«Русская неделя» началась с аукциона Christie`s. Предоставлено пресс-службой аукционного дома Christie`s
Нельзя сказать, что у российских любителей антиквариата нет возможности покупать искусство на аукционах внутри страны – в Москве («антикварная» жизнь активней всего идет именно здесь) аукционы проходят регулярно. Однако лондонские «русские недели», когда весной и осенью четыре аукционных дома – Christie`s, Sotheby`s, MacDougall`s и Bonham`s – проводят торги, посвященные исключительно русскому искусству, всегда вызывают повышенный интерес. Здесь появляются самые дорогие вещи и самые платежеспособные покупатели; покупка на лондонских торгах – показатель статуса коллекционера и дополнительный плюс к провенансу любого произведения искусства. В значительной степени именно результаты лондонских торгов стали общепризнанным индикатором состояния рынка русского искусства; их интерпретируют и анализируют, стараясь предугадать поведение рынка, – а сегодня это занятие стало особенно увлекательным.
30 ноября череду традиционных русских торгов открыл аукционный дом Christie`s, выручка которого составила 5,3 млн фунтов стерлингов. На этот раз лучший результат показало полотно Абрама Архипова «Молодая крестьянка», на котором изображена задумчивая девушка в малиновой кофте, ярко-красном фартуке и отчаянно-желтом платке с розами, ушедшее с молотка за 398,5 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 120–125 тыс. фунтов стерлингов. Пару морских пейзажей с парусниками работы Алексея Боголюбова после умеренного торга купили за 206,5 тыс. фунтов стерлингов, немного превысив нижнюю планку эстимейта, установленного на уровне 180–220 тыс. фунтов стерлингов. Портрет Ванды Монастырской-Богомазовой работы Александра Богомазова был продан за 182,5 тыс. фунтов стерлингов при эстимейте 80–120 тыс. фунтов стерлингов. С лучшей стороны показали себя поклонники художников-нонконформистов: большое (152,4 см в диаметре) поэтичное тондо скончавшегося в 2012 году Дмитрия Плавинского «Музыка Вивальди над Гранд-каналом» было продано за 140,5 тыс. фунтов стерлингов (при эстимейте 25–35 тыс. фунтов стерлингов).
Рекордсменом Sotheby`s стал Абрам Архипов с портретом крестьянской девушки, который был продан за 905 тыс. фунтов стерлингов. Предоставлено пресс-службой Sotheby`s |
В разделе декоративно-прикладного искусства лидировал – и подорожал в ходе торгов почти в 10 раз (с 25–35 тыс. фунтов стерлингов до 206,5 тыс. фунтов стерлингов) – триптих с иконой Николая Чудотворца в окладе работы Овчинникова, украшенном перегородчатой эмалью. Если и есть на рынке произведения, интерес к которым практически непоколебим, – то это предметы, на которых написано заветное название фирмы Faberge. Треугольные настольные часы этой фирмы в серебряной оправе и с розовой гильошировкой (с маркой мастера Михаила Перчина) были куплены за 146,5 тыс. фунтов стерлингов (эстимейт 70–90 тыс. фунтов стерлингов). На этот раз торги не потрясали супервысокими эстимейтами и рекордными (особенно по сравнению с предыдущими годами) продажами, но общий уход лотов составил 68%, что вполне прилично для любого аукциона в любое время. Более того, как отмечают специалисты аукционного дома, на этих торгах в разделе живописи продажи выросли более чем на 20% по сравнению с июнем 2015 года.
На следующий день в Лондоне у Christie`s прошел букинистический аукцион «Ценные книги и рукописи», и секция русских книг была распродана на 73%, принеся в общей сложности 275 тыс. фунтов стерлингов. Ценовой рекорд был установлен на первое издание «Бориса Годунова» Пушкина, ушедшее с молотка за 68,5 тыс. фунтов стерлингов. Первое трехтомное издание романа Льва Толстого «Анна Каренина» было продано за 23,8 тыс. фунтов стерлингов, а паспорт Анны Павловой – за 17,5 тыс. фунтов стерлингов. Первое издание «Исторического, географического и топографического описания Санкт-Петербурга» нашло своего покупателя за 32,5 тыс. фунтов стерлингов.
Покупатели русских букинистических и антикварных книг оказались вполне бодры на международных торгах, так же как и на отечественных аукционах, выгодно отличаясь от покупателей живописи.
1 декабря живопись продавал аукционный дом Sotheby`s, на традиционном коктейле, предшествующем торгам, угощавший гостей «позолоченными» сосисками. Торги принесли 6,8 млн фунтов стерлингов – это самый высокий результат для осенней «русской недели» 2015 года. И тут опять рекордсменом оказался Абрам Архипов с портретом крестьянской девушки (на этот раз веселой) в красном платье, который был продан за 905 тыс. фунтов стерлингов (эстимейт 180–250 тыс. фунтов стерлингов). Не подвели любители творчества Айвазовского – картину «Вид на Монако с Кап Мартена» практически по верхней планке эстимейта купили за 545 тыс. фунтов стерлингов (эстимейт 350–550 тыс. фунтов стерлингов). Аллегорическая картина Дмитрия Стеллецкого «От рассвета до ночи» с фигурами, изображающими утреннюю и вечернюю зарю, прилично подорожав, ушла за 401 тыс. фунтов стерлингов (эстимейт 100–150 тыс. фунтов стерлингов).
