Фонтан в виде головы великана украшает вход в музей. Фото Костела Слинку
Первое впечатление о городке Ваттенсе, когда машина съезжает с дороги на обочину, – мельчайшими стразами здесь покрыт, кажется, каждый миллиметр пространства. Под звуки симфонического оркестра под Инсбруком открыли новый музей современного искусства Swarovski. В честь торжества организовали гала-ужин: ленточки меню, столы, полы, садовые дорожки также обильно были посыпаны стразами. Даже мороженое из белого шоколада по форме напоминало ограненный драгоценный камень.
120 лет назад здесь, в деревне под Инсбруком, было основано производство. Даниэль Сваровски, сын резчика стекла, придумал специальный станок для его обработки, а также разработал способ огранки стеклянных осколков как имитацию драгоценных камней. Со временем его идею подхватили авангардистки моды Коко Шанель и Эльза Скьяпарелли. Так ограненное стекло стало непременным атрибутом высокой моды.
Музей современного искусства, созданный в 1995 году в родовом гнезде семейства Сваровски, был задуман и создан австрийским художником Андре Хеллером как некий аттракцион гуманного и понятного современного искусства.
Работы первых лиц художественной элиты, от Сальвадора Дали, Энди Уорхола, Ники де Сен-Фалль до Джима Вайтига, заполнили пространство экспозиции, выстроенной вокруг гигантского хрустального многогранника. Он словно висит в пространстве, опоясанный по экватору мостиком-подиумом, по которому ходят посетители. Одна часть его – полая, можно проскользнуть внутрь многогранника, задернув за собой плотный черный занавес, а там – своды зеркальных граней, множественные отражения. И каждый посетитель может почувствовать себя Каем в чертогах Снежной королевы. Голос дробится, ломается, диким эхом возвращается назад, шаги грохочут – вот тебе и средневековый театр, вот и собственный лабиринт, полный античной мифологии.
Небольшая, но идеально выстроенная Андре Хеллером экспозиция за 20 лет приобрела огромную известность – в музее побывали более 12 млн человек.
Ландшафтные архитекторы Энди Као и Ксавье Перро создали лес деревьев-облаков из сетки и хрусталя на берегу маленького искусственного озера. Фото пресс-службы музея |
Вход в музей оформлен как пещера в покрытом зеленой травой холме. Он увенчан головой «Великана», у которого мерцающие хрустальные глаза, а изо рта льется вода. В канун нового юбилея фирмы пятое поколение семьи Сваровски решило поменять начинку головы «Великана» и перестроить парк. За полгода реконструкции площадь музейного парка выросла с 3,5 до 7,5 га, а внутри музея появилось пять новых «волшебных» комнат. Но главное – теперь экспозиция не только размещается внутри горы, а продолжается под открытым небом. Архитектурное бюро Cao–Perrot построило целый лес деревьев-облаков из сетки и хрусталя на берегу маленького искусственного озера. Вокруг этих насаждений проложена специальная обзорная дорожка, шагая по которой, можно войти внутрь озера (по бокам вода, а ты стоишь на дне водоема) и смотреть на рукотворные облака буквально из воды. Ячейки-сетки полны движущихся кристаллов, они бесшумно покачиваются, притворяясь то ли тучами, что низко висят над водой, то ли деревьями, которые припорошило снегом и посыпало градом.
Дуэт ландшафтных архитекторов Энди Као и Ксавье Перро уже не в первый раз работает со стеклом и хрусталем. Первый сад из стекла был создан еще в 1998 году в Лос-Анджелесе, и эта идея не раз была использована в других проектах. Однако, по словам Ксавье Перро, именно в Тироле им удалось приблизиться к решению суперзадачи: максимально замаскировать грань между искусством и окружающей средой.
«Полтора года назад мы прилетели в Инсбрук осмотреться. Просто так, без всяких проектов и обязательств, – рассказывает Ксавье Перро. – Когда наш самолет пошел на посадку, нас обступили черные горы со снежными вершинами. А самолет, словно бабочка, пикировал, продирался сквозь расщелину в горах. Мы сразу многое поняли про Тироль. Это суровый край, где все всерьез. Захотелось создать что-то очень простое, бесструктурное, но в то же время иллюзорное. И мы стали думать: как?»
Андре Као вспоминает: «Нужно было найти такое сочетание материалов, чтобы с их помощью, как сквозь волшебное стекло, окружающая природная среда вдруг стала смотреться иначе, чтобы привычный пейзаж открылся и люди смогли увидеть его. Мы создаем очень простые вещи, которые существуют и под снегом, и под дождем, и в пыли, и в грязи, и под солнцем, и под луной. Самое сложное – работать со светом в разное время суток. Как учесть влияние ветра, разработать динамические качества конструкции? И, конечно, горы: без них в нашей композиции никуда, а горы все время выглядят по-разному. Поражает тишина в долине: вот и городок рядом, и фабрика стоит, коровы где-то ходят, и люди – но все равно вокруг тихо. Кристаллы вообще очень мощная магическая вещь, и люди использовали их качества с древности, оказывается, они обладают способностью эту тишину усиливать».
Помимо нового сада, музейный комплекс обзавелся большим рестораном, который построило норвежское архитектурное бюро Snohetta, новым входным комплексом и отдельным магазином (его создали – австрийцы s_o_s architekten), а среди создателей новой экспозиции музея отметились корейский художник Ли Буль, инсталляции сделали Торд Бонтье и Фредриксон Сталлард, уже работавшие по заказу музея, и даже супервостребованный германский архитектор Х.Г. Мерц, среди текущих проектов которого и реконструкция берлинской Штатс-оперы, и создание музея Рихарда Вагнера в Байроте. На мой вопрос, чем его привлек проект Swarovski, Мерц ответил обезоруживающе: работать с реальными людьми гораздо проще и приятнее, чем с крупными институциями. А что касается персонажей и их историй, будь то мемории семейства Вагнеров или Сваровски, – если люди интересны и симпатичны и ты действительно хочешь узнать о них больше и понять их, то, как правило, и с устройством экспозиции не бывает проблем.
Ваттенс