В разгар лета откроется юбилейная выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Льва Бакста. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Через два дня завершается выставка художника Валентина Серова – наверное, самое обсуждаемое в СМИ и соцсетях культурное событие конца 2015-го – первых недель 2016 года. К очередям на выставки музейщикам не привыкать, тем не менее такого «паломничества», все более увеличившегося к моменту окончания работы экспозиции, в новейшей истории России не припоминается. Посетители выломали дверь на входе в галерею, МЧС развернуло свой пункт, дежурила машина скорой помощи – в итоге появилось ставшее нарицательным словосочетание «очередь на Серова».
Но оставим Серова истории и обратим наш взор на выставочные проекты 2016 года, которые были заявлены отечественными художественными музеями. Третьяковская галерея (ГТГ) продолжает делать монографические выставки. С 19 февраля в Лаврушинском переулке откроется экспозиция под названием «Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи», посвященная одному из лучших русских портретистов второй половины XVIII века. Концепция экспозиции позиционируется как «художник и эпоха», так что портреты кисти Рокотова будут окружены изображениями старинных видов столицы, дворянских усадеб, книгами и другими документами эпохи, а в залах зазвучит аутентичная музыка. Спустя месяц, 18 марта, уже в просторных залах на Крымском Валу развернется большая монографическая выставка знаменитого русского реалиста Гелия Коржева (1925–2012) под названием «…Имею право».
Один из самых ожидаемых проектов ГТГ – выставка «От Елизаветы до Виктории. Английский портрет из собрания Национальной портретной галереи, Лондон» в рамках года языка и литературы Великобритании и России. Посмотреть живописные полотна, на которых запечатлены выдающиеся люди английской истории и культуры (среди них королевы Елизавета I и Виктория, Оливер Кромвель, Горацио Нельсон, Исаак Ньютон, Уильям Шекспир, Роберт Бёрнс, Джордж Байрона, Вальтер Скотт), станет возможным с 22 апреля.
Осенью Музеи Кремля покажут вечерние платья эпохи ар деко. Фото предоставлено пресс-службой Музеев Московского Кремля |
В разгар летнего сезона, 29 июля, отмечается 200-летие Ивана Айвазовского – одного из самых известных и любимых русских художников. Уже принято решение, что вход на выставку на Крымском Валу будет осуществляться по сеансам, чтобы как-то регулировать ожидаемый наплыв любителей картин «певца моря». Из огромного количества созданных им работ (по словам самого Айвазовского, он написал около 6 тыс. полотен) на выставке будут представлены около 100 живописных произведений и 50 графических листов. Вместе покажут четыре наиболее значимых полотна художника: «Радуга» (1873), «Черное море» (1881; оба – ГТГ), «Девятый вал» (1850), «Волна» (1889; оба – ГРМ). Впервые из фондов ГТГ экспонируется масштабное полотно «У берегов Кавказа» (1885).
У Третьяковской галереи в этом году много международных проектов. С 16 сентября в рамках перекрестного года культуры России и Греции покажут «Шедевры византийского искусства XII–XV веков из Греции», а примерно через месяц к нам приедут «Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Сокровища, хранящиеся в Музеях Ватикана, крайне редко покидают родные стены, так что выставка станет событием не только для России и Европы, но и для всего мира. Она позволит увидеть произведения XII–XVIII веков, кроме выше упомянутых мастеров будут представлены работы Гверчино, Пьетро Перуджино, Гвидо Рени, Николя Пуссена.
ГМИИ им. А.С. Пушкина начнет свой год с исследования и сопоставления творчества двух поколений немецких живописцев на выставке «Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом».
Впервые в России будут собраны вместе произведения Лукаса Кранаха – старшего (1472–1553) и Лукаса Кранаха – младшего (1515–1586) – около 50 живописных работ, 4 рисунка и более 50 ксилографий из собраний музеев России, Берлина, Праги, Готы, Мадрида, Будапешта и нескольких российских частных коллекций. Дата открытия экспозиции – 4 марта. После двух месяцев работы выставка переедет в Эрмитаж.
В середине мая в залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им. Пушкина покажут произведения искусства Центральной Африки из собрания музея Бранли в Париже. Своеобразные скульптуры и маски, созданные анонимными мастерами разных племен, населяющих долину реки Конго, в свое время оказали большое влияние на становление художественного течения кубизм. Пабло Пикассо неоднократно говорил, что многие его картины были вдохновлены африканскими примитивами.
