В новом пространстве выставки расположилась сотня галерей из 25 стран мира. Фото Aleksander Murashkin/© Viennacontemporary
Более 27 тыс. посетителей из разных стран мира за четыре дня работы приняла Viennacontemporary на новой для подобных мероприятий венской площадке Marx Halle.
В первый день работы Viennacontemporary практически на всех стендах сотни галерей из 25 стран можно было заметить красные метки – знаки того, что произведение искусства продано или зарезервировано. На второй день арт-директор ярмарки Кристина Штейнбрехер-Пфандт облегченно выдохнула: «Все состоялось, даже превзошло наши ожидания».
Три последние ярмарки Viennafair, прошли под российской опекой. Дмитрий Аксенов, девелопер и владелец RDI Group, четыре года назад взял бренд в аренду и вывел смотр из застоя, в котором он находился последние семь лет. Команда во главе с Кристиной Штейнбрехер-Пфандт работала над проектом едва ли не круглогодично, привлекая к участию как новых галеристов, так и коллекционеров.
Арт-директор Viennacontemporary Кристина Штейнбрехер-Пфандт осталась довольна обновленной ярмаркой. Фото Henk Jan Kamerbeek/© Viennacontemporary |
В конце прошлого года возникла досадная неувязка: крупнейший выставочный центр Вены Messe Wien, владеющий брендом и принимающий ярмарку, отказался сдвигать даты ее проведения в будущем. А учитывая близость проведения таких европейских арт-ярмарочных гигантов, как FIAC в Париже и Frieze в Лондоне (обе проходят в октябре), возникала трагическая опасность того, что галереи и коллекционеры в Вену попросту не приедут. Стратегически важные даты в двадцатых числах сентября удалось зарезервировать в Marx Halle, но попутно пришлось распрощаться и с только начавшим набирать международные обороты брендом Viennafair.
Впрочем, новое название – Viennacontemporary, как и новое место проведения, возможно, окажутся лучшим капиталовложением и имиджевой историей для создателей. Во-первых, потому, что состав галерей в этом году только усилился.
С новым ярмарочным брендом не побоялись работать старейшины галерейного цеха – например, такие как венские Galerie Krinzinger и Mario Mauroner Contemporary Art или парижско-зальцбургская Galerie Thaddeus Ropac, а новички прошли еще более жесткую ротацию в представительном худсовете ярмарки. Во-вторых, существенно омолодился художественный контент, что является несомненным плюсом как для коллекционеров со стажем, стремящихся открыть новые имена, так и для начинающих собирателей, для которых цена в 2–12 тыс. евро является вполне подъемной.
К слову, с последними здесь работают весьма трепетно, организуя как встречи и дискуссии с «бывалыми», так и специальные образовательные программы и экскурсии по самой ярмарке и венским музеям. Ну, и в-третьих, толпы на вернисаже, позитивные постотзывы прессы и самих участников автоматически впишут имена организаторов в историю как первопроходцев в нелегкое кризисное время.
Эккарт Хан. Кладбище. 2015. Galerie Rothamel. Фото с сайта www.viennacontemporary.at |
О кризисе на Viennacontemporary если и поминали, то лишь любители шедевров «первого ряда», пытавшиеся на галерейных стендах разыскать звезд типа Уорхола или Сая Твомбли за несколько миллионов. Нет, вездесущий Уорхол здесь тоже присутствовал – в виде подписных тиражных принтов, оценивающихся в десятки тысяч евро. И герой аукционов Герхард Рихтер со скромной абстракцией из японской серии за 550 тыс. евро тоже светился яркими красками в Galerie Schmidt. Но на этой ярмарке такие имена – скорее исключение из правил; лишняя возможность для галериста привлечь на стенд публику. Здесь сила – в новизне, в свежей крови, будоражащей «ген коллекционера», и, безусловно, в ценовом пороге в 50 тыс. евро, которого придерживаются продавцы и который манифестируют организаторы. И кто последовал этим нехитрым правилам – остался в выигрыше.
Яркий пример – Galerie Rothamel из Франкфурта-на-Майне, дебютант венской ярмарки. Практически все живописные работы немца-сюрреалиста Эккарта Хана на их стенде стоимостью от 4 до 8,7 тыс. евро были проданы в первый день профессионального превью.
Та же участь ждала и потрясающую графику француза Эммануэля Режана на стенде парижской Galerie Caroline Smulders: крупноформатные работы, напоминающие рисунки Ольги Чернышевой, участвующие в основном проекте Венецианской биеннале, уходили от 3,5 до 15 тыс.
За первые четыре дня работы Viennacontemporary ее посетили более 27 тысяч человек. Фото со страницы Viennacontemporary в социальной сети Facebook |
Привлекали коллекционеров и десятки других молодых авторов. Например, отличная «архитектурная» живопись австрийца Доминика Лауды в Kerstin Engholm Galerie (от 4,5 тыс. евро); социально-политические коллажи и скульптуры модного француза алжирского происхождения Кадера Аттии в Galerie Krinzinger (18–25 тыс.); поэтические полотна пакистанца Имрана Куреши, использующего национальные мотивы, в Galerie Thaddeus Ropac (от 30 тыс.).
Программа «Фокус», знакомящая публику с искусством отдельно взятых стран, также переехала на Viennacontemporary. В этом году она была посвящена современному искусству Болгарии, абсолютно интернациональному, привлекающему внимание не меньше стендов с работами известных Отто Мюля или Фабрицио Плесси. Так что новых впечатлений для коллекционеров и рядовых посетителей ярмарки хватало сполна.
Вена