Масштабная экспозиция представляет более 50 подлинных нарядов первой трети XIX века. Фото Веры Ветровой
Музей Александра Пушкина на Пречистенке, похоже, решил проблему многих людей, которые пока не знают, куда сходить в выходные и грядущие мартовские праздники. Выставка «Мода пушкинской эпохи», созданная объединенными силами фонда историка моды Александра Васильева, Музея Пушкина и Исторического музея, стала настоящим подарком на 8 Марта для женщин всех возрастов.
Масштабная экспозиция, которая занимает три зала, представляет более 50 подлинных костюмов и платьев, 500 дамских и мужских аксессуаров, деталей гардероба, живописные портреты, модные картинки, предметы интерьера и быта – то, что составляло гардероб и окружало модника первой трети XIX века.
Выставка построена как рассказ об одном дне жизни светского человека по временному принципу, и каждому времени суток в просторных выставочных залах отведено особое место. К счастью, до наших дней дошло немало свидетельств той яркой эпохи, хотя многие экземпляры происходят из Франции, Германии, Англии, США и Испании.
Понятие «мода» для пушкинского времени было чрезвычайно актуально, ведь вкусы общества менялись достаточно быстро. Законам моды (в большей степени она приходила в Россию из Европы) следовали в общественной жизни, в светском этикете, в искусстве – в архитектуре и интерьере зданий, в живописи и литературе, в гастрономии, ну и, конечно же, в одежде и прическах.
Александр Васильев рассказал, что дворянская прослойка в России была невелика и костюмов сохранилось меньше, чем в Европе. Фото Любови Пуликовой |
В XIX веке в среде аристократии существовали строгие правила, предусматривающие определенный тип одежды для разных этикетных ситуаций. Проследить эти правила и модные тенденции можно по разнообразию платьев, которые носили в российских столицах 200 лет назад пушкинские современники и современницы, а также литературные герои того времени.
В начале экспозиции идет рассказ о первой половине дня, в которую входили «утренний туалет», «прогулка», «утренний визит», «обед» и «послеобеденное общение в кабинете хозяина».
Утренний туалет для женщины заключался в платьях простого покроя, а аристократ надевал халат или шлафор (другое название – шлафрок – просторная одежда без пуговиц, подпоясанная витым шнуром, – его могли носить и мужчины, и женщины), в нем выходили к завтраку, виделись с домочадцами и близкими друзьями. Кстати, халат среди домашней одежды удерживает пальму первенства по частоте упоминаний у русских литераторов. Герой повести Соллогуба «Аптекарша» сшил себе халат в виде сюртука с бархатными отворотами, и такой костюм «свидетельствовал о щеголеватости привычек хозяина». Петр Вяземский в своих произведениях халат трактовал как неизменный атрибут праздности, лени, но одновременно он стал считаться признаком… творческой личности. Именно в халате изобразил Пушкина Тропинин, а Иванов – Гоголя.
Рассматривая небольшие изящные наряды, невольно задаешься вопросом: сможет ли кто-то из наших взрослых современников, а не детей облачиться в подобные костюмы? Александр Васильев сказал, что максимальный размер женского платья был 48, а средний рост женщины той поры – 155 см, мужчины немного повыше, но не слишком – 165 см. Историк моды заметил, что пища, которую мы сейчас едим, содержит гормоны, и поэтому не стоит удивляться, что люди становятся такими большими.
Утренний туалет и чашка кофе сменялись утренними приемами и визитами (между завтраком и обедом). Особой заботой здесь был визитный костюм, который должен был быть нарядным, изящным, но не парадным. При утреннем визите мужчинам полагалось быть в сюртуках с жилетками, дамам – в модных туалетах, специально предназначенных для утренних посещений.
К двум-трем часам пополудни большая часть светской публики выбиралась на прогулку – пешком, верхом или в коляске. Излюбленными местами гуляний в 1810–1820-е годы в Петербурге были Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар, в Москве – Кузнецкий Мост. Как и положено настоящему денди, щеголь носит атласную шляпу-цилиндр с широкими полями a la Боливар по имени популярного южноамериканского политического деятеля. Фрак для прогулок мог быть зеленого или темно-синего цветов. Женщины же наряжались в цветные, пестрые платья и надевали шляпки разнообразных фасонов.
Около четырех часов пополудни наступал обед. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко держал повара, предпочитая обедать в хорошем ресторане.
После обеда начинались вечерние визиты – одна из непременных светских обязанностей. Если вдруг швейцар отказывал визитеру в приеме без объяснения причины, то это означало, что человеку вообще отказано от дома.
Дамы принимали гостей в гостиных и музыкальных салонах, а хозяин дома предпочитал для общения с друзьями свой кабинет. Обычно обставленный во вкусе хозяина, кабинет располагал к неспешной и доверительной мужской беседе, например, за хорошей трубкой и рюмкой отменной настойки.
В нишах, стилизованных под театральные ложи, – манекены в шелковых вечерних туалетах. |
Кстати, визитные карточки появились в Европе в конце XVIII века, в России они приобрели широкое распространение в начале XIX века. Сначала заказчики просили делать тиснения, вставляли гербы, рисунки и гирлянды, но в 1820–1830-е почти повсеместно перешли на простые лакированные карточки безо всяких украшений.
