Герои в свингер-клубе «Происхождение мира». Кадр из фильма
Точно и емко, достаточными двумя фразами, представлен новый фильм Хулио Медема «Ма Ма» в пресс-релизе: «Двое мужчин, одна женщина и один десятилетний ребенок переживают потери и триумфы, спорят о футболе, борются со смертью и до смерти любят друг друга. Фильмы Медема всегда отмечены особой чувственностью, однако впервые страсть, отчаяние и всепобеждающая ирония достигают такого накала».
...Когда смотришь этот фильм, невольно думаешь: насколько же романтично и прекраснодушно испанское кино даже в такой тяжелой теме, как рак! И одновременно ловишь себя на мысли: случись подобное (каждая восьмая женщина находится в группе риска), хотелось бы, чтобы последний год твоей жизни сложился так, как у героини фильма Магды. В потрясающем исполнении Пенелопы Круз, которая также является продюсером картины.
Поначалу фильм кажется тяжелым, ведь в первых же кадрах постановка страшного диагноза – и неутешительное положение героини: одна с ребенком, рабочий контракт закончился, муж отправился отдыхать с любовницей, эсэмэской сообщив о решении жить отдельно. Но очень скоро все каноны разрушаются: это же испанцы, с их талантом к мгновенно возникающей, без постепенного узнавания и сближения, горячей и искренней дружбе.
Последнее лето Магды с преданными друзьями, любимым сыном и обожаемым морем. Кадр из фильма |
Отношения, неожиданно появляющиеся в жизни Магды, становятся главными и определяющими в оставшийся ей срок. С ее гинекологом Хуаном (Асиер Экстеандия), он-то и поставил страшный диагноз, заботливым, внимательным и душевным – таким, каким в идеале должен быть доктор. И с тренером футбольной команды «Реал Мадрид» Артуро (Луис Тосар), с которым Магда случайно знакомится на стадионе, «болея» за сына, и случайно же становится свидетельницей его трагедии (ему сообщают по телефону, что жена и дочь попали в автокатастрофу, дочь погибла). Несмотря на собственные драматические обстоятельства и плохое самочувствие, после сеансов химиотерапии в своей больнице Магда каждый раз отправляется в другую, ту, где дежурит Артуро возле жены, находящейся в коме. Для нее это так естественно – сострадать, подставить плечо ближнему.
Похоронивший жену Артуро в итоге отвечает Магде тем же – подставленным плечом. После ее операции по удалению одной груди они поселяются вместе – Артуро, Магда и ее сын Дани; относятся друг к другу бережно и уважительно. Артуро и Магда спят в одной постели, но физической близости между ними нет – почему-то он на нее не способен. Магда с присущей ей тактичностью не выясняет, что бы это значило, она просто старается счастливо проживать каждый отпущенный ей день, пока однажды Артуро не пересекается с ее очаровательным доктором: мужчины узнают друг друга. Они близко общались в свингер-клубе «Происхождение мира», который посещали с бывшими женами...
Внимательный и заботливый Хулиан настаивает на очередном исследовании, которое показывает на этот раз уже неоперабельный рак...
Режиссер Хулио Мендес говорит, что одним из его намерений было избежать подчеркнутой трагедии, падения в страдания и превращения фильма в сентиментально-слезливый: «Персонажи должны были сдерживать слезы». По-испански mama означает грудь, но почему раздельное написание? Мендес: «Первая «Ма» – это рассказ о преодолении болезни, вторая говорит о неизбежности и об отсутствии выхода. После преодоления первого появляется второе. В этом смысле «Ма Ма» – это история, рассказываемая в двух отдельных частях».
Слева направо: Луис Тосар, Пенелопа Круз, Асиер Экстеандия на премьере фильма «Ма Ма» в Мадриде. Фото Reuters |
Если следовать этому разделению, то во второй части, на пути, так сказать, к очевидной смерти, случается поворот так поворот! Магда просит Хулиана, давно уж больше друга, чем гинеколога, отвести ее в этот их свингер-клуб. Там героев встречает знаменитая картина Курбе «Происхождение мира» и особая атмосфера закрытого барного заведения. Хулиан со сцены очень душевно поет для Магды – оказывается, он несостоявшийся актер и в медицину подался, потеряв из-за рака мать… А еще предлагает близко познакомиться с накачанным мачо у стойки (Хулиан – бисексуал и знает, что предлагает). Торжественно, как отец к алтарю, ведет он Магду за ширму, где ее дожидаются обнаженный мачо и еще двое. Когда Магда оголяет верхнюю часть тела со швом вместо одной груди, лица мужчин меняются, тем не менее они подступают к ней… (Почему ни малейшего ощущения пошлости или неловкости от этой сцены? Видимо, потому, что она не пошлая и не неловкая).
Скоро окажется, что Магда беременна, чему она страшно рада и чему рады оба ее друга и сынишка. Она записывает видеообращение для будущей дочки и максимум, о чем мечтает – увидеть ее личико. Мечта сбывается, после чего сердце ее перестает биться…
Пенелопа Круз: «Я влюбилась в Магду сразу, как прочитала сценарий. Я считаю, что этот фильм невероятно эмоционален и прекрасен, я им очень горжусь. Я не ожидаю, что реакция на него будет однозначной, но я уверена, что 80% зрителей тронет эта картина. Фильм вовсе не депрессивный – он и должен ранить, потому что тема серьезная, болезненная, но он не депрессивный, он честный».
У российских женщин финал честного фильма явно вызовет отдельный нервный хохот с нервическим же вскриком: «Хорош заливать!» (или, как выразилась моя интеллигентная подруга: «Испанцы – они такие наивные!»). Вооружившись бутылочкой с молоком, трое мужчин (двое взрослых, не имеющих к этому ребенку, по сути, никакого отношения, и мальчик, сводный брат. К которому мужчины тоже не имеют отношения) склонились над малышкой и нежно поют ей чудесную испанскую песню. Российские мужчины родных детей бросают, если, не дай бог, обнаруживается проблема вроде ДЦП или аутизма, а здесь неродной ребенок становится целью и смыслом жизни этой, похоже, возникшей однополой пары. Вот тебе и католическая Испания. Вот тебе и проклятый Запад. Обзавидуешься.