Молодое поколение знакомится с миниатюрными портретами императора.
В помещении фонда «Русское культурное наследие» на Поварской улице открылась выставка «Он всех людей сердца приобретает…», посвященная образу императора Александра I, запечатленного в работах современных ему художников, граверов и скульпторов.
Для созданного в 2008 году фонда эта выставка – пятая по счету. На первой, прошедшей в 2011 году, представили русский портрет XVIII–XIX веков из частных собраний. Затем вниманием куратора выставки и руководителя фонда Елены Малинко завладела гравюра, а в 2013 году состоялась выставка поистине уникальная – фонд показал тонкое искусство эгломизе (профильные черные портреты на стекле, покрытом сусальным золотом) и силуэты. Работы мастериц прошлых столетий – вышивки бисером и редкие шпалеры – показывали в прошлом году, а сейчас открытие экспозиции приурочили ко дню рождения (12 (23) декабря 1777 года) одного из самых популярных российских императоров Александра I. И хотя дата не круглая, на свой 237-й год Александр получил отличный подарок: собранная в двух залах выставка представляет разнообразную иконографию победителя Наполеона – от ранней юности до времени смерти (или предполагаемого ухода в монастырь). Все экспонаты выставки (их более 180) – из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга, многие показаны впервые и ранее никогда не публиковались.
Куратор выставки Елена Малинко рядом с портретом Александра I работы Джорджа Доу. Фото автора |
Александр I является одной из наиболее значимых в мире личностей начала XIX века, и в изобразительном искусстве российского императора чаще всего представляют в качестве победителя, военачальника, освободителя и т.д. Однако не менее интересен его образ и в более ранние годы – Александр как сын, как великий князь, как супруг (кстати, гравированные портреты жены императора Елизаветы Алексеевны и любимой сестры Екатерины Павловны здесь также присутствуют). Экспонаты на выставке фонда расположены в хронологическом порядке, и очень многие из них представляют Александра I до Отечественной войны 1812 года. Вот Александр – младенец с погремушкой в руке на полотне работы неизвестного художника, вот он с братом Константином на эскизе Иоганна Батиста Лампи-Старшего к большому парадному портрету. Рано умерший Августин Ритт запечатлел облик наследника на миниатюрном портрете, Фердинад де Мейс воспевает юного правителя в торжественной «Аллегории на восшествие Императора Александра I на престол».
Первый, синий зал выставки словно подготавливает зрителя, подводит к залу «великих побед». В «победном» зеленом зале, обставленном современной Александру I мебелью карельской березы, российский император на гравюрах и живописных холстах предстает уверенным в себе правителем великой державы. Смотр войск или клятва у гроба Фридриха Великого, одиночные портреты венценосного императора – подобные тиражные гравюры пользовались и пользуются большой популярностью у коллекционеров. Александр I присутствует на всех «носителях», которыми располагал художник в XIX веке: живописные холсты, гравированные оттиски на бумаге, гризайльные изображения на позолоченных фарфоровых чашечках, инициал «АI» под короной на хрустальной рюмке, скульптурные бронзовые и гипсовые бюсты.
Отдельные листы рассказывают про смерть императора. В последние годы жизни Александр I часто говорил об отречении от престола и отшельничестве. Когда в 1825 году он отправился на юг России и скоропостижно скончался в Таганроге, его слова послужили основой для легенды о «старце Федоре Кузьмиче», согласно которой смерть императора была им инсценирована и вместо него был похоронен двойник, в то время как он сам ушел старцем-отшельником в Сибирь. О таком неугасимом желании подданных не расставаться со своим императором наглядно повествуют серия гравюр 1845 года, на которых Александр I разговаривает с митрополитом о схимнике, а затем принимает благословение схимника.
Оценить все эти редкие экспонаты и рассмотреть многообразие портретов Александра I до того, как они отправятся обратно в квартиры коллекционеров, можно до 31 марта.