Энни Лейбовиц соглашаются позировать даже монаршие особы. Фото Reuters
Сила личности и масштаб достижений – главное, что привлекает и одновременно характеризует американского фотографа Энни Лейбовиц (р. 1949). Всю жизнь она следовала и, как показывает новая лондонская выставка «Женщины: новые портреты», продолжает следовать за лучшими мастерами своей профессии, добившись собственных выдающихся результатов.
Лейбовиц работает во многих жанрах: обнаженная натура, пейзаж, натюрморт, интерьерная съемка, репортажные и жанровые зарисовки. Однако главный ее дар – это фотопортрет. Ей позировали певцы и музыканты, актеры и художники, писатели и политики; список знаменитостей, которых она фотографировала, занимает несколько страниц текста.
Актрисы Дженнифер Лоуренс и Джейн Фонда позировали Лейбовиц для ежегодного проекта журнала Vanity Fair «Голливудское портфолио». Фото Han Yan/Xinhua/Zuma/ТАСС |
На этот раз Энни Лейбовиц представила новую временную экспозицию в стенах бывшей электростанции Wapping Hydraulic Power Station на востоке Лондона. Десятки портретов, экспонируемых на стенах и экранах выставочного пространства, показывают современниц Лейбовиц, выдающихся в своем деле, – от королевы Елизаветы II до лауреата Нобелевской премии Аун Сан Су Чжи.
Главные достижения значимых женщин планеты демонстрируются в лофтовом помещении с тремя экранами и стеной для экспонирования отпечатанных снимков. На одном из экранов с почтением замер портрет британской королевы, созданный американским фотографом не без труда и после долгого ожидания. На двух соседних экранах непрерывно сменяются снимки тех, кто, по мнению Лейбовиц, также заслуживает звания королевы, но каждая в своем деле. Часть из цветных и черно-белых снимков, транслируемых на экранах, в отпечатанном виде представлены в этом же зале. Выполненные почти в одном размере и размещенные поблизости друг от друга, они подчеркивают равновеличие и в то же время разнообразие достижений тех, кто попал в объектив американской портретистки. Среди представленных снимков – портреты Мишель Обамы, Хиллари Клинтон, теннисистки Сирены Вильямс, приматолога Джейн Гудолл, феминистки Глории Стейнем, балерины Мисти Коупленд и певицы Адель. Каждая из них по-своему знаменитость: успешная, сильная и блистательная личность. Но сама Лейбовиц признается, что никогда не любила слово «знаменитость»: «Меня всегда больше интересовало то, что они делают, чем то, кем они являются. Надеюсь, мои снимки это отражают». В своей работе она действительно старается показать частицу достижений и личности тех, кого снимает, будь то актриса, представительница монархии или собственная мать Лейбовиц. Именно потому со снимками так называемых селебрити в экспозиции соседствуют кадры-откровения самой Лейбовиц: ее автопортрет с тремя дочерьми, Сарой, Сьюзан и Самюэль (Ринбек, штат Нью-Йорк, 2015), портреты ее матери и бабушки и маленький полароидный снимок Сьюзен Зонтаг.
Эта крошечная по сравнению с остальными снимками работа, пожалуй, указывает на самую значимую часть жизни Лейбовиц, а значит, и всей экспозиции. Писательницу и фотографа связывали пятнадцать лет отношений, наполненные творчеством и сильнейшим влиянием на жизнь друг друга. Встретившись в 1989 году, когда Лейбовиц решила снять Зонтаг для обложки книги про борьбу со СПИДом, они не прерывали общение вплоть до смерти Сьюзен от лейкемии в возрасте 71 года. Глубина и характер их союза до конца остаются загадкой, но сила его влияния на профессиональное развитие Лейбовиц, бесспорно, велика. С первых дней общения Зонтаг не боялась ее критиковать, но и вдохновлять на новые достижения. «Ты хороша, но можешь быть еще лучше», – с первых моментов общения говорила она. Для Лейбовиц это было и, судя по всему, остается главным стимулом для внутреннего роста и развития. Ведь «Женщины: новые портреты» не что иное, как продолжение серии работ 1999 года «Женщины», идею которой подала именно Зонтаг.
