Выставка дает возможность узнать, как рождаются и эволюционируют самые разные архитектурные образы. Фото автора
Галерея А3, чаще всего работающая с разного рода нон-конформистами и широким кругом их наследников, впервые обращается к архитектуре, показывая графику Сергея Эстрина, известного московского архитектора. Эстрин не принадлежит к лагерю бумажников, прославившихся в 1980-е и 1990-е годы концептуальными рисунками и объектами, принципиально не переводимыми в постройки, всю свою профессиональную жизнь он много и с удовольствием строит. Самым известным зданием Эстрина стал внешний короб, закрывший старую синагогу на Большой Бронной прозрачным, невесомым фасадом, неожиданно закрепившемся в почти замковой, брутальной угловой башне. Однако в качестве художника Эстрин был ранее знаком в основном посетителям своей мастерской.
Уже на входной лестнице видишь не аккуратный рисунок в рамочке, а полосу граффити по содранной штукатурке с фигурами среди испаряющихся колонн. Позже оказывается, что по всем трем выставочным залам прошлась та же рука, ободрав с потолка до пола краску, под которой обнажился настоящий каркас старинного здания – где камень, где кирпич, где слой потрескавшейся штукатурки. Каждое из этих обнажившихся полей Эстрин покрыл такими же наскальными рисунками, то кропотливо-изящными, то размашистыми. Все это оказывается ловкой иллюзией, и за стены галереи можно не беспокоиться.
Архитектор пояснил, что его целью был не веселый трюк, а работа с разными масштабами в одном пространстве, меняющая восприятие. И действительно, в противовес к огромным граффити, и часто прямо поверх них, идут строгие, музейные ряды рисунков. Все они выполнены в разном стиле и технике, с использованием, кроме привычных для жанра архитектурной графики карандаша, пера и акварели, самых неожиданных материалов. Как установил автор, медный поталь, нанесенный на стекло, дает эффект не полностью закрепленных, чуть дрожащих лепестков Этот трепет дает ощущение воздуха в подчеркнуто линейном триптихе «Площадь» - своеобразном воспоминании о соборах на европейских площадях. Краски для ткани, использованные на бумаге, начинают светиться изнутри, что равно подходит и почти пленерным, стремительным наброскам и каприччо со зданиями из серии «Наслоения», закручивающимися в перспективные воронки. А для достижения необходимой фактуры можно использовать и расческу, и веерные кисточки для румян, позаимствованные у супруги, как в экспрессивной серии с готическими мотивами «Утреннее дрожание архитектуры».
Фантазия Сергея Эстрина легко совмещает дом и мост в одном объекте.
Фото пресс-службы галереи А3 |
Сергей Эстрин, однако, не делает непрерывный эксперимент первоцелью. Его графические листы, среди которых встречаются и абстрактные и концептуальные разработки формы и тектоники, в первую очередь демонстрируют интерес к точному выражению каждой архитектурной мысли. Выставка, озаглавленная «Код Эстрина», предполагает, по словам куратора Анастасии Докучаевой, возможность заглянуть в обычно закрытую лабораторию архитектора и художника и проследить, как рождаются, эволюционируют и проникают в его проектную работу самые разные архитектурные образы. Автор не делает натурных зарисовок, но на выставке есть раздел с квазитрадиционными эскизами. Немало места отведено его архитектурным фантазиям, отдельная секция представляет футуристически авангардные работы, отсылающие к практике советского конструктивизма 1920-х. Еще одна часть экспозиции посвящена переходным формам между чисто художественными экспериментами и работой над проектами. Архитектурные кальки также выставлены в одной из множества ниш в стенах галереи, причем они выглядят не менее энергичными и острыми, чем другие листы. Завершает все видеоинсталляция «Внутренние перспективы»: в темноте возникают линейные архитектурные построения, позволяющие из-за своего увеличенного масштаба почувствовать пространство и логику его развития, как это делает архитектор.
Одна из постоянно возникающих проблем современной архитектуры: должен ли архитектор рисовать или может полностью довериться могуществу компьютерных программ? Эстрин не считает, что каждый практикующий архитектор обязан быть художником, однако не сомневается, что живой рисунок – это не только необходимый тренинг профессионала, но и единственное средство точно донести до других возникшую в уме картинку будущего здания. Современные строительные технологии делают возможным осуществление практически любого каприза, но сформулировать его бывает гораздо труднее. На этот вызов можно ответить по старинке свободным полетом профессиональной фантазии.