На съемочной площадке сериала «Измены»: Елена Лядова в образе Аси. Фото предоставлено пресс-службой телеканала ТНТ
Актриса Елена Лядова собрала практически весь наградной комплект российских кинофестивалей: «Нику», «Золотого орла», «Белого слона», и не по одному разу. В этом месяце у нее две премьеры: 17 сентября в прокат выходит фильм Андрея Прошкина «Орлеан», за который она уже получила «Святого Георгия» на недавнем Московском кинофестивале (лучшая женская роль), 21 сентября на телеканале ТНТ начнется показ сериала Вадима Перельмана «Измены». Обозреватель «НГ-Антракт» Вера ЦВЕТКОВА встретилась и поговорила с Еленой ЛЯДОВОЙ.
– Лена, вы редко даете интервью, не скрывая, что терпеть их не можете. Надоедают одни и те же вопросы?
– Да, одно и то же в попытке понравиться…
– Кому понравиться – вам? Своим читателям?
– Считайте это шуткой.
– Ладно, тогда колитесь – к бабке сходили, душу дьяволу продали? Начиная с «Елены» Звягинцева – что ни роль, то лауреатство, причем с выходом на международную арену, и так уж лет пять!
– Просто пришла в профессию и занимаюсь ею…
– Куча людей пришли в профессию и занимаются ею, но что-то я не припоминаю подобного успеха у молодой актрисы!
– Даже и не знаю, что ответить… У меня так с самого начала пошло, с дипломного спектакля в Щепкинском училище. Были номинации и за телевизионные, и за театральные работы – я 10 лет проработала в ТЮЗе. Да и за кинороли тоже – кроме самых знаковых национальных премий, которые действительно начались с «Елены».
– Кто бы не мечтал сняться у Звягинцева в «Елене» и «Левиафане», у Велединского в «Географ глобус пропил»! Как думаете, почему вам так повезло?
– Режиссеры – это их выбор, их вкус, их предпочтение. Кому-то я интересна, кто-то хочет видеть меня в своих картинах – значит, этот кто-то во мне уверен. Просто кому-то, наверное, нравится то, что я делаю, вот и все.
– Похоже, вы интроверт?
– Да я разная! Я всякий человек. Все эти рамки, упорядоченности, систематизации, «такой-сякой» – и сразу начинаешь следовать придуманным не тобой определениям. Не существует законов, человек многогранен.
– А что тогда всеядность?
Алексей Серебряков и Елена Лядова сыграли в нашумевшем «Левиафане» семейную пару. Кадр из фильма |
– Жажда жить, жажда любить. Желание созидать или не созидать.
– По театру не скучаете?
– Пока нет – я ушла оттуда три года назад и пока не вижу там новых граней для себя. Я достаточно там поработала, чтобы что-то о себе в театре понять. Люблю как зритель ходить в театр – посетить буфет, поразглядывать фотографии великих на стенке, – люблю себя с этой стороны кулис.
– И все-таки театр и кино – разные вещи, в театре – сиюминутность процесса, обмен энергией… Самое замечательное по ту сторону кулис – локоть к локтю во имя результата.
– Сообщенность? Она возникает у хороших режиссеров и на съемочной площадке. Атмосфера, обменные процессы – все это есть и там. По-разному бывает. Бывает, вся группа делает стойку и не отрывает глаз от площадки, бывает – все уткнулись в телефоны… Обмен энергией в театре – да, но может пойти, а может и не пойти, и что тогда?
– Актрисы стараются выглядеть на экране моложе и «красивше» – вы и в «Географе…», и в «Левиафане» старше себя лет на 10, не каждый идентифицирует вас, хрупкую девушку-статуэтку, с возрастной женщиной на экране. Почему?
– Вопрос-то не ко мне – режиссеры меня так видят.
– Хорошо, но вот киносериал «Измены», который скоро пойдет на канале ТНТ, – у вас там даже макияжа нет.
– Мы хотели сделать героиню естественной, обычной, узнаваемой – такой соседкой по двору и по очереди, чтобы зрительницы увидели в ней себя, отождествили себя с ней. Она – живая, без той искусственной приподнятости, которая бывает обычно присуща главной героине (и которая обычно краше всех остальных). Самая простая, не выделяющаяся внешне – она вот здесь, рядом живет. Поэтому мы уходили от внешней формы.
