Многие посетители салона были живым воплощением современного дизайна. Фото Andrea Mariani/Salone del Mobile.Milano
В Италии завершился 54-й Миланский мебельный салон (Salone del Mobile) и приуроченная к этому событию неделя дизайна. Сомнений в том, что это по-прежнему самый представительный форум дизайна в Европе, не возникает.
На салоне можно было найти копии известных скульптурных произведений прошлых столетий. Фото Alessandro Russotti/Salone del Mobile.Milano |
В этом году выставку, проходившую с 14 по 19 апреля и собравшую более 2100 итальянских и международных мебельных компаний, сопровождали две биеннале: 28 специализированная выставка света Euroluce и выставка интерьера для рабочего пространства Salone Ufficio. На Euroluce представляли широчайший ассортимент наружного и внутреннего, декоративного и технического освещения, источников света и программного обеспечения, поддерживающего новые технологии. Все новинки демонстрировали передовые решения в области экологии освещения и экономии электроэнергии. Можно с уверенностью сказать, что лампы накаливания в новинках больше не используются, весь мир перешел на светодиоды. Нет их ни в люстрах Danceuses от компании Artemide, названной так за вращающийся вокруг своей оси плафон, напоминающий юбку танцовщицы; ни в торшере Superloon дизайнера Джаспера Моррисона для Flos, издалека напоминающего прожектор, но при ближайшем рассмотрении оказавшийся абсолютно плоским; ни в настольной лампе Luctra, способной менять свет с более теплого, для отдыха, на более холодный, рабочий, с помощью встроенного в ножку дисплея или скаченного в смартфон приложения. Стенды, демонстрировавшие техническое освещение, как нельзя лучше дополняли находящуюся в соседних павильонах Salone Ufficio, где расположились компании, производящие мебель для офиса. Отдельного внимания заслуживает проект, который обещает стать традиционным, поскольку вот уже вторую биеннале подряд организаторы выставки уделяют ему особое внимание и отводят большое пространство в самом центре павильона. Этот проект призван отразить все самые важные тенденции в области развития офисного пространства. В этом году актуальные тенденции предложено было отследить всемирно известному итальянскому архитектору Микеле Де Лукки. Его задумка под названием La Passeggiata («Прогулка») представляет собой замкнутый маршрут, проходящий сквозь рабочее пространство, разделенное на четыре зоны – «Клуб», «Свободные люди», «Агора» и «Лаборатория», – главная мысль архитектора заключается в том, что двигаться нужно даже в офисе, потому что движение – это важнейший стимул для творчества. При этом природа и искусство являются неотъемлемыми частями творческого процесса. Они помогают включить воображение, раскрыть творческие возможности сотрудников, облегчают рабочий день и сближают людей. Микеле де Лукки призывает нас «думать о рабочем помещении как о месте, где мы тренируем свой ум. И проектировать его так, чтобы в процессе общения здесь зарождались новые идеи и возможности… Офис будущего необходимо воспринимать как помещение, свободное от условностей».
Сама же выставка, расположившаяся в павильонах с 1-го по 18-й, продолжает рассказывать новые истории и играть цитатами, вспоминая прошлое. Из интересных тенденций, подмеченных на стендах компаний, представленных на выставке и у дизайнеров, обосновавшихся в других районах города, можно выделить продолжающуюся любовь к мрамору. Мраморные столешницы маленьких журнальных и больших обеденных столов мелькали на стенде компании Rimadesio, которая выпустила стол Manta со столешницей из черного мрамора, у Smania – обеденный стол Mizar на массивной ножке и серия журнальных и обеденных столов Soffio на изящно изогнутых металлических ножках. У Poltrona Frau среди целой коллекции обнаружился столик Ilary от Жан-Мари Моссо, столешница и изогнутая ножка которого выточены из цельного куска мрамора.
