0
5338
Газета Люди и положения Интернет-версия

10.10.2014 00:01:00

Кино про незнакомку

Тэги: кино


кино Алексеев (Александр Збруев) вспоминает гитару, к которой не прикасался много лет. Кадр из фильма

...Дернуло же меня перед просмотром  почитать критику. Из которой следовало, что в фильме Михаила Сегала «Кино про Алексеева»  высмеиваются барды-шестидесятники в лице этого самого Алексеева, сыгранного Александром Збруевым.  

Кино оказалось про безусловную любовь, которая случилась в жизни Алексеева, а он и не заметил. Более того, которая существует и посейчас, а он этого   не  узнал. 

Первые кадры сняты рапидом. Разлетаются рыжики, разбивается трехлитровая банка с огурцами, что в замедленной съемке и сияющем свете  смотрится на удивление эстетски красиво. Дальнейшее вполне обыденно: придорожная торговля печальной российской осенью в каком-то совсем уж захолустье. Продавец – немолодой, седовласый, с палочкой – навернулся в яму (вот почему разлетающиеся грибы-огурцы). Появление в глуши «скорой» по такому ничтожному поводу – куда ни шло, но появление еще и съемочной группы, допрашивающей пострадавшего, – сомнительно. До кучи сюда, к ведрам с картошкой,   привозят телеграмму (сосед, что ли, подбрасывает по дороге). После чего герой торговлю быстренько сворачивает и принимается за сборы. В рамках которых примечательно посещение им своей бывшей квартиры, где ныне проживают мигранты из Азии, и их малые дети возят по полу остов гитары (а герой явился, конечно, за ней); гриф гитары отдельно висит на стене. Метафора?..

Одолжив гитару у соседского паренька, Алексеев едет с ней из своей Тулы в Москву. Интрига понемногу рассеивается, и когда он заявляется в столичную радиостудию, рассеивается вроде бы окончательно. Милая немолодая женщина-ведущая объявляет в микрофон, что сегодня   в гостях, вы не поверите, легенда нашей бардовской песни, на чьем творчестве выросло столько поколений, и кто... 

Происходящее в студии  будет перемежаться с камбэками в молодость, жизнь и творчество Алексеева. Забежит в студию за чем-то забытым Андрей Макаревич, обалдеет, увидев героя, и попросит разрешения сфоткаться вместе. А на плазме – репортаж с околоземной орбиты (оказывается, космонавты любят попеть в невесомости алексеевские песни), а на плазме – репортаж с улиц столицы, где юная поросль с хорошими лицами и честными глазами объясняется в любви к творчеству Алексеева... 

Почти поверив в фильм-историю о забытой знаменитости 60-х годов прошлого века (вот оно как может в жизни-то обернуться, продажей картошки на обочине!), чувствуешь, что что-то здесь не так. Какие-то  несообразности в студии: происходящее явно длинновато для заявленного прямого эфира, и слишком пустынна радиостанция, и эти паузы-перерывы-отступления (а то и вообще отошли, чаю попили)...

Камбэки, кстати, длиннее, чем надо; они должны работать на картину, а не утяжелять ее.  Безусловно, они нужны: юность героя, работа на оружейном заводе, вербовка в КГБ, друзья, девушки, но зачем так много этого всего и так подробно? Зачастую достаточно детали, а не  скрупулезной расшифровки... Тем не менее благодаря камбэкам понимаешь, что представлял собой герой  в юности: амбиции, поверхностность, бездумное повторение чужих слов и прогибание под изменчивый мир. Что совсем не корректируется с восторгами, звучащими в студии (а там уже предъявляются ксерокопии газет с интервью Окуджавы и Бродского, хвалящих Алексеева!).

Молодая журналистка (Ксения Радченко) и молодой Алексеев (Алексей Капитонов).	Кадр из фильма
Молодая журналистка (Ксения Радченко)
и молодой Алексеев (Алексей Капитонов).
Кадр из фильма

Так забытая звезда или что?..

На прощание ведущая дарит престарелому барду грампластинку-гигант в суперобложке, на которой он молодец с гитарой. Обалдевший Алексеев с пластинкой под мышкой покидает студию... в которой появляется ее владелец, и «ведущая» со звукорежиссером, оказавшимся ее сыном, вынуждена объясняться и извиняться по поводу ночного пребывания на радиостанции. 

Все разъясняется буквально в последние минуты фильма. Милая немолодая женщина с детства была влюблена в Алексеева, а в юности отказала ему в мимолетной близости (они как-то пересеклись на, условно говоря, Грушинском фестивале; не захотела журналистка заниматься любовью с бардом между палаткой  и озером). Именно тогда она и услышала от него: «Любить – это дать другому то, в чем он сейчас нуждается» (а он  это услышал на съемках «Андрея Рублева», после чего частенько интересничал фразой на публике, бездумно повторяя ее). 

Увидев в телевизионном репортаже свою первую любовь, седого и хромого со всем его незавидным положением Алексеева, она и организовала все это: съемку на тросах «с орбиты», пластинку на Апрелевском заводе звукозаписи, добрые слова молодняка, сказанные в камеру, разумеется, за мзду... Согласился подыграть Макаревич, и помог сын, действительно работающий звукорежиссером на радио. Алексеев так ни о чем и не догадался, а она так и не призналась, что они старые знакомые.

Какое, к черту,  кино про Алексеева – это кино про незнакомку, это кино про безусловную любовь!

То-то меня страшно удивляло, что через весь фильм красной нитью проходит прелестная эротическая песня Сержа Гинзбура  Je t'aime... moi non plus («Я люблю тебя... Я тебя тоже нет». Где, кстати, есть строчка: «Плотская любовь  безвыходна…»). Наверное, потому, что хит 60-х, подумалось. На самом деле песня Гинзбура – потрясающе точный выбор именно для этой картины! Несколько смутило исполнение детским хором очень уж недетского текста песни, пусть и на французском, хотя... В исполнении  детского хора не осталось эротики – осталась прекрасная мелодия, звучащая как мощный и чистый гимн этой самой  безусловной любви.  

Смелость чрезвычайная: в стране, где нет жизни после 35, сделать героями фильма постпенсионных Его и Ее.  Большая смелость: в обществе, где отношения полов давно складываются по принципу «выгодно–невыгодно» плюс гормоны-либидо, продемонстрировать зрителю пример любви высшей, той, о существовании которой он не догадывается (и в которую не поверит. Подумает: зачем старая чудачка так грузилась с этой инсценировкой, потратив уйму денег, усилий, времени? Ведь ни упрека, ни напоминания, ни признания не позволила себе, да и благодарности не получила!).

То, что режиссер и сценарист Сегал проницателен, наблюдателен и видит больше прочих (как и положено изначально писателю по профессии), было понятно уже после его первого фильма «Рассказы». Отдавая земной поклон авторам за идею (воплощение есть за что упрекнуть), сомневаюсь в удачной прокатной судьбе картины. Современный зритель не приучен разгадывать загадки, к тому же снятые не   в клиповой манере. Захочет ли он смотреть в кинотеатре за свои кровные на перипетии жизни сегодняшнего старика и юноши из далеких 60-х? Сомнительно.

«По крайней мере они попытались».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
523
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2246
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1474
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1101

Другие новости