По легенде, стул возник в Древнем Египте, когда один из приближенных фараона упал с неудобной скамейки во время погребения своего правителя. Тогда-то, расценив это случайное обстоятельство как дурное предзнаменование, египтяне придумывают подлокотники, а впоследствии — спинки. И с тех древних времен, закрепившись сначала у привилегированных сословий, а потом и у обычного человека, стул стал неотъемлемым элементом на полотнах голландских мастеров, изображающих трактиры или внутренние виды комнат, а позднее, художники-новаторы (Ван Гог, Матисс или Пикассо) смогли сделать его главным героем картины.
«Задумка взять этот предмет мебели как главную концепцию проекта давно витала в воздухе» - говорит Татьяна Колованова – владелица «М-галереи», которая совместно с коллекционером Надеждой Бабичевой выступила соавтором проекта. «Когда у Ростовского музея изобразительных искусств неожиданно появилось временное «окно», он обратился к нам. И мы собрали «12 стульев», — объясняет Татьяна Колованова «спонтанность» выставки. «Самые лучшие проекты у нас получаются тогда, когда мы делаем их быстро, стихийно», — добавляет куратор.
12 авторов (Ростов-на-Дону, Краснодар, Смоленск, Санкт-Петербург и тд.) постарались создать картины, в которых по-своему, осмыслить образ стула в искусстве.
Акриловые и нарисованные маслом, схематичные и прорисованные до мельчайших трещинок в дереве — стулья, которых, разумеется, больше, чем авторов, становятся здесь поэтичным образом. Алексей Паршков балансирует на грани импрессионистской и экспрессионистской манерах письма. Зритель мгновенно узнает его «Лето», «Маняшу», «В саду вечер». Художница из Смоленска Елена Шумахер в картине «Письмо Ван Гога» изобразила свернувшуюся калачиком на бетонном полу, обнаженную красноволосую девушку, а черный табурет зловеще оставлен на заднем плане. Простой предмет мебели как знак, символ становится на картинах поводом для дальнейших раздумий. Как и все концептуальное искусство, «12 стульев» обращаются не к эмоциональному восприятию, а к интеллектуальному осмыслению увиденного. Есть на выставке и работы, в которых наблюдается подчеркнутая декоративность (например, картины Татьяны Неклюдовой или Сергея Бондарева).
«Мне такие выставки в виде сборной солянки импонируют больше, чем самостоятельные, — делится впечатлениями один из участников проекта Олег Игнатов. — Потому что автор может не только показать себя, но и оценить возможности — свои и коллег».
«Авторы проекта взяли за основу элементарный предмет быта — стул. И теперь вокруг него создается определенное мировоззрение: он может быть просто частью конкретного интерьера, а может быть продолжением какой-то идеи. Каково отношение сегодняшнего человека к стулу: как к предмету, на который ты просто сел, или как к произведению искусства? Ответ зависит от автора» - считает искусствовед Галина Долгушева.
По своей концепции проект «12 стульев» чем-то напоминает театральное представление. Это сравнение станет особенно очевидным, если взглянуть на афиши выставки. Их создатель - дизайнер Сергей Номерков изобразил 12 пустых стульев, каждый из которых предназначен для одного из художников. Тем самым он будто посадил участников проекта в зале камерного театра, где кураторы — режиссеры постановки, а картины — актеры, играющие свои роли.
Ростов-на-Дону