Скандинавский дизайн – это простота, функциональность и только натуральные материалы. Фото c сайта www.stockholmfurniturelightfair.se
Стокгольмская неделя дизайна, только что закончившаяся в столице Швеции, в очередной раз подтвердила свой статус самого представительного форума скандинавского дизайна. Важно отметить, что подобный успех не случаен и является положительным результатом долгосрочных совместных усилий правительства и креативной части общества.
Интересно, что скандинавы так же, как и мы, трепетно относятся к дизайну собственного дома. Об этом рассказала Силла Робак, директор престижного шведского Beckmans College of Design. «Климат, не располагающий к тому, чтобы надолго выходить из дома, особенно зимой, и экономические условия, влияющие на высокие цены в ресторанах, заставляют людей больше времени проводить дома. И как следствие дом приобретает особое значение – это уже не просто уголок, где можно поспать и бюджетно перекусить, а театральная сцена – место, куда вы приглашаете гостей, где растите детей, где переживаете все самые яркие моменты своей жизни».
У шведов такое отношение к дому сложилось давно, для нас же оно становится все более актуальным – осталось только найти свою идентичность. «…Функциональность, простота, эргономичность, честность в использовании материалов – словом, все то, что мы понимаем под скандинавским дизайном, – продолжает Силла Робах, – полюбилось самим скандинавам не сразу, на это ушло несколько десятилетий». Среди мер, разработанных правительством, были, в частности: объявление войны всему, что «сделано в Германии»; тесное сотрудничество с местными дизайнерами и художниками; открытие в 1930 году «Стокгольмской выставки»; создание манифеста Acceptera; переезд премьер-министра в 30-е годы ХХ столетия из дворца в простой дом и даже разработка схем передвижения хозяйки на кухне. Если домашние дела занимают меньше времени, значит, хозяйка может потратить его на воспитание детей, которые, по замыслу правительства, уже должны были стать осознанными потребителями продукции местного производства, наделенной знакомыми нам сегодня качествами.
Стокгольмская неделя дизайна демонстрирует полный успех этой долгосрочной программы и позволяет воспринимать кризис позитивно, как возможность развития и самосовершенствования. Главное – осознать это и действовать.
События и тенденции
Гостиную для посетителей на Stockholm Furniture & Light Fair создала британский дизайнер Ильзе Крауфорд. Фото с сайта www.stockholmfurniturelightfair.se |
Вернемся к главным новостям Стокгольмской недели дизайна, насыщенной множеством презентаций, открытий и веселых дизайнерских вечеринок. Безусловно, гвоздем ее программы стала Stockholm Furniture & Light Fair, на которую, по словам Сесилии Нуберг, руководителя выставки, «в этом году приехали 710 экспонентов, 80% из них производители из Скандинавии». Выставка невероятно динамична и одновременно по-скандинавски размеренна. Посетители не мечутся здесь в страхе не успеть увидеть самое интересное, так как ее масштабы позволяют осмотреть все неспешно и тщательно.
Неизменно интересным был проекты Greenhouse, в этот раз около 30 независимых молодых дизайнеров и примерно столько же дизайнерских школ выставили свои уникальные идеи, позволяющие оценить вектор развития дизайна на ближайшее будущее. На стендах почти всех школ шла ожесточенная полемика – зачем и из каких материалов создавать новые вещи, кому они нужны, что важнее – форма, функция или эмоции. Яркой иллюстрацией этих поисков стал стеллаж Frisky выпускницы Bekman College of Design Йоханны Санден, демонстрировавшийся в рамках проекта Wrong place. Wrong time. Поставить предмет на полку, не дотронувшись до густой бахромы из тонких капроновых шнурков, невозможно, как невозможно и оторвать от них руку. Этот трюк с бахромой позволяет вернуться в детство, когда мы постигали мир на ощупь, получая от этого массу положительных эмоций.
В центре входного холла по традиции расположилась гостиная для посетителей, в этом году созданная по проекту почетного гостя выставки, блистательного британского дизайнера Ильзы Крауфорд, успешно сотрудничающей с целым рядом шведских мебельных производителей и создавшей потрясающий стокгольмский отель Ett Hem. Инсталляцию, напоминающую интерьер ее собственной студии, Ильзе назвала Question time («Время вопросов») и, так же как и студенты в Greenhouse, предложила всем желающим ответить на вопрос «Зачем и как с помощью дизайна можно улучшить окружающий нас мир?». Свои ответы гости могли разместить на гигантской пробковой доске, протянувшейся через всю гостиную.
Сама выставка в отличие от первых двух проектов претерпела серьезные изменения. Организаторы перепланировали расположение стендов, в результате чего ни одна компания не осталась на своем старом месте. Эта рокировка позволила увидеть некоторых производителей в новом ракурсе и отчетливо проследить, насколько сильно размылись границы между домашней и офисной мебелью. Сегодня совершенно неочевидно, для общественного или частного интерьера предназначены ли тот или иной диван, кресло, стол или светильник. Отчасти это связано с тем, что компании, расширяя ассортимент, стараются привлечь больший круг потребителей.
Отличительная особенность почти всех мебельных новинок – тонкий металлический каркас и мягкая обивка привычных сероватых оттенков вперемешку с пастельно-розовым, небесно-голубым, оранжевым и фиолетовым. Это касается и кресла Sling, созданного Note Design Studio для шведского производителя Fogia, и коллекции диванов и кресел Cloud от дизайнера Луки Никетто для датской компании &tradition, и кресла Satellite голландца Ричарда Раттона для шведской компании Offecct. Аскетично и вполне уместно как для офиса, так и для дома выглядела коллекция столов и стеллажей Kaari, спроектированная братьями Буруллеками для Artek. Прекрасно можно представить себе в общественном и в домашнем интерьере гигантские по масштабу подвесные лампы-конусы W151 белого, ярко-оранжевого и вишневого цветов от знаменитой тройки архитекторов и дизайнеров из бюро Claesson Koivisto Rune для Wastberg. То же самое можно сказать и о маленькой настольной лампе на клипсе Sempe w153 от Инги Семпе для этого же производителя.
Все это наглядно свидетельствует, что концепция рабочего пространства продолжает подвергаться серьезному переосмыслению, а тенденция к уходу от привычных однообразных офисных площадей продолжает свое развитие к дифференциации рабочих мест, к более рациональному использованию офисного пространства и созданию уютной атмосферы, максимально приближенной к домашней.
Стокгольм