– Переходим к «Орлеану», который выйдет в прокат в следующий четверг (вот там у вас – разгул преображений с париками и гримами!). Вы сами посмотрели фильм?
– Да, посмотрела на «Мосфильме», попросила показать его до премьеры на ММКФ, и мне пошли навстречу. Хотела быть готовой адекватно отвечать на вопросы журналистов (и понимать, о чем меня спрашивают). Потому что играть можно в одном материале, а на выходе он может оказаться совершенно другим. Актер не может отключиться от себя, когда смотрит картину, – он производит, так сказать, разбор ошибок: как выглядит, что делает, уместно ли было в общем контексте… Хорошо, если хватает мозга обратить внимание на сверхзадачу картины.
– Как вам «Орлеан» как зрителю?
– Впечатление сильно до сих пор. Полезная картина.
– И какова ее сверхзадача?
– Чтобы мир стал краше. Чтобы человеки оставались человеками.
– Да герои давно перестали ими быть! Их преображение в конце фильма для меня лично не мотивировано.
– Наша фантастическая история как раз для того и есть, чтобы преображение произошло, в ком-то проснулась совесть. Вот – проснулась она!
– Вы верите, что для монстров есть дорога назад?
– Я верю, что у любого человека есть шанс стать лучше, чище, светлее. Изначально заложено, что человек чист и светел.
– Да уж, вся история человечества доказывает, что человек чист и светел!
– Авторы картины считают, что прекрасное, доброе, светлое, что заложено в человеке, и является его предназначением; как ни выбивай, это солнечное пятно проявится. Они идеалисты, но мы не можем осуждать их за то, что они верят в людей и выражают это художественным способом.
Появление экзекутора (Виктор Сухоруков) пугает парикмахершу Лиду (Елена Лядова). Кадр из фильма «Орлеан» |
– Жанр можете определить?
– Подобное кино принято называть черной комедией. Для меня «Орлеан» – притча, хотя и с шокирующим юмором.
– Гротесковая притча, прямо фантасмагорическая… А аудитория «Орлеана», для кого он?
– Для всех тех, кто хочет смотреть кино новое и свежее. Я бы не стала делить аудиторию на умных и неумных.
– Разве кино не снимается на определенную аудиторию?
– На определенную аудиторию, наверное, снимает тот, кто боится быть не услышанным в другой аудитории, вот и все. Если фильм нравится всем – он просто талантливый. Я считаю, что месседжи, которые закладываются авторами, их задача – прокричать на весь мир, чтобы услышал каждый, а не в каком-то отдельно взятом кружке. Просто если люди чего-то недопонимают, то считают, что это для других. Я думаю, что режиссер всегда снимает для всех, хочет быть понятым всеми. Хочет, чтобы услышали, полюбили, чтобы раскрыли его коды!
– А как же понятие «авторское кино»?
– А что вы вкладываете в понятие «авторское кино»? Опять какая-то узконаправленность… Кино – оно все авторское, любое произведение имеет автора по определению. Я не приемлю, если честно, эти формулировки. Загонять произведение в рамки – это неправильно. В любом произведении заложен интеллект создателя. Серьезно, я против такой обозначки в искусстве, как «авторское кино».
– Приведите пример «кина для всех».
– Американский сериал Mad men, смотрю его с удовольствием – кино для всех. Французский сериал «Малыш Кенкен». Или пройдемся по нашим – фильмы Гайдая, Рязанова, Данелии – кино для всех.
– Догадываюсь, что вы не на каждое предложение соглашаетесь. С каких пор смогли позволить себе выбирать работу?
– Всегда выбирала. Нас так учили – быть грамотными в выборе, не размениваться, строго следить за своей актерской гигиеной, отвечать за сделанное.
– Уверена, вас зовут в западные проекты.
– Да, после того как мои картины оказались на крупных мировых кинофестивалях, то есть в доступе, активность с той стороны появилась. И приглашали, и кастинги проходила, и греет душу, но… Язык – барьер: у меня английский бытовой, а нужен английский с возможностью импровизации.
– Где-то снимаетесь сейчас?
– Только что снялась в альманахе под названием «День до…», это несколько новелл, снятых разными режиссерами (продюсер Александр Цекало). Человечеству становится известно, что настал последний день существования Земли. Почти «Меланхолия», только там предполагают, а в нашей истории точно знают, что осталось всего пять часов. И вот как люди проводят эти часы, какие вскрываются чувства и производятся действия – об этом кино.