0
4549
Газета Люди и положения Интернет-версия

05.02.2016 00:05:00

В объективе только женщины

Тэги: выставка, фотография, женщина, энни лейбовиц


выставка, фотография, женщина, энни лейбовиц Энни Лейбовиц соглашаются позировать даже монаршие особы. Фото Reuters

Сила личности и масштаб достижений – главное, что привлекает и одновременно характеризует американского фотографа Энни Лейбовиц (р. 1949). Всю жизнь она следовала и, как показывает новая лондонская выставка «Женщины: новые портреты», продолжает следовать за лучшими мастерами своей профессии, добившись собственных выдающихся результатов.

Лейбовиц работает во многих жанрах: обнаженная натура, пейзаж, натюрморт, интерьерная съемка, репортажные и жанровые зарисовки. Однако главный ее дар – это фотопортрет. Ей позировали певцы и музыканты, актеры и художники, писатели и политики; список знаменитостей, которых она фотографировала, занимает несколько страниц текста.

Актрисы Дженнифер Лоуренс и Джейн Фонда позировали Лейбовиц для ежегодного проекта журнала Vanity Fair «Голливудское портфолио».	Фото Han Yan/Xinhua/Zuma/ТАСС
Актрисы Дженнифер Лоуренс и Джейн Фонда позировали Лейбовиц для ежегодного проекта журнала Vanity Fair «Голливудское портфолио». Фото Han Yan/Xinhua/Zuma/ТАСС

На этот раз Энни Лейбовиц представила новую временную экспозицию в стенах бывшей электростанции Wapping Hydraulic Power Station на востоке Лондона. Десятки портретов, экспонируемых на стенах и экранах выставочного пространства, показывают современниц Лейбовиц, выдающихся в своем деле, – от королевы Елизаветы II до лауреата Нобелевской премии Аун Сан Су Чжи.  

Главные достижения значимых женщин планеты демонстрируются в лофтовом помещении с тремя экранами и стеной для экспонирования отпечатанных снимков. На одном из экранов с почтением замер портрет британской королевы, созданный американским фотографом не без труда и после долгого ожидания.  На двух соседних экранах непрерывно сменяются снимки тех, кто, по мнению Лейбовиц, также заслуживает звания королевы, но каждая в своем деле. Часть из цветных и черно-белых снимков, транслируемых на экранах, в отпечатанном виде представлены в этом же зале. Выполненные почти  в одном размере и размещенные поблизости друг от друга, они подчеркивают равновеличие и в то же время разнообразие достижений тех, кто попал в объектив американской портретистки. Среди представленных снимков – портреты Мишель Обамы, Хиллари Клинтон, теннисистки Сирены Вильямс, приматолога Джейн Гудолл, феминистки Глории Стейнем, балерины Мисти Коупленд и певицы Адель. Каждая из них по-своему знаменитость: успешная, сильная и блистательная личность. Но сама Лейбовиц признается, что никогда не любила слово «знаменитость»: «Меня всегда больше интересовало то, что они делают, чем то, кем они являются. Надеюсь, мои снимки это отражают». В своей работе она действительно старается показать частицу достижений и личности тех, кого снимает, будь то актриса, представительница монархии или собственная мать Лейбовиц. Именно потому со снимками так называемых селебрити в экспозиции соседствуют кадры-откровения самой Лейбовиц: ее автопортрет с тремя дочерьми, Сарой, Сьюзан и Самюэль (Ринбек, штат Нью-Йорк, 2015), портреты ее матери и бабушки и маленький полароидный снимок Сьюзен Зонтаг. 

Эта крошечная по сравнению с остальными снимками работа, пожалуй, указывает на самую значимую часть жизни Лейбовиц, а значит, и всей экспозиции. Писательницу и фотографа связывали пятнадцать лет отношений, наполненные творчеством и сильнейшим влиянием на жизнь друг друга. Встретившись в 1989 году, когда Лейбовиц решила снять Зонтаг для обложки книги про борьбу со СПИДом, они не прерывали общение вплоть до смерти Сьюзен  от лейкемии в возрасте 71 года. Глубина и характер их союза до конца остаются загадкой, но сила его влияния на профессиональное развитие Лейбовиц, бесспорно, велика. С первых дней общения Зонтаг не боялась ее критиковать, но и вдохновлять на новые достижения. «Ты хороша, но можешь быть еще лучше», – с первых моментов общения говорила она. Для Лейбовиц это было и, судя по всему, остается главным стимулом для внутреннего роста и развития. Ведь «Женщины: новые портреты» не что иное, как продолжение серии работ 1999 года «Женщины», идею которой подала именно Зонтаг. 