Портрет балерины Мисти Коупленд. © Annie Leibovitz from WOMEN: New Portraits/Фото с сайта www.ubs.com |
В одноименной книге было около двухсот фотографий: учительницы и военнослужащие, космонавты и шахтеры, артисты и политики, дочки и матери, разных национальностей, вероисповеданий, возрастов, известные и красивые – одним словом, женщины. Позже Энни признавалась, что места в альбоме на всех не хватило – там нет даже автопортрета фотографа.
Вспоминая о том, как подруга предложила выбрать именно женскую тему для выставки, а затем и для совместно изданной книги, Лейбовиц говорила: «Я думала, что эта работа слишком велика… подобно тому, как отправиться запечатлеть океан». Именно поэтому, по ее словам, проект и продолжается, превратившись в нескончаемую работу.
Вслед за Лондоном новая экспозиция за год совершит путешествие еще по 10 городам мира – от Сан-Франциско до Токио. При этом процесс уже не остановить, и параллельно с перемещением выставки набор снимков будет расширяться вслед за тем, как развивается мир вокруг Лейбовиц и изменяется роль женщин в этом мире. Сегодняшняя стадия проекта – скорее начало, нежели конец. Именно идея развития и непрерывной эволюции общества и лежит в основе серии представленных работ, отражая не столько саму реальность, сколько то, как она меняется. Поэтому в ближайшие 12 месяцев, по словам фотохудожницы, серия работ пополнится портретами активистки Малалы Юсуфзай и художницы Марины Абрамович. Но первый номер в списке тех, кого она мечтает запечатлеть, – канцлер ФРГ Ангела Меркель. «Сегодня она, наверное, самая важная женщина в мире», – отметила Лейбовиц на открытии лондонской экспозиции.
В лофтовом помещении установлены экраны, на которых непрерывно сменяются кадры. Фото Изабель Шульц |
Приблизиться к личностям такой силы и такого масштаба может только не менее значимый в своем деле профессионал. Лейбовиц всегда очень интересовалась искусством и, окончив среднюю школу, поступила в Сан-Францисский художественный институт. Фотографией она увлеклась после второго курса, во время поездки в Японию, и, вернувшись, записалась на вечерние курсы фотографии. Лейбовиц быстро приобрела репутацию высококлассного профессионала и выдающейся женщины – уже в первые годы своей работы – и крепко занимает эту позицию не первое десятилетие. В 1970 году, в свой 21-й год, Лейбовиц начала работать в журнале Rolling Stones, за три года стала главным фотографом издания, а в 1983 году перешла в Vanity Fair, в буквальном смысле слова получив доступ к лицам знаковых людей эпохи. Энни Лейбовиц сделала множество снимков, которые стали иконами музыкальной фотографии. Ей позировали Боб Дилан, Боб Марли, Патти Смит и другие суперзвезды. Каноничным стал фотопортрет Йоко Оно и Джона Леннона, снятый за пять часов до смерти музыканта и ставший его последним снимком (точнее сказать, последним снимком, сделанным профессиональным фотографом).
Непрерывно развиваясь и добиваясь все больших достижений, Лейбовиц заняла позицию одной из лучших в своем деле, взяв на себя задачу запечатлеть других выдающихся представительниц женской половины человечества. После смерти Сьюзен Зонтаг в 2004 году Лейбовиц очень поддерживала известная журналистка и феминистка Глория Стейнем. Она также пришла на открытие выставки и лаконично представила публике свое видение работы и личности Лейбовиц: «Она смотрит за грани полов, за грани стереотипов, за грани современных масок, чтобы показать нам, что все живое одновременно универсально и уникально. Включая меня, включая вас».
Лондон