В экспозицию Парижского музея моды отобрали только те модели, что были созданы при жизни Жанны Ланвен. Фото Pierre Antoine/Galliera
Парижский музей моды Palais Galliera показывает первую за 90 лет ретроспективу кутюрье Жанны Ланвен (1867–1946). Модный дом Lanvin считается одним из старейших – он отметил 125-летие существования, но в экспозицию включили только те модели, что были сделаны при жизни основательницы дома. Большая роль в создании выставки «Жанна Ланвен» принадлежит Альберу Эльбазу – нынешнему креативному директору дома моды Lanvin. Он выступил как один из кураторов (главный – Софи Гроссиор), художественное оформление пяти залов старинного особняка Galliera тоже его заслуга.
Эльбаз говорит: «Платья, созданные Жанной Ланвен, представлены словно страницы, выпавшие из книги, чью историю мы хотели бы рассказать».
История жизни самой Жанны Ланвен кажется жизнью вполне успешной женщины, которая, что называется, сделала себя сама. Она была старшей из 11 детей газетного журналиста. Родители старались быстрее вывести своих отпрысков в жизнь, так что девочке пришлось рано устроиться на работу. В 13 лет они пристроили Жанну ученицей в одну из парижских шляпных мастерских. В 1880 году во время работы на модистку мадам Бонни она получает прозвище «маленький автобус», так как бегала со шляпными коробками за трамваями и автобусами. Добираясь до клиентов пешком, будущая всемирно известная мадам Ланвен хорошо экономила на транспорте.
Жанна быстро обучалась и вскоре уже сама делала собственные модели. Пройдя стажировку в Барселоне у известной модистки Валенти, в 1889 году Жанна Ланвен вернулась в Париж и на скромные сбережения открыла уже свое ателье по пошиву шляп на улице Буасси д'Англа. Дела шли неплохо: тюрбаны, шляпы с широкими полями и прочие головные уборы имели успех, и вскоре магазин переместился на фешенебельную улицу Фобур Сен-Оноре.
Использовать сочетания черного и белого цветов Ланвен начала с 1910-х годов. Фото Pierre Antoine/Galliera |
Поворотным моментом в жизни Жанны Ланвен можно назвать рождение в 1897 году дочери Мари-Бланш Маргерит (второе имя, ставшее основным, по-французски значит «ромашка»). С момента своего появления на свет она стала одним из главных вдохновителей для своей матери. В честь девочки она называла платья, цветок ромашки часто присутствует в узорах и отделке одежды, до середины 1920-х он становится знаком модного дома. В 1924 году художник Поль Ириб по фотографии 1907 года, на которой были запечатлены держащиеся за руки Жанна и Маргерит на костюмированном балу, сделал рисунок, ставший логотипом модного дома. Этот символ материнской любви создательницы марки появлялся на бирках одежды, бланках заказа, на духах. Жанна даже заказала двух кукол по его мотивам. В начале XX века облаченные в золотистые одеяния деревянные куклы украшали витрину бутика. Сейчас они представлены на выставке в окружении шарообразных черных, увенчанных золотой шишечкой флаконов духов Arpege. Естественно, духи также были посвящены Маргерит.
Любовь к ребенку подтолкнула Жанну начать работать над детской коллекцией. Она была первым кутюрье, который посмотрел на детей не как на маленьких взрослых. Многие покупательницы, увидев в бутике элегантно одетую Маргерит, захотели приобрести такие же практичные и яркие вещи… для себя. Постепенно Ланвен стала создавать полноценные женские, а затем и мужские коллекции, потом очередь дошла и до свадебных платьев.
На выставке больше всего образцов 1920–1940-х годов – самого плодотворного периода работы дома Lanvin. (От 1910-х здесь в основном дамские шляпы.) Жанна Ланвен – это искусство вышивки и тонкое шитье, игра с прозрачными и непрозрачными материалами, платья с завышенной талией в стиле XVIII века. Все ее работы выглядели изысканно и дорого, но не были вызывающими, что ценили многие клиентки.
Выставка дополнена фотографиями и эскизами. Здесь же и толстые каталоги с образцами вышивки. Эта ювелирная работа выполнялась (и выполняется) мастерицами вручную для каждого платья. Очень часто по понятным причинам Ланвен добавляла в орнамент ромашки и маргаритки. Изображения растений выглядят фотографически точными, искусно исполнены бабочки, фантастические птицы и геометрические узоры – Жанна собирала и подробно изучала ботанические атласы.
Главный редактор американского Vogue Анна Винтур и креативный директор Lanvin Альбер Эльбаз на открытии выставки.
Фото Reuters |
В 1920-е годы – время расцвета стиля ар-деко – Жанна Ланвен вдохновляется экзотическими этническими и геометрическими узорами, средневековыми мотивами. Влияние кубизма и абстракции чувствуется в украшенных рядами треугольников платьях «Гильен» и «Болонья», к последнему прилагается красный пояс, который мгновенно преображает все платье, создавая яркий сочный акцент. (Бело-красное сочетание Ланвен продолжит обыгрывать в полосатом платье 1938 года «Реверанс».)
Современница Ланвен, дизайнер Эльза Скиапарелли, прославилась в те же 1920-е годы, придумав особые с «обманками» – вывязанными на них галстуками и бантами другого цвета. В коллекции Жанны Ланвен были похожие приемы. На эскизах свитера «Бабочка» видятся отголоски возможно прославившей Скиапарелли модели или идеи просто носились в воздухе, и графичные красно-белые лучи на черном фоне, образующие какое-то подобие сложного банта, могли прийти в голову любому талантливому дизайнеру.