К 200-летию Ивана Айвазовского Третьяковская галерея подготовила большую монографическую выставку.Предоставлено пресс-службой ГТГ |
Как и Третьяковская галерея, ГМИИ им. Пушкина не считает лето временем затишья. 7 июня откроется юбилейная выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Льва Бакста (1866–1924). Для первой ретроспективной выставки художника в России международная группа кураторов отобрала более 200 картин, рисунков, театральных костюмов художника из российских, западных государственных и частных собраний. Активный участник объединения «Мир искусства», Бакст был художником театра, прекрасным портретистом, иллюстратором книг, дизайнером интерьеров, создателем модной одежды и аксессуаров 1910-х годов. Костюмы для Дягилевских сезонов, созданные по эскизам Бакста, произвели неизгладимое впечатление на французскую публику. Современные модные дизайнеры до сих пор признаются, что цитируют и вдохновляются его работами. Выставка расскажет также о Баксте как фотографе и писателе – авторе воспоминаний и статей об искусстве танца и кино. Влюбленный в культуру Древней Греции и Востока, Бакст умело объединил в своем творчестве традиционные классические мотивы с экстравагантностью стиля ар нуво.
Осенью место Бакста займет итальянский гравер XVIII века Джованни Баттиста Пиранези. Всего покажут около 100 офортов самого Пиранези, включая загадочные «Тюрьмы», а также гравюры и рисунки предшественников и последователей мастера, слепки, медали, книги, макеты. Как повлияло наследие Пиранези на придворных архитекторов Екатерины II (Джакомо Кваренги, Чарльза Камерона, Винченцо Бренну) и мастеров русского авангарда (Ивана Леонидова, Константина Мельникова, Якова Чернихова), узнаем 20 сентября.
Примерно в это же время в Галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков из Музея современного искусства Парижа привезут выставку Альбера Марке. Близкий друг фовистов Анри Матисса и Андре Дерена, Марке был ближе постимпрессионистам. Несмотря на упрощенность форм, его задумчивые городские виды Парижа безошибочно узнаваемы.
Также ГМИИ им. Пушкина порадует выставками Александра Тышлера и живописью на стекле и акварелями 1916–1918 годов Василия Кандинского. Однако точно даты проведения этих выставок еще не определены.
Лукас Кранах Старший. Мадонна в винограднике». 1520. Предоставлено пресс-службой ГМИИ им.Пушкина |
В осенние месяцы к художественным прибавятся выставки, которые порадуют людей, интересующихся историей моды. 30 сентября в Музеях Московского Кремля начнет свою работу выставка «Дома высокой моды эпохи ар-деко. Из собрания Института костюма Киото». В фондах Института костюма Киото в Токио собрано около 12 тыс. образцов одежды и около 20 тыс. документальных и изобразительных источников XVII – начала XXI векf. Многие современные дизайнеры мечтают, чтобы их произведения оказались в Институте костюма Киото, а уже всемирно известные дома высокой моды дарят музею свои коллекции в полном составе. На выставку в Москву привезут около 40 женских костюмов эпохи ар-деко. Основную их часть будут составлять вечерние и коктейльные ансамбли, при этом особое внимание предполагается уделить разновидности нарядных платьев, впервые появившейся в дамском гардеробе в эпоху ар-деко под названием «роб де стайл» (robe de style). Также можно будет увидеть эксклюзивные аксессуары и модную графику из собрания института Киото. Институту костюма удалось собрать по всему миру редчайшие образцы дамских нарядов и аксессуаров выдающихся европейских фирм и модельеров первой трети XX века: Дусе, Пуаре, Пакен, сестры Калло, Ворт, Фортуни, Шанель, Вионе, Ланвен, Ребу, Бабани, Молино, Лелонг, а также изысканные произведения японской фирмы Такашимая, предназначавшиеся для европейского рынка. Именно эти модные дома, избрав в начале XX века авангардное направление в искусстве создания дамского костюма, определили в итоге направление его развития вплоть до настоящего времени. Платья будут дополнены изысканными и роскошными ювелирными украшениями в стиле ар-деко выдающихся ювелирных домов Cartier и Van Cleef & Arpels, которые были созданы в 1910–1930-х годах.
У Исторического музея одним из главных проектов года, в рамках серии обменных выставок между Историческим музеем и музеями Китая, станет выставка «Древнее искусство провинции Шаньси». Для проекта отобрали произведения искусства по четырем группам: быт китайской знати, культурный обмен, религия и повседневная жизнь населения провинции.
Весной покажут «Греческое золото» – свыше 300 ювелирных украшений античного времени, сосуды из стекла, кости и дерева, косметические принадлежности, расписные вазы, терракотовые статуэтки, античные золотые монеты.
В июле в ГИМ будет развернута большая экспозиция «Праздничная одежда народов России XIX–XX веков». Коллекция русского костюма северных и южных губерний, яркие костюмы народов Поволжья и Приуралья, Кавказа, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока будет дополнена картографическими и изобразительными материалами, ювелирными украшениями.
Из проектов Московского музея современного искусства стоит отметить выставку немецкого художника-скульптора Стефана Балкенхола, его натуралистично сделанные деревянные рельефы и скульптуры людей активно приобретают музеи и показывают в программах ярмарок типа Art Basel. До столицы его работы последних 15 лет доберутся 12 сентября.