Жизнь в космосе и опасна, и трудна, и не заметить этого невозможно. Кадр из сериала
Научно-фантастический кабельный канал SyFy, младший брат NBC, специализируется на всем мистическом и загадочном (эдакий американский ТВ-3), а также не брезгует подбирать брошенные другими каналами проекты («Звездные врата») или перезапускать успешные франшизы конкурентов (оригинальный «Звездный крейсер «Галактика» придумали на ABC). В 2014-м канал выпустил несколько интересных новинок в диапазоне от «Спирали» до «Нации Z», а на конец года оставил потенциально флагманский проект с многообещающим названием «Вознесение». Обманчивый, полижанровый сериал, в котором ретрофантастика неоднократно оказывается чем-то совершенно иным, ожидания и оправдал, и нет.
В 1963 году США отправили космический корабль в 100-летнее путешествие, призванное сберечь человечество где-нибудь подальше от Земли. В 2014 году уже потомки тех, кто взошел когда-то на борт «Вознесения», продолжают подготовку к непростому выживанию на чужой планете. Лучшие умы корабля разрабатывают новые вакцины, в 1966 году придумали норплант, чтобы среди экипажа не случалась любая беременность, кроме разрешенной начальством, в начале 70-х – МРТ и многое другое. В каютах играет джаз и крутят преимущественно черное-белое кино с Хамфри Богартом и Джоном Уэйном: в каком-то смысле на «Вознесении» творится альтернативная история, в которой все события в летописи цивилизации после 1963 года попросту не существуют. Из собственноручных развлечений у пионеров космической одиссеи есть лишь корабельные интриги, чьи однотипные пируэты нарушает первое за полвека убийство. Девушка с мифологическим именем Лорелея (Аманда Томсон) найдена мертвой на искусственном пляже. Капитан Деннингер (Брайан Ван Холт), ссылаясь на уровень алкоголя в крови погибшей, грешит на самоубийство, но просит Аарона Голта (Брэндон Пи Белл) расследовать это дело. Меры предосторожности срабатывают не полностью: механизм «дворцовых» интриг уже запущен, кандидаты на капитанский мостик жадно вьются вокруг капитанской же каюты, а жена Деннингера Виондра (Триша Хелфер), можно сказать, содержательница местного борделя, старается то ли помочь мужу, то ли потопить его окончательно. Совсем все усложняет девочка Криста (Элли О’Брайен), которая вслед за Лорелеей подозревает неладное, чувствует на себе невидимый взгляд и видит сны, в которых убивают Кеннеди, рушатся башни-близнецы 11 сентября, а американская армия вторгается в Ирак.
Криста (Элла О’Брайен) видит не мертвых людей, но тоже всякие странные вещи. Кадр из сериала |
В это время на Земле большая часть населения про «Вознесение» ни сном ни духом, лишь любители конспирологических теорий, из тех, кто считает, что
НАСА получает четверть бюджета страны, верят, что в 1963 году исчезло около 70 ученых, а правительство что-то скрывает. Разобраться в происходящем призвана Саманта Крюгер (Лорен Ли Смит) – высокая блондинка, которой сын идейного вдохновителя полета кажется чересчур подозрительным.
Многообещающий проект SyFy, созданный Филипом Левенсом, задумывался как мини-сериал с продолжением: если шесть серий аудиторию заинтригуют сверх канального стандарта, то «Вознесение» определенно ждало бы большое плавание. Сейчас будущее сериала под вопросом: рейтинги обычные, звезд в актерском составе не видать, как и амбиций «Звездного крейсера «Галактика», который, как напоминают поклонники космооперы, когда-то стартовал на SyFy точно так же – с мини-формата. У детища Левенса бэкграунд слабее: никакого культового «Вознесения» по ABC не показывали, а на одной интриге далеко не уедешь. Хотя в этом сериал старается преуспеть по максимуму, чуть ли не каждую серию значительно меняя смысл происходящего.
В соседстве с продленными на второй сезон научно-фантастическими жвачками типа «Сотня» и «За пределами» потенциальное закрытие «Вознесения» будет выглядеть как минимум странным. Как максимум – событием всего лишь на несколько голов ниже снятия с эфира культового «Светлячка» Джосса Уидона (попробовал бы кто-нибудь сейчас указать режиссеру «Мстителей» на дверь). Впрочем, открытая концовка идет вразрез с заверениями студии о том, что шесть серий будут вполне себе самодостаточными: даже первый сезон «Сотни» был более цельным, а вот после финала «За пределами» выкрутиться с продолжением будет довольно непросто. С первым «Вознесение» роднит отлучение от дома и рассинхронизация с привычным образом жизни. Жители корабля не испытывают нужды в еде или кислороде, но также подвержены делению на касты, жесткому контролю деторождения и вдобавок женятся не по любви, а по решению программы, которая отбирает оптимальных партнеров для максимально эффективного продолжения рода. С «Пределами» у проекта Левенса общий интерес к границам человеческих возможностей и легкий шепоток паранойи, напоминающий, что случайности не случайны, а совы не те, кем кажутся.
«Вознесение» можно смотреть как социальный эксперимент, как мистический триллер, как ретродраму с уклоном в альтернативную историю, а также как притчу о человеческих амбициях (в космическом корабле, который отправлен с целью спасения цивилизации, несложно прочесть библейский ковчег). В нем нет старомодности многосерийных сай-фаев, продюсируемых Стивеном Спилбергом, и легковесности, переходящей в глупость, как у иных подростковых сериалов. «Вознесение» не боится ни насилия, ни обнаженной натуры (хотя всегда тянет и с тем, и с другим), но страшно не хочет заканчиваться. Финальные две серии тянутся, как мгновения перед казнью. Свист гильотины, открытый финал – и теперь все зависит от руководства канала. Так что велики шансы, что мы так никогда и не узнаем, куда занесла нелегкая главных героев.