В 1920-е годы уходят истоки платьев знаменитого голубого ланвеновского оттенка. Названия платьев сами говорят за себя: «Лаванда», «Индиго», «Сапфир», «Лазурь», «Небесный свод», «Синие небеса»…
Совершившая путешествие в Италию Жанна Ланвен подсмотрела небесно-голубой цвет во фресках мастеров проторенессанса, в переливах стекол витражей в старинных церквах. Особенно покорили ее произведения, созданные художником раннего возрождения Фра Анджелико. С тех пор нежно-голубой цвет входит почти во все коллекции бренда. (Жанна Ланвен даже создала собственные красильни, чтобы секрет изготовления чудесного голубого цвета оставался известен только ее фирме.) Со временем к нему прибавились «зеленый Веласкеса» и «розовый Полиньяк» – в честь дочери, приобретшей в браке эту знаменитую аристократическую фамилию.
Платье «Каваллини» и коллекция вечерних платьев Le grand soir.
Фото Pierre Antoine/Galliera |
Любовь к сочетанию черного и белого появилась у Ланвен еще в 1910-е годы, но большей частью встречается в нарядах, созданных в 1930-е годы. Черные зигзагообразные линии на светлом фоне покрывают летнее муслиновое платье «Молния» 1933 года, рядом в витрине – платье «Лотус». На создание платья «Концерт» (1934–1935) Ланвен вдохновило одеяние монахинь – строгое, почти аскетичное платье цвета слоновой кости, который дополняет блестящий ворот из черного пластика.
Отдельно устроители выставки выделяют и так называемые стильные платья (robe de style). Неизвестно точно, у какого дизайнера и когда они появились, но в «ревущие 20-е» эти романтичные женственные платья с лифами и пышными юбками-кринолинами, напоминающие одеяния XVIII века, составляли конкуренцию платьям прямого кроя, так же весьма популярными в те годы (о чем не забыл написать журнал Vogue в 1924 году).
Одно из самых заметных произведений robe de style на выставке – платье «Коломбина» (1924–1925), созданное из тафты цвета слоновой кости, подпоясанное красной лентой с бантом, оно украшено аппликацией из черных кругов, обшитых жемчужинами. Другое, более простое, «Майоран» (1921) из тафты цвета бронзы, имеет только одно украшение – на талии большой желтый цветок с белой серединкой – привет дочери-ромашке.
Интересно, что устроители выставки некоторые платья, как драгоценные предметы, положили в зеркальные витрины-саркофаги, но при этом не расправили их до конца, и создалось впечатление, будто хозяйки вещей только что их с себя сняли. Среди клиенток Lanvin – актрисы Габи Морлан, Валентина Тесье, баронесса Ротшильд. Лучшей рекламой все равно была дочка. Маргерит удачно вышла замуж за графа Жака де Полиньяка. Став светской львицей, она выходила в свет исключительно в нарядах от Lanvin – лучшего пиара и не придумать.
Альбер Эльбаз и одно из самых заметных платьев robe de style на выставке – «Коломбина». Фото Reuters |
К середине 1920-х годов Жанна Ланвен уже пользовалась таким большим авторитетом, что ее избрали председателем организационного комитета Международной выставки декоративных искусств. В 1926 году ей вручили орден Почетного легиона, а через 12 лет – звание офицера Почетного легиона.
Кстати, сама Международная выставка декоративных искусств в 1925 году и дала название стилю ар-деко. Но мадам Ланвен не довольствовалась только ролью председателя. Она также представила свои модели.
Большую их часть, конечно, сейчас показывают в эскизах из альбома «Экспозиция-1925», но те несколько шелковых платьев, что отобрали кураторы, заставляют посетителей остановиться и, затаив дыхание, неспешно следить, как золотые и серебряные нити создают замысловатые декоративные узоры, к которым постепенно подключаются кристаллы и жемчуг, бисер и кораллы. Ручная работа мастеров и сотни потраченных часов, чтобы поразить публику платьями, названия которых навеяны Востоком: «Тысяча и одна ночь», «Саламбо», «Лесбос», «Каваллини».
Жанна Ланвен не прекращала работу даже с началом Второй мировой войны: хотя модели стали строже, а отделка лаконичнее – ведь в военное время было очень нелегко добыть отделочные материалы, которыми так щедро расшивали наряды.
С кончиной в 1946 году 79-летней Жанны управление модным домом перешло к ее обожаемой дочери. Пока родительница руководила производством одежды, аксессуаров и предметов декора, Маргерит успела стать оперной певицей и известной меценаткой, изменить имя на Мари-Бланш.
После смерти дочери основательницы для модного дома Lanvin наступили трудные времена. Очередная смена главы бренда происходит в 1958 году, когда главой в Lanvin становится кузен Маргерит, Ив Ланвен. Однако новые коллекции не дотягивали до уровня тех вещей, что были созданы при жизни Жанны, и модный дом стал сдавать позиции. Положение не могли исправить даже такие именитые дизайнеры, как Джорджио Армани, Клоду Мантана и Осимиару Версолату. В конце 80-х годов модный дом Lanvin перестал быть семейным предприятием, а в 2001 году компания и вовсе была продана предпринимательнице из Китая. Тем не менее восточные инвесторы грамотно распорядились своим приобретением, пригласив на должность креативного директора дизайнера Альбера Эльбаза. Приверженность Эльбаза к классическому крою и почтительное отношение к истории дома сделали его, вероятно, тем креативным директором, о котором можно только мечтать – первая же его коллекция была принята на ура. Вообще Альбер Эльбаз, несмотря на свой немного комичный внешний вид, имеет за плечами службу не только в модном доме Yves Saint Laurent, но и в израильской армии, так что Lanvin сейчас находится в надежных руках.
Париж–Москва