Портрет балерины Мисти Коупленд.		© Annie Leibovitz from WOMEN: New Portraits/Фото с сайта www.ubs.com
Портрет балерины Мисти Коупленд. © Annie Leibovitz from WOMEN: New Portraits/Фото с сайта www.ubs.com

В одноименной книге было около двухсот фотографий: учительницы и военнослужащие, космонавты и шахтеры, артисты и политики, дочки и матери, разных национальностей, вероисповеданий, возрастов, известные и красивые – одним словом, женщины. Позже Энни признавалась, что места в альбоме на всех не хватило – там нет даже автопортрета фотографа. 

 Вспоминая о том, как подруга предложила выбрать именно женскую тему для выставки, а затем и для совместно изданной книги, Лейбовиц говорила: «Я думала, что эта работа слишком велика… подобно тому, как отправиться запечатлеть океан». Именно поэтому, по ее словам, проект и продолжается, превратившись в нескончаемую работу. 

Вслед за Лондоном новая экспозиция за год совершит путешествие еще по 10 городам мира – от Сан-Франциско до Токио. При этом процесс уже не остановить, и параллельно с перемещением выставки набор снимков будет расширяться вслед за тем, как развивается мир вокруг Лейбовиц и изменяется роль женщин в этом мире. Сегодняшняя стадия проекта – скорее начало, нежели конец. Именно идея развития и непрерывной эволюции общества и лежит в основе серии представленных работ, отражая не столько саму реальность, сколько то, как она меняется. Поэтому в ближайшие 12 месяцев, по словам фотохудожницы,  серия работ пополнится портретами активистки Малалы Юсуфзай и художницы Марины Абрамович. Но первый номер в списке тех, кого она мечтает запечатлеть, – канцлер ФРГ Ангела Меркель. «Сегодня она, наверное, самая важная женщина в мире», – отметила Лейбовиц на открытии лондонской экспозиции.

В лофтовом помещении установлены экраны, на которых непрерывно сменяются кадры.	Фото Изабель Шульц
В лофтовом помещении установлены экраны, на которых непрерывно сменяются кадры. Фото Изабель Шульц

Приблизиться к личностям такой силы и такого масштаба может только не менее значимый в своем деле профессионал. Лейбовиц всегда очень интересовалась искусством и, окончив среднюю школу, поступила в Сан-Францисский художественный институт. Фотографией она увлеклась после второго курса, во время поездки в Японию, и, вернувшись, записалась на вечерние курсы фотографии. Лейбовиц быстро приобрела репутацию высококлассного профессионала и выдающейся женщины – уже в первые годы своей работы – и крепко занимает эту позицию не первое десятилетие. В 1970 году, в свой 21-й год, Лейбовиц начала работать в журнале Rolling Stones, за три года стала главным фотографом издания, а в 1983 году перешла в Vanity Fair,  в буквальном смысле слова получив доступ к лицам знаковых людей эпохи. Энни Лейбовиц сделала множество снимков, которые стали иконами музыкальной фотографии. Ей позировали Боб Дилан, Боб Марли, Патти Смит и другие  суперзвезды. Каноничным стал фотопортрет Йоко Оно и Джона Леннона, снятый за пять часов до смерти музыканта и ставший его последним снимком (точнее сказать, последним снимком, сделанным профессиональным фотографом).

Непрерывно развиваясь и добиваясь все больших достижений, Лейбовиц заняла позицию одной из лучших в своем деле, взяв на себя задачу запечатлеть других выдающихся представительниц женской половины человечества.  После смерти Сьюзен Зонтаг в 2004 году Лейбовиц очень поддерживала известная журналистка и феминистка Глория Стейнем. Она также пришла на открытие выставки и лаконично представила публике свое видение работы и личности Лейбовиц: «Она смотрит за грани полов, за грани стереотипов, за грани современных масок, чтобы показать нам, что все живое одновременно универсально и уникально. Включая меня, включая вас».

Лондон


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1473
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1498
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1225
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
772

Другие новости