Полина Зизак вместе с оркестром исполнила блок известных джазовых песен. Фото автора
В строгом и академичном зале имени Чайковского Московский джазовый оркестр Игоря Бутмана представил новую версию программы «Будущее джаза». Помимо полного состава оркестра в концерте приняли участие молодые таланты. Впрочем, первую композицию оркестр Бутмана исполнил с представителем «старой гвардии», как иронично отметил лидер коллектива, композитором и пианистом Николаем Левиновским. Музыкант, в прошлом звезда советского джаза, руководитель группы «Аллегро», в настоящее время регулярно выступает в Америке и России, его аранжировки много использует Московский джазовый оркестр. Николай возродил свой ансамбль «Аллегро» и играет, помимо оркестрового, в камерном составе. Прозвучала русская народная песня «Ходила младешенька», записанная в обработке Левиновского на альбоме оркестра «Special Opinion» (2013 год). Автор аранжировки, в отличие от академических композиторов Скрябина и Прокофьева, придал мелодии явную джазовую основу. Игорь Бутман (сопрано-саксофон), Александр Беренсон (труба), Илья Морозов (альт-саксофон) сыграли каждый по зажигательному соло.
Далее ритм-секцию в лице Виталия Соломонова (контрабас) и Эдуарда Зизака (ударные) сменили американцы – контрабасист Ив Шэрман и ударник Рассел Холл, и оркестр исполнил мягкую и спокойную балладу «Я буду помнить апрель». Во время композиции прозвучали техничные соло Шэрмана – внешне невозмутимого, но отлично владеющего инструментом, и Холла – весьма скоростного ударника. К третьей композиции авторства трубача Павла Суязова место Левиновского, чьи выступления на больших российских сценах пока происходят не так часто и поэтому каждый раз радуют публику, занял молодой пианист Андрей Марухин, а также присоединились приглашенные солисты-духовики – Павел Суязов (труба) и саксофонисты Азат Баязитов (Казань–Москва) и Виктор Геравкер (Минск). Зал встречал громкими аплодисментами соло музыкантов, в том числе «выход» Марухина, показавшего свое фортепианное мастерство и высокое владение джазовой импровизацией. Эту пьесу, как и некоторые другие, оркестр исполнял без Игоря Бутмана, основной движущей силы проекта. Музыкант сначала с интересом следил за происходящим на сцене, но уже в джазовой вещи «С первого взгляда», выдержанной в духе классического бибопа, вновь «ворвался» в состав оркестра и исполнил одно из самых ярких саксофонных соло концерта. Необычные мелодические линии ударных и баса, средние темпы, становившиеся все быстрее, дополняли необычное звучание сочинения Павла Суязова.
Азат Баязитов представил свою первую авторскую вещь – посвящение любимой девушке саксофониста, живущей в Казани. Началась пьеса со звуков густого и теплого тенор-саксофона и продолжилась ритмичной партией оркестра не без активного участия пианиста Марухина. Закончилось первое отделение легкими и по-летнему свежими «Парижскими улочками» (Бад Пауэлл – Николай Левиновский). Нестандартное сочетание флейт, трубы и тромбона сменилось игрой резво свингующего оркестра, «разговором» инструментов Суязова, Баязитова и Бутмана.
Вторую часть концерта открыл сверхбыстрый номер, изначально написанный для квартетного состава «Блюз для вас» с самым активным участием тенор-саксофона руководителя оркестра, фортепиано Андрея Марухина и других молодых участников проекта – Ильи Морозова, Ива Шэрмана и Рассела Холла, а продолжила красивая баллада Азата Баязитова «Старый, старый город», посвященная Стокгольму. Мелодия будто «парила» в воздухе, распространяя по залу настроение умиротворения и вдумчивого созерцания, во многом из-за выразительного звучания большой духовой секции, сопровождавшей солирующий саксофон Баязитова.
Сразу по завершении камерной версии знаменитого стандарта «Tea For Two», исполненной в трио – Шэрман, Холл и Бутман, присоединившийся ближе к концу композиции, – на сцену вышла артистичная и экспрессивная молодая певица Полина Зизак. Вместе с оркестром она исполнила блок известных джазовых песен, ставший достойным завершением более чем двухчасового концерта: «Shiny Stockings», «А-Tisket, А-Tasket», «God Bless The Child», «Mister Paganini» (по словам Зизак, после прослушивания именно этой композиции – визитной карточки Эллы Фицджеральд девушка решила заняться джазовой музыкой), а также «Orange Colored Sky» и «How High The Moon».
После длинного и насыщенного концерта в зале Чайковского оркестр исполнил камерный вариант программы в Клубе Игоря Бутмана на Таганке и продолжил подготовку к большому туру, на этот раз по Индии.