Натюрморты с черепами, так называемые vanitas, наглядно напоминающие о бренности всего земного, были очень популярны в европейском искусстве XVI–XVII столетий. Фото предоставлено пресс-службой Paris Tableau
В середине ноября столица Франции увидела четвертое издание Paris Tableau, единственного в мире салона, специализирующегося исключительно на живописи старых мастеров – от Средних веков до 1870 года, то есть краеугольном камне почти любой коллекции классического искусства.
Следуя замыслу организаторов – десяти влиятельных парижских галеристов, эта удобная для посетителей избирательность должна также сохраняться в придирчивом выборе галерей-участниц и в строгости утверждения экспонатов. Этим, кстати, занимается независимый экспертный совет состоящий из хранителей музеев и маститых искусствоведов.
В результате на Paris Tableau было представлено 26 известных галерей из Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Вены, Амстердама, Цюриха, Базеля, Рима, Болоньи и Неаполя, как и предыдущие три раза, экспонировавшихся в классицистическом здании бывшей биржи – дворце Броньяр.
По подсчетам Клэр МакЭндрю, одного из немногих экономистов, берущихся заглянуть в не самые прозрачные воды арт-рынка и оценить его не только по официальным отчетам аукционных домов, но также и по приватным сообщениям дилеров, рынок старых мастеров (включая китайских) два предыдущих года понемногу сокращался.
Однако почти все эксперты, включая саму МакЭндрю и учредителей Paris Tableau, уверены, что это не касается работ по-настоящему высокого уровня, которые остаются надежной финансовой инвестицией. Это хорошо подтверждается летними торгами работами старых мастеров на аукционах Christie's и Sotheby's, которые побили все рекорды по объемам продаж, количеству лотов, проданных дороже 1 млн фунтов, и даже географическому разбросу покупателей. В этой ситуации борьбы с рынком за устойчивость и с аукционными домами за клиентов галеристы, занимающиеся старым искусством, в последние годы изобретают все новые стратегии привлечения к себе внимания. Так, фонтан духов обращал на себя внимание на биеннале антикваров в том же Париже в сентябре, а в пульсирующий рынок contemporary art вполне вписывалась успешная секция Frieze Masters, которая дополняла гигантскую ярмарку современного искусства Frieze в Лондоне. Неудачной попыткой стоит назвать, пожалуй, создание самым авторитетным антикварным салоном TEFAF (объединившись с Sotheby's) своего клона в богатом коллекционерами Пекине.
Избранное Paris Tableau направление движения в сторону музейного искусства выглядит достойным и очень конкурентоспособным не только в задумке, но и на практике. Вся обстановка будто говорит, что собравшиеся здесь приехали на Paris Tableau строго по делу: и консервативный дизайн приятно затемненного пространства, и отсутствие броской рекламы, и вглядывающиеся через лупы в детали картин посетители, и участвующие в показе два виртуоза исторического багета, Энрико Чечи и галерея Montanari.
Не подвела и параллельная программа: закрытая научная конференция собрала международных музейных и галерейных экспертов по караваджизму, а небольшая некоммерческая выставка объединила отборные голландские и фламандские работы, включая Яна Брейгеля Старшего, Хендрика Гольциуса и Питера Пауля Рубенса из собраний Центрального музея Утрехта, частного амстердамского фонда П. и Н. де Бур и компании AXA ART, которые потом переместятся на выставку к авторитетному партнеру салона – фонду Кустодиа, владеющему одной из богатейших в мире частных коллекций старого рисунка.
На стендах было представлено множество картин, подтверждающих, что, коллекционируя работы старых мастеров замечательного качества, не обязательно гнаться за первым именем и миллионной ценой. Тем не менее, одной из самых дорогих картин на салоне была «Гавань Сан-Марко в праздник Вознесения» Франческо Гварди за 5 млн 740 тыс. евро в галерее Чарльза Беддингтона, серьезнейшего эксперта по живописи Каналетто, чье полотно «Пьяцца дель Пополо» за 1 млн 200 тыс. евро также украшало стенд.
Учредители Paris Tableau из галереи Canesso, специализирующейся на итальянском искусстве, показали мистического Алессандро Маньяско с «Солдатами и нищими», караваджиста Баттистелло Караччиоло с «Портретом юноши» и играющую цветом картину Луки Джордано «Тарквиний и Лукреция» за 900 тыс. евро.
Галерея Eric Coatalem, принадлежащая знатоку французского искусства, экспонировала роскошный по живописи и изображенным костюмам парный портрет барона и баронессы Бесенваль кисти Николя де Ларжильера. Лондонская галерея The Weiss, специализирующаяся на портретах и поддерживающая выставки Национальной портретной галереи, показала отличную подборку работ, варьирующихся от прижизненного профильного портрета Людовика XI лионской школы до английских модниц эпохи Тюдоров и «Портрета габсбургского офицера» Франса Пурбуса Младшего за 375 тыс. евро.
Доказательством притока новых работ на рынок старого искусства – за счет находок и уточнения авторства – стала восхитительно прописанная, нежная «Мадонна со спящим младенцем», теперь четвертая из известных работ мэтра Мадонны Клеман (стенд галереи Claude Vittet, специализирующейся на северной школе). Так же в центре внимания вновь оказался написанный на меди и недавно обнаруженный «Портрет леди» Антониса ван Дейка, представленный Derek Johns LTD.
Париж–Москва