Классическая работа Дмитрия Левицкого – портрет прекрасной племянницы князя Потемкина княгини Варвары Голициной – при эстимейте 250–350 тыс. фунтов стерлингов был продан за 365 тыс. фунтов стерлингов.
Кризис кризисом, но тающе-туманные героини Григория Глюкмана по-прежнему востребованы у покупателей. Картина «Раздумье», на которой изображена блондинка-балерина в полурасстегнутом на спине лифе, ушла за 341 тыс. фунтов стерлингов, подорожав более чем в пять раз (эстимейт 60–80 тыс. фунтов стерлингов). Сияющий снежной белизной пейзаж «Зима в Абрамцево» Валентина Серова с прекрасным провенансом (ранее работа принадлежала Александре Саввишне Морозовой, в позднее – одному из Кукрыниксов, Порфирию Крылову) продана ровно посередине эстимейта – за 305 тыс. фунтов стерлингов при первоначальной оценке 250–350 тыс. фунтов стерлингов.
Работа Таира Салахова «Айдан» (авторский повтор – оригинал в Государственной Третьяковской галерее) – портрет Айдан Салаховой (сегодня – известной галеристки) в трехлетнем возрасте, верхом на детской лошадке, была оценена так же, как работа Левицкого, но ушла за 269 тыс. фунтов стерлингов, чуть превысив нижнюю планку эстимейта.
Без превышения эстимейта, за 222,3 тыс. фунтов стерлингов была продана картина Константина Сомова «Отдых на закате». Изображение пресс-службы аукционного дома MacDougall`s |
Во второй половине дня 1 декабря на Sotheby`s традиционно прошли торги в разделе «Русские произведения искусства, работы Фаберже и иконы», где общая выручка составила 2,3 млн фунтов стерлингов при хорошем показателе ухода лотов – 73%. Дороже всего были проданы две презентационные императорские табакерки с вензелем Николая II – за 299 тыс. фунтов стерлингов (эстимейт 120–180 тыс. фунтов стерлингов) и за 425 тыс. фунтов стерлингов (эстимейт 200–300 тыс. фунтов стерлингов), а роскошный серебряный с эмалью сервиз ушел за 131 тыс. фунтов стерлингов (при эстимейте 25–35 тыс. фунтов стерлингов).
Аукционный дом Mac-Dougall`s, в общей сложности наторговавший на 2,2 млн фунтов стерлингов, не зря запасся парой работ Исаака Левитана – грустное «Половодье» было продано за 325,5 тыс. фунтов стерлингов, немного превысив эстимейт, а залитая солнцем летняя «Поляна в лесу» – за 158,8 тыс. фунтов стерлингов, посередине эстимейта, определенного в диапазоне 120–180 тыс. фунтов стерлингов. Так же осмотрительно, без превышения эстимейта (180–250 тыс. фунтов стерлингов), за 222,3 тыс. фунтов стерлингов была продана картина Константина Сомова «Отдых на закате», с девушкой в голубовато-белом платье, размышляющей под кустом сирени.
Как обычно, завершал русские торги аукционный дом Bonham`s, где самой дорогой работой (85,5 тыс. фунтов стерлингов) оказалась абстракция «Без названия» нонконформистки Лидии Мастерковой, поступившая из американской частной коллекции. Общая сумма продаж у Bonham`s составила 560 тыс. фунтов стерлингов.
Итак, что можно отметить, пытаясь по мере сил анализировать ситуацию на рынке русского искусства? Аукционные дома оставили в прошлом «околомиллионные» эстимейты. Прагматичный подход к определению начальной цены по-прежнему привлекает покупателей и может дать рост стоимости в 5–10 раз – это особенно очевидно для недорогих вещей. Когда же речь идет о значительных суммах, покупатели держат себя в руках, лихачества от них не дождешься – наиболее высоко оцененные работы или не продаются, или уходят в пределах эстимейта. Не продаются даже произведения, с которыми пару лет назад не было бы никаких проблем, – работы авторов, выставки которых только что прошли в крупных музеях, являющиеся объектом интереса серьезных коллекционеров (например, произведения таких разных художников, как Павел Кузнецов и Виктор Попков). Продавцы, судя по всему, сделали шаг навстречу покупателям – стала просматриваться тенденция к коррекции цен на перегретом рынке русского искусства. Откликнутся ли покупатели или продолжат ждать дальнейшего снижения цен – покажут ближайшие полгода и весенние русские торги.