Отдельный зал выставки посвящен театру – весьма модному времяпрепровождению в пушкинское время.
Представление начиналось в шесть часов вечера, а заканчивалось в девять, так что молодой франт, облаченный во фрак или мундир, потом мог успеть на бал или в клуб.
На выставке, в нишах, стилизованных под театральные ложи, манекены облачены в роскошные вечерние шелковые туалеты, на головах – береты, токи и тюрбаны из бархата и со страусовыми перьями (головные уборы не снимали ни в театре, ни на балу).
Вдоль всей стены зала выставки тянется витрина – веера бальные из тюля, веер из черепахи, веер с изображением галантных сцен, лорнеты и театральные бинокли, флакончик с нюхательной солью, бисерные сумочки с цветочными орнаментами, браслеты с халцедонами и агатами, модные картинки, портретные миниатюры дам в ампирных платьях.
В театр приходили, не только чтобы посмотреть спектакль, это было место светских встреч, любовных свиданий и закулисных интриг.
Вероятно, самый насыщенный экспонатами зал посвящен «вечернему времени» и включает в себя такие темы, как «Английский клуб» и «Бал».
Первые Английские клубы появились в России при Екатерине II, запрещенные при Павле I, они пережили второе рождение во время царствования Александра I. Заседания в Английском клубе были привилегией исключительно мужской половины общества, поэтому и в витринах аксессуары: миниатюрные портреты модников, вышитые гладью подтяжки, табакерки (в виде позолоченной фигуры мопса или с портретом фельдмаршала Герхарда фон Блюхера), расшитый бисером бумажник и портрезор. Последний уже давно перешел в разряд диковин и милых безделушек, что даже всемогущие «Яндекс» с «Гуглом» не выдают объяснения, для чего предназначался предмет. На самом деле портрезор – это вязаный стальным бисером по коричневым нитям длинный кошелечек для монет, чье количество внутри портрезора ограничивалось специальным кольцом.
Устроители выставки не обошли вниманием и книги, которые пользовались большой популярностью, были обязательной частью библиотек и активно читались в клубах: сочинения лорда Байрона, Альфонса де Ламартина «Поэтические размышления», Эвариста Парни «Избранные сочинения», Жермены де Сталь «Коринна, или Италия» – все на французском языке. Среди отечественных произведений – «Руслан и Людмила» Александра Пушкина и «Ледяной дом» Ивана Лажечникова.
Вечерние туалеты, в которые наряжалась светская публика на званые вечера, рауты и балы, были очень разнообразными и различались весьма интересными деталями. Например, бальные туалеты дебютанток, приехавших на свой первый бал, обязательно отличались от нарядов светских дам. Имели значение цвет, фасон и даже сорт цветов, которыми украшали платье.
Где и у кого покупали платья модники пушкинской эпохи, также можно узнать на выставке. Интересно, что один из путеводителей того времени сообщал: «С раннего утра и до позднего вечера видите вы много экипажей, и редкий из них поедет без покупок. И за какую цену? Все втридорога, но для наших модников это ничего: словно «Куплено на Кузнецком мосту» придает каждой вещи особенную прелесть». Так что жалобы современных франтов на завышенные цены магазинов Москвы имеют как минимум двухсотлетнюю историю.
Бумажник, табакерки, миниатюры и портрезоры (справа) – мир образцового франта. Фото Любови Пуликовой |
На открытии выставки Александр Васильев отметил, что дворянская прослойка в России была сравнительно невелика, и туалетов высшего света сохранилось гораздо меньше, чем в Европе. Кроме того, костюмы пушкинского времени очень хрупкие, потому что все платья делались исключительно вручную. Это была эпоха, когда еще не изобрели искусственных красителей и все платья окрашивались исключительно натуральными красителями, основанными на цветах, листьях, минеральных солях, деревьях, ягодах и даже жуках.
Сейчас мало найти платье и отреставрировать его, самое сложное – скомплектовать его с другими предметами туалета, чтобы завершить образ. На выставке с этой задачей блестяще справился дизайнер Кирилл Гасилин, который нарядил и стилизовал все манекены.
Два года назад в Музее Москвы показывали другой проект Васильева – «Мода в зеркале истории. XIX–XX вв.» и еще тогда отмечали, что организации, которая бы регулярно проводила выставки, связанные с модой (как делает, к примеру, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Музей моды и текстиля в Париже или вновь заработавший после длительного перерыва Центр костюма имени Анны Винтур Метрополитен-музея в Нью-Йорке), в России, к сожалению, нет.
И хотя в 2006 году был основан Музей моды – организация под идейным руководством Валентина Юдашкина, свое помещение у него отсутствует, и в результате под его эгидой периодически проводятся мероприятия на чужих площадках. Так было в 2014 году, когда в честь 25-летия Дома моды Юдашкина работы модельера «дополняли» экспозицию ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке «Мода в пространстве искусства».
Создать выставку, подобную «Моде пушкинской эпохи», стоит огромных усилий и труда, а повторить практически невозможно, поэтому длиться она будет по московским меркам достаточно долго – до 10 мая.