Предметы 1930–1960-х годов выглядят актуально и современно.
В Государственном Эрмитаже в здании Главного штаба при поддержке Института Финляндии в Санкт-Петербурге открылась выставка «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне», где показывают фотографии, графические листы, макеты архитектурных проектов (Алвара Аалто, Эрика Брюггмана, Аарне Эрви), ткани (Анники Римала), стекло (Тапио Вирккала) и мебель (Эуро Аарнио, Юрьё Куккапуро). Подробнее о том, чем эта выставка интересна, Марина ШИРСКАЯ для «НГ» поговорила с ее куратором – научным сотрудником Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа Ксенией МАЛИЧ.
– Ксения, является ли эта выставка продолжением серии выставок, связанных с современной архитектурой, и почему выбрана группа авторов?
– Да, действительно, эта выставка реализована в рамках все той же программы «Эрмитаж 20–21». Еще три года назад мы решили внимательнее взглянуть на историю архитектуры и пути ее развития, в частности на историю европейского модернизма. История финской архитектуры XX века невероятно интересна именно с точки зрения школы. Рассматривая проекты, созданные несколькими поколениями, видишь, как рождались важные идеи, откуда берут начало ключевые особенности современной архитектуры. И само понятие «школа» получает свою расшифровку. Убеждаешься, что существует местная традиция, которую трудно спутать даже в условиях относительного однообразия интернационального стиля.
– Расскажите о концепции выставки.
– Главная идея выставки – показать на примере финского модернизма, что этот стиль – невероятно жизнеспособное направление архитектуры XX века. Что модернизм предложил массу важных инструментов, до сих пор успешно работающих. 1920–1960-е годы – время невероятного оптимизма, искреннего архитектурного альтруизма. То, за что обычно ругают памятники архитектуры модернизма в Европе – унылое однообразие, отсутствие «человеческого» измерения – трагедия целого поколения зодчих, для которых смыслом творчества были забота о человеке, попытка создать максимально комфортный продуманный ДОМ. В Финляндии краха модернизма не случилось. Здесь нет экспериментальных кварталов, превратившихся в гетто. В спальных районах жители гордятся своими домами и заботятся о своем жилье, может быть, даже с большим пиететом, чем жители исторических кварталов.
– В чем особенности финского модернизма?
– Финский модернизм сделан медленно, вдумчиво. Без громких лозунгов, но с огромным терпением. Отсюда – очень высокое качество проектов 1930–1960-х годов. Новые технологии всегда соединялись с вековыми строительными традициями. Но главное – это отношение к природе, исходному природному ландшафту, окружающему пейзажу. Природа для финского архитектора – соавтор, как бы пафосно это ни звучало.
Ксения Малич – куратор выставки, посвященной финскому модернизму. Фото с сайта www.hermitagemuseum.org |
– Какое влияние финские архитекторы и дизайнеры оказали на развитие модернизма в мире?
– Больше всего в мире, наверное, известна не финская архитектура, а финский дизайн периода позднего модернизма. Это футуристический, иронический футуро-дизайн Юрьё Куккапуро, Эуро Аарнио. Эксперименты с пластиком, цветом, формой. До сих пор кресло «Шар» или кресло «Карусель» постоянно используют голливудские художники-постановщики. Эти предметы совершенно не утратили своей современности.
– Почему эта выставка актуальна сегодня?
– Я уже упомянула, что памятники модернизма в Финляндии находятся в очень хорошем состоянии. Это редкий пример для архитектуры XX века. С точки зрения опыта эксплуатации и реставрации зданий 1930–1960-х годов – случай исключительный. По сути, архитектура XX века – это все один большой эксперимент, не только эстетический, но и технический. Поэтому и методы реставрации этих памятников еще требуют совершенствования. Любой пример здесь очень важен в наши дни, но главное – это опыт понимания архитектуры модернизма целой нацией. В Финляндии искренне любят и ценят это наследие. Архитектура XX века здесь – не предмет интереса историков и архитекторов, но часть общей истории, от которой никто не отказывается, которую все берегут.
– Какие экспонаты будут представлены на выставке?
– Мы отобрали большую часть экспонатов из трех коллекций – Музея дизайна (Хельсинки), Музея финской архитектуры (Хельсинки) и Музея Алвара Аалто (Ювяскюля). Это было сложно. Перед нами было море интереснейших проектов, эскизов, макетов. Но нужно было в какой-то момент остановить себя. Мы старались, с одной стороны, показать все главные проекты финского модернизма, все главные имена. С другой – часто привлекали внимание удачные рисунки или яркие выразительные решения каких-то деталей. Были важные работы, которые сыграли серьезную роль в истории развития финского модернизма, но графический материал архивов оказался не очень выразительным – в этих случаях мы отобрали фотографии зданий. Мы понимаем, что многие технические чертежи были бы интересны профессионалам, но не можем делать выбор в пользу этого материала, поскольку он будет непонятным для других зрителей. Мы впервые покажем так много предметов дизайна. Очень интересно было отбирать фрагменты из художественного и документального финского кино 1930–1960-х годов, посвященного архитектуре. Я очень люблю финское стекло – простые, минималистичные вещи, удобные в использовании, их приятно брать в руки, снова и снова просто любоваться на них. В свое время финских производителей критиковали за то, что они создают вещи, перегруженные бессмысленным декором и росписями. Но по-другому никто просто ничего не делал. И в какой-то момент произошла настоящая революция – Кай Франк, Тимо Сарпанева, Саара Хопер-Унтрахт создали серии, ставшие классикой. Они выдерживают на рынке десятилетия. Это коммерческий показатель, но он важен. Мы счастливы, что покажем много работ Алвара Аалто, главного имени в финском модернизме – блистательного, независимого, автора, грандиозного человека. Уже несколько лет Музей Аалто не выдает подлинники за пределы коллекции, но для нас сделали исключение.