну, как сказать… На афише написано: совместный проект компании Александра Самойленко и Театра имени Ермоловой». Будучи более осведомленными, они поведали, что «Дон Джованни» – пьеса некоего современного автора Дона Нигро, написанная им по либретто оперы Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный развратник». Принявшись на все лады жалеть Дмитрия Певцова, которому приходится в этом участвовать, я услышала: «Это его выбор. Спектакль не репертуарный, это антреприза». – «Как антреприза?.. Какого черта я тогда вообще сюда пришла?!»
Так что это все-таки было? Антреприза на потребу публике для чеса по глубинке? Доступная интерпретация классики, так сказать, «Дон Жуан» для бедных? (Помнится, в 80-х так говорили про «Альтиста Данилова» Владимира Орлова: «Мастер и Маргарита» для бедных».) Во втором составе заняты Гоша Куценко (Дон Джованни) и Михаил Полицеймако (Лепорелло) – люди тоже вполне себе уважаемые и вменяемые… Знаю, что в антрепризе очень прилично платят, но из внутреннего эстетического чувства – и самоуважения – как можно участвовать в подобном? Зачем так играть на понижение?..
Справедливости ради добавлю, что подобный материал поставить вполне возможно – как площадной театр, как ширму с Пульчинеллой, как комедию дель арте, как хулиганство, наконец… Но тогда надо ставить фарс, тогда надо играть отношение, тогда действие должно мчаться раз в пять стремительней! Ставить же сие (режиссер Виктор Шамиров) как бытовую комедию – безвкусица и неуважение и к актеру, и к зрителю.
…Премьера состоялась 20 февраля. На первые спектакли билеты (стоимостью от 2 тыс. руб.) уже раскуплены.