Интересную эволюцию переживают сейчас кресла. По размерам они довольно компактны и напоминают стиль 70-х, но чуть менее угловатые, с очень эффектными твидовыми обивками, с рисунком в виде куриной лапки или в клеточку, в качестве примера упомянем кресло Lady дизайнера Марко Занусо для Cassina, похожий прием применила компания Minotti, обтянув твидом внутреннюю часть кресла Leslie и оставив кожаной только заднюю часть спинки, Zanotta поступила так же, заменив обивку на перевыпущенном кресле Susanna Габриэля Мучи с каркасом из гнутых металлических трубок. Диваны сделали невероятно глубокими, с них почти невозможно встать. Таким выглядели диван Gimme More от Diezel, и Lario – изменяющий глубину сидения и наклон спинки, снабженный огромным количеством разнокалиберных подушек от Flexform. Компания Edra, всегда славившаяся просторными и глубокими диванами, на этот раз разработала для них еще и «умные» гнущиеся подушки, которые можно переставлять и укреплять на спинку дивана с помощью металлических направляющих, вставляемых в специально подготовленные для них круглые гнезда. Активно продолжается перевыпуск созданных в середине прошлого века предметов: на стенде Vitra было представлено кресло Contemporary Жана Пруве, Zanotta вновь запустила производство складной вешалки Sciangai из вертикальных реек, собранных в пучок, – на этот раз в красном цвете, Dreade вспомнила про табурет Blocco, обтянутый искусственным мехом от Нанда Виго. Что касается цвета, то в этом году дизайнерам явно приглянулся ярко-красный. Упомянем лишь несколько предметов: кресло со спинкой из натянутых нитей Huck Марка Торпа для Moroso, лампу Pistolo от Atelier OI для Venini и светильник Invevrsion от Карлиты де Бевильаква для Artemide, а также диваны и кресла Minah от Дорианы и Массимилиано Фуксас для Meritalia.
Poltrona Frau представила столик Ilary от Жан-Мари Моссо, столешница и изогнутая ножка которого выточены из цельного куска мрамора. Фото со страницы Poltrona Frau Italia в социальной сети Facebook |
Весь город был погружен в процесс празднования и поклонения дизайну, сопровождающийся многочисленными фуршетами. Тема еды и развлечений в дизайне стала основной для музея Triennale di Milano, где проходила выставка Arts & Foods и где дизайн, связанный с процессом приема пищи, был представлен во всех ипостасях от старинных и современных столовых приборов до моделей кухонь, кухонной техники и живописи с изображением еды. Едой были озабочены и на выставке Eat Me, Drink Me, Tell Me That You Love Me, подготовленной под эгидой журнала Wallpaper, представившего различные решения, позволяющие сделать прием пищи максимально приятным. Потряс всех своим гостеприимством проект Husewarming, подготовленный совместно компанией Airbnb и студией Fabrica, размещенный в частном палаццо Креспи, где среди жилых интерьеров, напоминавших музейные залы, дизайнеры представляли свои концептуальные идеи по развлечению гостей – от занимательных пазлов и мыла с ароматом хлеба до английского чаепития из разнокалиберных чайничков, напоминающих причудливые химические колбы. Как пчелиный улей гудело пространство Росанны Орланди и ботанический сад с проектом The garden of wonders, в рамках которого были представленные забытые ароматы духов, для которых восемь дизайнеров (Нендо, Торд Бунши, Жан-Мари Массо и др.) придумали новый дизайн флаконов и создали для каждого аромата отдельную инсталляцию в небольших временных павильонах. В районе Tortona хедлайнером по-прежнему является компания Moooi. К коллекции мебели и света в этом году у них добавился огромный выбор ковров от ведущих мировых дизайнеров – Кристиана Лакруа, Studio Job, группы Front, Марселя Вандерса и многих других. В зоне Ventura Lambrate обосновались голландцы и приютили множество креативно мыслящих и желающих быть замеченными дизайнеров. Здесь решили презентовать свои проекты бельгийцы, разбив в небольшом садике настоящую Belgian village, и швейцарцы с проектом Animal Party, где показали дизайнерские новинки для домашних животных – от поводков для собак и металлических наглазников для сокола до крысиных клеток и кормушек для птиц. Второй год подряд зазывает гостей район 5Vie, где в одном из старых гаражей свои стулья демонстрировал британец Макс Лэмб. Появился и новый участник – район San Babila, который пытается раскрутить британский дизайнер Том Диксон и объединившийся с ним лондонский проект designjunction. Все вечеринки, большие и малые выставки, дизайнеров и их прекрасные идеи невозможно объять в рамках одной статьи. А все увиденное подлежит еще тщательному осмыслению и анализу и, безусловно, станет поводом для новых дискуссий.